Причина крайностей в день ‘Ашура

Причина крайностей в день ‘Ашура

Хвала Аллаху Господу миров!

Выдающийся ученый Ибн аль-Къаййим (да помилует его Аллах) говорит: «Есть три уровня соблюдения поста в день 'Ашура: самый первый уровень – это когда человек постится только 10-го числа месяца мухаррам; второй уровень выше этого – когда человек постится также и в 9-й день (т. е. в 9-й и 10-й дни месяца мухаррам); третий самый высокий уровень – это когда человек постится 9-го, 10-го и 11-го числа месяца аль-мухаррам».

В нашей религии нет никаких установлений и никаких законоположений, кроме тех, на которые указывает Книга Аллаха и Сунна Пророка (ﷺ). Если кто-то утверждает какое-то установление (хукм) в религии, то от него требуется довод из Корана и из Сунны.

Что касается поста 10-го числа месяца мухаррам в день 'Ашура, то были приведены хадисы , указывающие на достоинства поста в этот день.

Что касается поста 9-го числа месяца мухаррам, был указан хадис Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), который сказал: «Сказал Пророк (ﷺ): «Если я доживу до следующего года, то буду поститься в 9-й и в 10-й день».

А третий день 11-го числа откуда? Некоторые ученые, в том числе Ибн аль-Къаййим, говорят, что это самый высокий уровень поста – три дня. Что касается хадиса, что Пророк (ﷺ) побудил поститься в день 'Ашура и в день до него, и в день после него, то этот хадис слабый, на него нельзя опираться, он недостоверный.

Но откуда же тогда 11-й день?

Ученые говорят, что, возможно, ошибка, связанная со временем начала месяца, когда не увидели месяц, и это был день сомнения, а значит, возможно, что человек потеряет или 9-й день, или 10-й день мухаррама, потому что начало лунного месяца было неточно определено. Они говорят: "И поэтому, возможно, тот день, который ты считал 10-м, был 9-й, а тот, который ты считаешь 11-м, будет как раз 10-й день 'Ашура. Чтобы не потерять этот день, нужно на всякий случай поститься".

Но мы с вами не можем сказать, что человеку желательно поститься и что это Сунна Пророка (ﷺ), а именно поститься 9-го, 10-го, 11-го, потому что нет хадиса или есть хадис, но он слабый. Ученые говорят, что это просто из категории действий, которые на всякий случай, чтобы обезопасить себя.

Вопрос: если человек не смог поститься 9-го числа месяца мухаррам, может ли он поститься только 10-го, не постясь 9-го? Можно ли сказать, что ему нежелательно теперь поститься, раз он 9-го не постился?

Аллаху (пречист Он и возвышен) известно лучше, большинство ученых на том мнении, что, если человек не смог поститься в 9-й день месяца мухаррам, 10-го все равно пусть постится. Да, он оставил то, что лучше, но нельзя сказать, что это порицаемо и что ему нельзя поститься 10-го.

Люди поделились в вопросе своего отношения к посту в день 'Ашура на три группы: две недопустимо крайние группы и середина – правильное отношение.

Одна крайняя группа – рафидиты, которые называют себя шиитами. Они превращают день 'Ашура в день траура, день скорби, печали, рыданий, день кровавых самоистязаний, самобичеваний.

Другая крайняя группа – насыбиты, они, наоборот, превращают этот день в день радости, веселья, еды и питья.

И только Ахлю сунна уаль джама'а в этом вопросе, по милости Аллаха (пречист Он и возвышен), придерживаются Сунны Посланника Аллаха (ﷺ). Как и во всех вопросах они придерживаются и в этом вопросе умеренной середины, на которую указал Ислам: Ахлю сунна уаль джама'а не объявляют день 'Ашура ни днем траура, ни днем веселья и радости. Они считают, что этот день – день поклонения, который желательно проводить в посте, следуя примеру и указанию Мухаммада, сына 'Абдуллаха (ﷺ), и выражая благодарность Всевышнему Аллаху, который в этот день спас народ Мусы от фараона и его знати.

О верующие! О умма Мухаммада, держитесь неукоснительно за его Сунну, за Сунну его праведных халифов и за Сунну его сподвижников и не уподобляйтесь ни многобожникам, ни последователям нововведений ни в день 'Ашура и ни в какие другие дни.