Причина запрета поста в день пятницы

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
К сожалению (упоминает ан-Навави, да помилует его Всевышний Аллах), в этом вопросе имам Малик (да помилует его Всевышний Аллах) придерживался мнения о допустимости поста в день пятницы (джум'а). Он сказал: «Я не слышал от кого-то из людей знания (ахлю ль-'ильм) и фикъха о том, что нельзя поститься в день джум'а, и поститься в этот день — это хорошо».
Ан-Навави говорит одну хорошую, очень важную вещь: «Сунна стоит перед тем, что считал Малик или кто-то другой». Да смилуется над ним Аллах. У нас передан чёткий запрет от Пророка ﷺ на пост в день джум'а, если это выделение его для поста. Поэтому обязательно брать это мнение.
И это разъясняет нам с вами, это очень важный вывод, что даже от крупных, уважаемых, почтенных имамов иногда может ускользнуть что-то из знания, из Сунны. И мы, конечно, должны найти для них оправдание ('узр) и сказать, что они награждены, получают награду от Аллаха (Пречист Он и Возвышен) за свой иджтихад и ошибка им прощена.
Но проблема не в них и их мнении. Самое большое несчастье, что люди слепо следуют за мнениями кого-то из ахлю ль-'ильм после того, как дошёл до человека хадис. У имама Малика или кого-то другого из имамов есть оправдание: до него не дошёл хадис или хадис дошёл каким-то путём, передачу которого он не считал достоверной, — и они даже получают награждение от Аллаха. Но у тебя какое оправдание?! До тебя дошёл достоверный хадис о том, что Пророк ﷺ запретил выделять джум'а для поста, а потом ты берёшь и отвергаешь этот хадис. Всё твоё оправдание — мазхаб. Разве может быть какой-то мазхаб важнее, чем мазхаб Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ?!
Ан-Навави говорит, в чём мудрый смысл, почему запрещено поститься в пятницу. Называются разные объяснения этого. Некоторые говорят, что день пятницы (йауму ль-джум'а) — это день поклонения ('ибады), поминания Аллаха (зикра), мольбы (ду'а). Поклонения в этот день — человек совершает полное омовение (гусль), рано выходит на намаз, потом ждёт джум'а, слушает проповедь (хутбу), много поминает Аллаха (Пречист Он и Возвышен), потом поклонение Аллаху в то время, когда особый ответ на ду'а от Аллаха, — человек поклоняется после послеполуденного намаза ('асра), как это делали предшественники (саляф), после джум'а он много поминает Аллаха (пречист Он и возвышен), как приказал Аллах:
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا
«А когда закончится намаз, то распространяйтесь по земле, ищите от щедрот Аллаха и поминайте Аллаха много». Коран, [62:10], и другие виды поклонения в этот день. «Поэтому, — говорит ан-Навави, — желательно не поститься в этот день, потому что [если человек не будет постящимся в этот день] это даст ему больше сил выполнить эти виды поклонения, бодрость и он будет чувствовать наслаждение от этих видов поклонения без какой-то усталости».
Кто-то может возразить: «Если так, тогда почему можно поститься в пятницу, если ты постился в день до или после этого? Мудрый смысл же сохраняется тот же». Ан-Навави говорит: «[Да, так: конечно, у человека из-за поста, может быть, будут некоторые упущения в выполнении этих поклонений, но] это компенсируется его наградой за пост, который он постился день до и после этого».