Появление своего муфтия в Армении оказалось шагом внешней политики, а не внутренней

Появление своего муфтия в Армении оказалось шагом внешней политики, а не внутренней

В создании шиитского муфтията Армении увидели попытку Ирана подорвать позиции муфтия Азербайджана

Недавние заявления армянского депутата турецкого парламента Каро Пайлана вновь привлекли внимание к положению мусульман армян в странах исламского мира и в самой Армении. Самым знаковым для них было создание муфтията Армении.

Муфтияты существуют на Кавказе довольно давно. Начало их существования было поставлено далеко до октябрьской революции, потом был период воинствующего атеизма, а после развала СССР религиозные управления вновь продолжили свою работу.

Был и единственный случай, когда республика, находившаяся на территории большого Кавказа, совсем не имела духовного управления мусульман. Как об этом говорилось – из-за ненадобности. Этой республикой и была Армения.

Армянский Эмират

Как известно, испокон веков армяне были христианами, прихожанами древнейшей Армянской Апостольской церкви — одной из 12 Восточных церквей. Даже с приходом на эти земли Исламского Халифата местные жители не перешли в ислам, и продолжили соблюдать каноны христианства.

При этом, необходимо помнить, что несмотря на имидж полностью христианской нации, армяне на различных периодах истории попадали под очень сильное политическое и идеологическое влияние мусульман.

В этом отношении уникальным политическим образованием в истории армянского народа является Армянский Эмират (араб. – Имарат аль-Арминийя), который был провинцией раннего Исламского Халифата. К 637 году, при халифе Умаре ибн аль-Хаттабе Армения стала автономным владением в составе Исламского Халифата, в который также вошли все армянские земли до этого принадлежавшие Византии.

Мусульманские халифы для удобства управления новыми землями включили в провинцию Имарат аль-Арминийя и неармянские земли – Грузию, а также дагестанские владения Кавказская Албания и Баб аль-Абваб (современный Дербент). Таким образом, Имарат аль-Арминийя включал в себя 4 региона:

· Арминийя 1-я — земли Кавказской Албании и Дербента (Арран — по персидски)

· Арминийя 2-я — земли Грузии

· Арминийя 3-я — земли северной и юго-восточной Армении

· Арминийя 4-я — земли юго-западной Армении

В создании шиитского муфтията Армении увидели попытку Ирана подорвать позиции муфтия Азербайджана

В периоды ослаблений Халифата армяне поднимали восстания против мусульман. Несмотря на это, Армянский Эмират просуществовал до 884 года, после чего распался на земли грузин, наследников Кавказской Албании и независимое армянское царство.

Большое количество армян под властью Халифата и, в последующем, Османского Султаната приняло ислам. Частью они перешли на арабский язык, частью впоследствии – на турецкий, а частью сохранили армянский язык и составили общину армян-мусульман, называемых амшенцами (хемшилами или хамшенцами).

Однако в последнее время количество армян, исповедующих ислам, начало увеличиваться. По некоторым данным, сегодня в странах Средней Азии, на юге России и некоторых европейских государствах проживает до 400 тысяч армян, исповедующих ислам. Многие из них относят себя к шиизму, но к армянской мусульманской общине допускаются и сунниты.

Создание муфтията встало ребром

По-видимому, быстрый темп роста численности армянских мусульман поставил вопрос о создании духовного управления мусульман Армении ребром, так как процесс буквально требовал последнего. Поэтому собранием мусульманской общины Армении в 2015 году был учрежден пост муфтия республики, компетенция которого распространялась также и на непризнанную Нагорно-Карабахскую республику.

Как отмечают армянские СМИ, по общему мнению собрания мусульман Армении, Арсен Сафарян — наиболее квалифицированный мусульманский ученый армянской национальности, автор ряда богословских публикаций, что и предопределило выбор его кандидатуры.Судя по городу, в котором он получал богословское образование, Сафарян – армянский шиит.

Избрание духовного лидера страны местные мусульмане объясняют тем, что их не устраивает позиция Управления мусульман Азербайджана и его лидера Пашазаде, что и стало причиной для «отделения» и учреждения новой организации.

Голубая мечеть Еревана

Голубая мечеть Еревана

Создание отдельной религиозной общины со своим лидером, к тому же состоящей в основном из шиитов, поставило муфтия и главу Управления мусульман Азербайджана Аллахшукюра Пашазаде, который вроде бы считался неформальным лидером мусульман всего Закавказья, в неловкое положение.

По словам армянских мусульман, их организация стала «первым шиитским муфтиятом постсоветского пространства». Поэтому реакция соседей на создание армянского муфтията была, мягко говоря, отрицательной.

Азербайджанский портал «Aze.Az» так прокомментировал новость об избрании муфтия Армении в тот момент: «Все-таки удивительные люди эти наши соседи. Территорий им мало, подавай еще и «духовную экспансию». Как вам новость про то, что избран муфтий Армении и Нагорного Карабаха Арсен Сафарян? Как это удивительно звучит!»

Иранский след

Следует отметить, что и сами армяне восприняли новость о создании Духовного управления Армении довольно остро. В социальных сетях тогда бурно начались обсуждения учреждения новой религиозной организации. Один из пользователей Facebook, к примеру, отреагировал на неё следующим образом:

«Есть насильно обращенные в мусульманство армяне, которые находят в себе силы вернуться к своей истинной вере, и нет оснований и смысла обвинять этих людей. Однако создавать муфтият рукой армянина на армянской земле – нелогично. В будущем возникнет вопрос строительства мечетей, в школах – преподавание уроков, посвященных Корану, и так далее, что приведет к полному уничтожению нашего государства, окруженного мусульманским миром…».

«Очевидно, создание такой организации весьма обоснованно и содержит в себе цель объединения. То, что в ходе исторических обстоятельств некоторые армяне приняли ислам, вовсе не означает, что они лишились своего армянства. И в данном случае создание армянского муфтията - весьма правильный шаг, который освобождает мусульман в Армении и в НКР от долга прислушиваться к Аллахшукюру Пашазаде.

Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи и Аллахшукюр Пашазаде

Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи и Аллахшукюр Пашазаде

Ведь общеизвестно, что духовный лидер Азербайджана весьма политизированная личность. Кроме того, согласно некоторым источникам, он является также крупным монополистом в Азербайджане - владеет монополией на импорт картофеля в эту республику», - прокомментировал тогда новость армянский портал Armedia.

А вот армянский интернет портал Armenian Global Community считает, что создание муфтията Армении и Карабаха на руку Ирану. «Небольшой размер мусульманского сообщества в Армении и в Арцахе (Нагорном Карабахе – OnKavkaz) таким образом убедительно предполагает, что создание в Ереване муфтията больше ход внешней политики, чем внутренней и может продвинуть иранские интересы, подрывая бакинское Управление мусульман и давая Ирану новый канал распространения его влияния при помощи Армении», - говорится в одной из статей интернет издания.

В настоящее момент в Ереване под руководством муфтията Армении действует знаменитая Голубая мечеть (мечеть Хусейн Али хана), построенная ещё в 17 веке по приказу персидского владыки Ереванского ханства.

Несколько лет назад этот архитектурный памятник был отреставрирован при финансовой помощи из Ирана. Прихожанами мечети, как и мусульманами страны в целом, в основном являются сотрудники посольств мусульманских стран в столице Армении, а также иранские бизнесмены, имеющие бизнес в Армении.

Али Аббасов

onkavkaz