Правильное понимание слова «Сунна»

Правильное понимание слова «Сунна»

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Многие мусульмане не понимают истинного значения слова «Сунна» и ограничивают ее лишь внешними делами пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сунна – это то, на чем был пророк, мир ему и благословение Аллаха, убеждением (‘акъида), словами и делами”. См. “аль-Хамауия” 2.

В понимании наших праведных предшественников под «Сунной» подразумевалось вероубеждение (‘акъида) и путь (манхадж), которого придерживались первые поколения мусульман. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Имамы нашей общины (уммы) под словом «Сунна» подразумевали путь пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, который был свободен от сомнений и страстей. Затем под «Сунной» стали подразумевать вероубеждение, очищенное от искажений в вопросах веры в Аллаха, ангелов, Писания, посланников, Судный день и предопределение, а также в вопросах о достоинствах сподвижников и т.п. И книги на эту тему получали название «Сунна». Причиной того, что эта наука была названа «Сунной», являлась ее важность. И тот, кто противоречит тому, что в этих книгах, тот обрекает себя на погибель”. См. “Кашфуль-курба” 1/320.

Наши праведные предшественники, написав книги о вероубеждении (‘акъида) и методологии (манхадж) называли их «Сунна». Среди них такие книги, как «Усулю-Ссунна» имама Ахмада, «Шарху-Ссунна» аль-Барбахари, «Сунна» Ибн Абу ‘Асыма, «Сунна» ‘Абдуллаха ибн Ахмада, «Сунна» Ибн Насра аль-Маруази, «Сунна» Ибн Шахина, «Сунна» аль-Халляля и т.д.

Истинный Ислам – это ислам, соответствующий Сунне, и именно поэтому имам Сунны своего времени аль-Барбахари сказал: “Знайте, что Ислам – это Сунна, а Сунна – это Ислам, и одно без другого быть не может”. См. “Шарху-Ссунна” 34.

 وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ 

«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались».
(Сура ан-Нахль, аят 44).

Сунна разъясняет Коран, проливает свет на его понимание, указывает на него. Поэтому обязательно, помимо Корана, также обращаться за доводами и к Сунне! Например, Всевышний Аллах приказал совершать молитву, выстаивать её и оберегать, постоянно находиться в ней. Он пригрозил тем, которые оставили молитву, последовав за своими страстями. 

Но в Благородном Коране нет разъяснения того, как совершается молитва. Сколько рака‘атов совершать? Что нужно говорить? Что нужно говорить во время стояния, а что во время поясного поклона, а что во время земного? Где подробное разъяснение молитвы? Всего этого нет в Коране, но есть в Сунне. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитесь так, как видите молящимся меня». аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295.

Сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» Сура "аль-Имран", 3:102.

Также сказал Аллах: «О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» Сура "ан-Ниса", 4:1.

Также сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» Сура "аль-Ахзаб", 33:70-71.

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) *. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

Определение Сунны

В арабском языке слово "сунна" означает «дорога», «путь», и когда мы говорим: «Такой-то следует сунне такого-то» это означает, что он следует его путём.

"Сунна", как шариатский термин, означает исполнение велений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и отдаление от того, что он запретил. Следование Сунне предполагает исполнение всего обязательного и желательного, что принёс нам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и отдаление от того, что он объявил запретным и нежелательным. Со временем слово "сунна" превратилось в научный термин у мусульманских учёных.

Хадисоведы дают Сунне следующее определение: "Это слова и дела Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), молчаливое одобрение им действий других, а также описания его внешности и характера". Под словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), подразумеваются хадисы, в которых упоминаются его слова.

Например, ‘Умар ибн аль-Хаттаб передаёт такой хадис: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Поистине, дела оцениваются по намерениям. и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести … “». Это словесная сунна – сунна каулиййа. А действия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – это сунна действий (сунна фи’лиййа).

До нас дошли сообщения о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал определенные действия и отказывался от совершения других. Например, Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил тыкву». Это – упоминание об одном из действий Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

К сунне действий относится и то, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву, выплачивал закят, постился и совершал хадж. Что же касается молчаливого одобрения, то речь идет о действии, которое совершалось в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или при его жизни, когда ниспосылалось Откровение. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) одобрял это действие, и Всевышний одобрял его, то есть Он не ниспосылал Откровения, в котором порицалось бы это действие или говорилось о необходимости его изменения.

Иными словами, это одобрение Шариатом данного действия. Однако молчаливого одобрения недостаточно для того, чтобы считать одобренное действие желательным. Это называется сунна такририййа.

В Сунну входят описания характера Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Например, ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили о нраве Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), и она сказала: «Его нравом был Коран». Это называется сунна хулюкыййа.

В Сунну входят также описания внешности Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Например, в некоторых хадисах * упоминается о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был среднего телосложения, не высокий и не низкий. Когда он стоял среди высоких, он оказывался выше их. Он был светлокожим, и лицо его напоминало осколок луны. Это называется сунна халькыййа.

Как мы уже сказали, согласно определению хадисоведов: "Сунна – это слова, действия, молчаливое одобрение и описания характера и внешности посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". А согласно определению факыхов и знатоков основ фикха: "Сунна – это слова и действия посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а также одобрение им действий других".

Факыхи рассматривают Сунну в качестве доказательства положений Шариата, а доказательством может быть только слово, действие или молчаливое одобрение. Факыхи также именуют сунной желательное в религии (мусmахабб). Они говорят, что постановления Шариата делятся на пять категорий: обязательное (уаджиб), запретное (мухаррам), нежелательное (макрух), разрешенное (мубах) и желательное (мусmахабб). Желательное также называют мандуб или сунна.

Сегодня у многих людей сложилось ошибочное представление о сунне. Они считают, что сунна – это желательные действия, за совершение которых верующего ожидает награда, а за их оставление ему не грозит наказание. Факыхи действительно используют слово сунна для обозначения желательного в религии, однако это не дает нам права считать, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники их последователи и великие имамы мусульман, произнося это слово, имели в виду желательное в религии.

Для них сунна – более широкое понятие, включающее в себя желательное, обязательное и даже то, противореча чему, человек становится неверующим. Поэтому наши праведные предки и великие учёные нашей общины в первые три века по хиджре, которые считаются золотыми веками ислама, писали книги, называя их «книгами Сунны» и включая в них и вопросы убеждения (‘акыда), и утверждения, противореча которым, человек становится неверующим. В качестве примера можно привести «Китаб ас-Сунна» Ибн Абу ‘Асыма, «Китаб ас-Сунна» ‘Абдуллаха ибн Ахмада, «Китаб ас-Сунна» аль-Маруази,

Встречая слово «сунна» в словах сподвижников, их последователей и мусульманских учёных, мы не должны считать, что под ним подразумевается желательное в религии, потому что в те времена, когда жили сподвижники и великие учёные прошлого, желательное в религии ещё не называли сунной – этот термин появился у факыхов гораздо позже.

Виды сунны

1. Явная Сунна (сунна сариха). Это когда в хадисе говорится, например, что «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тот-то» или: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал то-то» – то есть имеется ясное указание на то, что эти слова сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и это действие совершил Посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Скрытая Сунна (сунна дымниййа). Это Сунна, которая приравнивается к явной Сунне, однако она отличается от неё тем, что не содержит явного упоминания о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то есть Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) имеет косвенное отношение к этим словам и действиям. В скрытую Сунну входят слова сподвижников, к которым нельзя применять иджтихад* и которым нельзя противопоставлять личное мнение. А если к ним нельзя применять иджтихад и противопоставлять им мнение, то откуда они могут быть взяты? Только от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
__________________
* Рассказ сподвижника о причинах ниспослания того или иного аята. Подобный рассказ приравнивается к явной сунне, если он имеет следующий вид. Сподвижник говорит: «Произошло то-то, и Всевышний Аллах ниспослал аят … ». Его слова ясно указывают на то, что упомянутое событие произошло при жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), потому что Коран ниспосылался только при его жизни.

Сподвижник, слышавший хадис непосредственно из уст Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), лучше всех понимает его смысл.
Поэтому, когда сподвижник поясняет передаваемый им хадис, его слова предпочитают любому другому толкованию и объяснению. Поскольку сам хадис он слышал от Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), это заставляет нас думать, что разъяснение к этому хадису он также получил от Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и что его понимание передаваемого хадиса – наиболее правильное.

Это – разновидности скрытой Сунны, на которую многие люди не обращают внимания и не считают Сунной, однако мусульманские учёные, напротив, уделяют ей огромное внимание. Они составили книги, в которых приводятся не только хадисы Посланника Аллаха, но и высказывания сподвижников, потому что· они очень часто указывают на одну из сунн. Искатель знания должен изучать передаваемые от сподвижников сообщения по разным вопросам. К сожалению, в этой области многие учёные делают упущения.

Во-первых, чаще всего передаваемые от сподвижников сообщения не разделяют на достоверные и слабые.
Во-вторых,
высказывание сподвижника по какому-либо вопросу не подвергается тщательному изучению.
В-третьих,
высказывание сподвижника в определенном шариатском вопросе приводят, не проверяя, последнее ли это слово, сказанное им в этом вопросе, или впоследствии он изменил свое мнение, и существуют более поздние высказывания.

А теперь, когда мы узнали, что такое Сунна, и какие виды Сунны существуют, перейдем к достоинствам следования Сунне и плодам, которые пожинает мусульманин, следующий Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Достоинства следования Сунне

Говоря о следовании Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мы говорим о соблюдении Шариата и морально-этических норм ислама, потому что Сунной является вся религия. 

Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путём несправедливых людей. Воздаянием для них станет проклятие Аллаха, ангелов и всех людей, которое не покинет их! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный»
Сура «Семейство ‘Имрана», 3:85-89.

Наша религия – ислам, а ислам – это Сунна. Значит, Сунна – это религия. Далее мы поговорим о плодах, которые приносит верующему следование Сунне...

Следование Сунне уберегает верующих от разногласий, которые порицаемы и отдаляют людей от религии

Порицаемые разногласия – признак слабости, и уберечься от них верующий может только посредством покорности Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не спорьте, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми». Сура «Трофеи», 8:46

Строго следуя Сунне и подчиняясь Всевышнему, мусульманин уберегает себя от порицаемых разногласий. В «Сунан» ат-Тирмизи, в Книге знания, есть глава под названием «Сказанное о следовании Сунне и отдалении от нововведений», а в «Сунан» Абу Дауда, в Книге Сунны, – глава под названием «Сказанное о следовании Сунне». В этих главах приводится следующий хадис: Аль-’Ирбад ибн Сарийа, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши наполнились благоговейным страхом, а из глаз потекли слёзы. Один человек сказал: “О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот мое наставление вам! Бойтесь Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если над вами будет поставлен раб - эфиоп. Поистине, тот из вас, кто проживет достаточно долго, увидит много разногласий, поэтому остерегайтесь нововведений, ибо они – заблуждение! Кто из вас доживет до этого времени, пусть придерживается моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, и ни в чём не отступает от неё!“».

А в версии этого хадиса, которую приводит Ибн Маджах, говорится: «Поистине, я оставил вас на пути, сияющем ослепительной белизной днем и ночью, и сойдет с него после меня только пропащий. Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий. Однако вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. И не выходите из повиновения, даже если над вами будет поставлен раб-эфиоп, ибо, поистине, верующие подобны послушному верблюду: куда его ведут, туда он и идёт».

Этот завет Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) состоит из нескольких коротких фраз, однако в них вложено очень много смысла. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сумел уложить в них всю религию, ничего не упустив. Давайте поясним сказанное. Жизнь человека невозможна без связей и взаимоотношений. Человек вступает во взаимоотношения со своим Господом, с другими людьми и с самим собой.

Что касается связи человека с самим собой, то о ней Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул, повелев верующим бояться Аллаха и придерживаться Сунны. Это наставление указывает на один из результатов следования Сунне.

О чём говорится в хадисе Абу Наджиха аль-’Ирбада ибн Сарии? Что грядет?

Грядет множество разногласий между мусульманами. Их положение сильно изменится по сравнению с тем, что было во времена Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий».

Как уберечься от этих разногласий?

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём». Значит, первый плод, и первое достоинство следования Сунне заключается в том, что оно помогает верующему не отклоняться от пути Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Следование Сунне уберегает мусульман от порицаемых разногласий и раскола.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал нам критерий, по которому мы должны оценивать все, что происходит с нами. Учёные не устают повторять простым мусульманам: «Если вы столкнулись с чем-то сомнительным, и не знаете, дозволенное это или запретное, посмотрите, как относился к этому делу Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники». Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал нас: «Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий».

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём» – потому что праведные халифы следовали его Сунне. Их сунна – это и есть Сунна Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Они шли тем же путём, что и он.

Однако в хадисе сказано: «… и сунне праведных халифов … » - потому что они следовали его Сунне, или потому, что они избрали её для себя и оберегали её. Они строже всех людей придерживались Сунны Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и старались не противоречить ей ни в малом, ни в большом. Если они не находили точный ответ на свой вопрос в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), они советовались друг с другом, вместе изучали и обсуждали вопрос, после чего принимали решение и действовали в соответствии с ним. И их мнение в любом вопросе, на который нет точного ответа в Коране и Сунне, мы должны предпочитать мнению остальных людей.

Абу Хатим ибн Хиббан, да помилует его Аллах, сказал: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о грядущих разногласиях и сказал: “Вы должны придерживаться моей Сунны … “. Из его слов следует, что человек, следующий Сунне, и не принимающий другие мнения, относится к преуспевшим группам. Да присоединит нас Аллах к ним, по милости Своей!». В его сборнике есть глава «Упоминание о том, что человек должен следовать Сунне избранного Аллахом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и отстраняться ото всех, кто не желает следовать ей из приверженцев нововведений, даже если это приукрашено в их глазах и кажется им хорошим». Ибн Хиббан. Сахих. т. 1. с. 180.

Следование Сунне спасает верующих от разобщения и раскола, за который им обещан Огонь

Далеко не все разногласия приводят к разобщению и расколу. Однако в некоторых случаях разногласия между мусульманами приводят к появлению новых групп и течений. Это порицаемое явление, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в одном из хадисов: «Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят одну группу, а моя община разделится на семьдесят две группы. Все они войдут в Огонь, кроме одной. Это группа, которая придерживается того же, что и община». Ибн Маджах; со слов Анаса. Хадис сахих ли-гайрихи. Некоторые учёные указывают, что он может принадлежать к категории мутауаттир. Ахмад. т. 4. с. 102. Абу Дауд. Хадис № 4597. Аль-Аджури. Аш-шари’а. т. 1. с. 132. Хадис № 31. Редактор «Джами’ аль-усуль» (т. 10. с. 32) назвал его достоверным. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха». Хадис № 204. Аль-Альбани привел ещё несколько подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом. 

Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал в «Маджму’ аль-фатауа» (т. 3. с. 346-347): «Что же касается определения этих групп, то об этом написано очень много. Однако утверждение о том, что та или иная группа входит в упомянутые в хадисе семьдесят две требует доказательств, потому что Аллах запретил нам говорить без знания о чём-либо и запретил и наговаривать на Него. 

Всевышний сказал: “Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, придавать Аллаху сотоварищей, о чём Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»”. (Сура 7 «Скот», аят 33). Всевышний также сказал: “О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам Шайтана. Поистине, он для вас – явный враг. Поистине, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете”. (Сура 2 «Корова». Аят 169). Всевышний также сказал: “Не следуй тому, чего ты не знаешь”. (Сура 17 «Перенес ночью», аят 36).

Многие люди рассуждают об этих группах, высказывая личные мнения и необоснованные предположения, и объявляет, что группа, к которой принадлежит он сам – и есть Ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а (приверженцы Сунны и единой общины), а всех остальных называет приверженцами нововведений. Это явное заблуждение. Приверженцы Истины и Сунны следуют только за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который «не говорит по пристрастию. Поистине, это только внушаемое Откровение». 

Ему мы должны верить во всем, что он говорил, подчиняться каждому его велению. Его положения не достиг никто из имамов. Слова любого человека мы можем принять, а можем отвергнуть, кроме слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И кто говорит о каком-то человеке, кроме Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): кто любит его и предан ему, тот из Ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а, а тот, кто противоречит ему, является приверженцем нововведений, тот сам является приверженцем нововведений, заблудшим и раскольником».

‘Абдуллах ибн ‘Умар передаёт, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мою общину непременно постигнет то же, что постигло сынов Исраиля. Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят две группы, а моя община разделится на семьдесят три. Все они войдут в Огонь, кроме одной». Люди спросили: «Что же это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Та, что придерживается того, же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». Этот хадис передал имам ат-Тирмизи.

Му’ауийа ибн Абу Суфйан передаёт: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся и обратился к нам со словами: “Поистине, обладатели Писания, жившие до вас, разделились на семьдесят две группы, а эта община разделится на семьдесят три группы. Семьдесят две из них войдут в Огонь, а одна – в Рай. Это (группа, которая придерживается того же, что и) община“».

Из приведённых хадисов можно заключить, что следование Сунне спасает верующих от раскола и разобщения, за который им обещан Огонь.
В первом пункте мы упоминали о разногласиях. Разногласия не обязательно приводят к расколу, однако следование Сунне спасает верующих даже от этих разногласий. А в данном пункте речь идет уже о расколе. Приведённые выше хадисы являются подтверждением того, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) на самом деле был Посланником Господа и обладал пророческим даром. Ведь его предсказание сбылось: община действительно раскололась.

Появились хариджиты, му’тазилиты, мурджииты, джахамиты, рафидиты и так далее. Появилось множество групп. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что их число достигнет семидесяти трех, и все они попадут в Огонь, за исключением одной. Какой? Той, которая придерживается того же, что и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники. Это указание на важность следования Сунне, не так ли? И это указание на один из результатов следования ей, не так ли?

Конечно же, это так. В этих хадисах содержится указание на важность следования Сунне и побуждение следовать ей: если верующий стремится к спасению, он должен придерживаться того, чего придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники. Это один из плодов следования Сунне.

Необходимо заметить, что слова Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Все они войдут в Огонь, кроме одной» относятся к текстам, содержащим угрозу. Они означают, что Всевышний подвергнет наказанию упомянутые группы, если пожелает, однако Он может и простить им, если пожелает.

Вспомним Слова Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». Сура "ан-Ниса, 4:116. «Маджму’ аль-фатауа», том 7, стр.217-218.

Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджури [Ум. 360 г. х.] сказал: «Благоразумный верующий старается оказаться одним из членов спасенной общины, следуя Книге Всевышнего Аллаха, Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и сунне его сподвижников, да помилует их Аллах! и тех, кто следовал за ними в благодеянии, а также словам известных учёных вроде Суфйана ас-Саури, аль-Ауза’и, Малика ибн Анаса, аш-Шафи’и, Ахмада ибн Ханбаля, Абу ‘Убейда аль-Касима ибн Саляма и других шейхов, которые следовали их путём. Мы отвергаем то, что отвергли они, и принимаем то, что принимали они. Мы придерживаемся такого же мнения, что и они, и отказываемся от остальных мнений». Аль-арба’ина хадисан», под редакцией Бадра аль-Бадра, 1420 г. х.

Следование Сунне – следование прямым путём и отдаление от заблуждения

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна. Они не разделятся до тех пор, пока не придут к Водоёму». Аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Байхакы. А Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им м его отцом, передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал во время прощального хаджа: «О люди! Поистине, я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка». Аль-Байхакы.

Касир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф передаёт со слов своего отца, со слов своего деда, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Ибн ‘Абду-ль-Барр в «Ат-Тамхид» и ат-Тирмизи.

Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди не собьются с прямого пути, на который они наставлены, до тех пор, пока не начнут спорить». Сказав это, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочел: «Они приводят тебе его в качестве примера только ради того, чтобы поспорить. Они – люди, любящие препираться». Сура "аз-Зухруф", 43:58. Маджму’ аль-фатауа. т. 4. с. 137.

Кто придерживается Корана и Сунны, тот следует прямым путё

Из приведённых хадисов можно сделать вывод о том, что следование Сунне уберегает верующего от заблуждения. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна. Они не разделятся до тех пор, пока не придут к Водоему».

Этот хадис – радостная весть для того, кто следует Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и неуклонно придерживается её. Во время ужасных событий Судного дня она будет звать, и направлять верующих к Водоёму Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это один из великих плодов, которые приносит мусульманину следование Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал: «Имамы мусульман, такие как Малик, Хаммад ибн 3ейд, Суфйан ас-Саури и другие, говорили только то, с чем пришло к нам Послание, и в чём верное руководство и исцеление. А у кого нет знания о пути мусульман, тот отклоняется от него и меняет его на то, что у этих (заблудших). Это причина появления нововведений в каждой общине – предание забвению сунны посланников, которое приводит общину к гибели. Поэтому учёные всегда говорили: “Следование Сунне – спасение”».

Малик, да помилует его Аллах, сказал: «Сунна подобна ковчегу Нуха: кто взошел в него, тот спасся, а кто отказался, тот погиб». Действительно, в ковчеге Нуха плыли только те, кто уверовал в посланников и последовал за ними, а отказавшиеся считали посланников лжецами. Следование Сунне – это следование Посланию, которое пришло от Господа, и следующий ему во всём подобен плывущему в ковчеге Нуха. А отказавшийся следовать Посланию подобен отказавшемуся следовать за Нухом и плыть в ковчеге вместе с ним.

Ознакомившись с высказываниями философов, а также с убеждениями заблудших и неверующих общин, мусульманин обнаруживает, что Коран и Сунна прекрасно описывают их положение, отделяя истину ото лжи. Сподвижники лучше всех людей знали об этом и противостояли неверующим и лицемерам.

‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Кто желает брать с кого-то пример, пусть берет пример с уже умерших, ибо, поистине, живой человек не защищен от искушений. Сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) были самыми благородными людьми во всей общине, обладали самыми глубокими познаниями в религии и держались просто и естественно. Это люди, которых Аллах избрал для сподвижничества Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и помощи Своей религии. Цените же их по достоинству и следуйте их путём, ибо, поистине, они следовали правильным путём».

Следование Сунне – присоединение к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а оставление её – отречение от него

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения!».

А Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды к домам жён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которому прощены и прошлые прегрешения, и будущие!”. Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!”. Другой сказал: “А я буду постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А потом к ним подошёл Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который спросил: “Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!“». Аль-Бухари и Муслим; приведена версия аль-Бухари.

Оставление Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после того, как человек узнал её, означает, что человек отворачивается от неё и отказывается следовать ей. А отказ от следования Сунне может быть ослушанием Аллаха, а может быть и неверием (да убережет нас Аллах от подобного!).

Если человек оставляет что-то, относящееся к Сунне, из лени, не считая Сунну несовершенной и не приписывая ей недостатки, то все зависит от того, какие именно действия человек оставляет. Если он оставляет обязательное, на него ложится грех за оставление обязательного. Если он оставляет желательное, то упускает награду за совершение желательного. Если же человек постоянно оставляет желательное, учёные четырех мазхабов считают такого человека грешником (фасик) по причине оставления им Сунны.

Имама Ахмада спросили о человеке, который не совершает молитву-уитр (а молитва-уитр в его мазхабе желательна, но не обязательна). Он сказал: «Этот человек – грешник (фасuк), и его свидетельство не принимается!».

А ведь такой человек оставляет Сунну. Поэтому мы говорим людям: "Слова учёных о том, что совершающий Сунну получает награду, и оставляющий её не подвергается наказанию, не дают вам основания пренебрегать ею. Учёные говорят о Сунне, обязательном, запретном и нежелательном, разъясняя, что делает поклонение правильным или, напротив, недействительным. Они говорят о необходимом минимуме действий, который должен совершать человек, чтобы не попасть в категорию грешников (фасuк)".

При этом они различают человека, который оставляет Сунну постоянно и человека, который делает это изредка. Поэтому имам Ахмад и другие имамы сказали: «Какой бы хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ни дошёл до нас, мы обязательно поступали в соответствии с ним хотя бы один раз».

Зачем они поступали так? Чтобы считаться приверженцами Сунны вообще и этого хадиса в частности. Это один из плодов и достоинств следования Сунне: кто следует ей, тот считается её приверженцем.

Аллах Знающий и Мудрый!