Посвяти себя Господу полностью

Нет ничего опаснее для верующего, чем самоуспокоение. Мы так надеемся на то, что молитвы и посты смывают наши грехи, что за каждую прочитанную букву Корана нам записываются десять хасанатов, что лёгкие слова поминания Аллаха тяжёлыми книгами лягут на наши весы. И ведь всё это действительно обещано праведникам. Но только тем, которые трепещут перед Аллахом, «которые делают пожертвования, а сердца их боятся того, что они вернутся к своему Господу» (сура 23 «Верующие», аят 60)
.
А что ощущаем мы после того, как совершили молитву или какое-нибудь доброе дело? Спрашиваем ли мы себя за то, что и как сделали? Ощущаем ли мы тревогу, которая живёт в сердцах праведников, описанных в Коране? Или же, наоборот, мы предвкушаем щедрую награду и чувствуем себя в безопасности от шайтана или даже от Самого Аллаха?
Нет, пока это сердце бьётся, оно никогда не будет в безопасности. Оно будет тянуться к свету благодаря нашим благим деяниям, а потом откатываться назад, как только мы позволим себе расслабиться. И полную убеждённость оно обретёт лишь тогда, когда ангелы протянут к нему свои руки.
Так что же, неужели мы должны всё время думать только о том, как не совершить какой-нибудь грех? Разве мы не можем просто жить правильно и получать удовольствие от жизни? Аллах ведь не запрещает нам пользоваться дозволенными благами, и Коран был ниспослан не для того, чтобы мы были несчастны.
Кому из нас не лезли в голову такие мысли? Лезли и лезут, но всякий раз ты всем нутром ощущаешь, что есть в этих логичных рассуждениях что-то от лукавого. Конечно, Аллах не запрещает нам радоваться жизни и быть счастливыми. Но разве это мешает нам всегда думать об Аллахе и быть осмотрительными, чтобы нечаянным поступком не погубить то, что собираем по крупицам?
Нельзя быть чуть-чуть верующим, и нельзя служить Богу и маммоне. И нет для души более тяжёлого занятия, чем отказ от удовольствий и соблюдение заповедей. Разве не сказал Всевышний, что «молитва обременительна для всех, кроме смиренных» (сура 2 «Корова», аят 45)
? Но если твоё сердце наполнено любовью к Аллаху и ты ощущаешь себя перед Ним, то молитва начинает доставлять тебе радость. И уже не нужно перебарывать леность, чтобы подняться с постели или оторваться от работы. Это и есть то самое облегчение, которое обещает нам Аллах: «Ведь, поистине, вслед за трудностью приходит облегчение. Поистине, вслед за трудностью приходит облегчение» (сура 94 «Раскрытие», аяты 5-6)
.
То есть облегчение мы должны искать не в освобождении от дел поклонения, а в них самих. Следуя путём веры, отказываясь плыть по течению и выбирая восхождение в гору по крутой тропе. «Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа?» (сура 90 «Город», аят 13)
. Каждое мгновение нашей жизни слишком дорого, чтобы разменивать его на то, что не принесёт нам пользы перед Аллахом или, ни дай Бог, отдалит от Него.
А как же усталость? Ведь мы же не ангелы, которым не наскучивает поклоняться Аллаху без перерыва. Мы нуждаемся в досуге, и душа наша должна отдыхать, радоваться, чтобы, набравшись сил, снова поклоняться Аллаху. И в этих «правильных» словах опять проскальзывает чужая интонация, будто они не опытом веры подсказаны, а нашептаны проклятым врагом — шайтаном.
Разве чтение Корана — это не отдых для души? Разве не в поминании Аллаха находят успокоение сердца? Или силу мы черпаем не у Аллаха, а в веселье и праздном времяпровождении? Да, неустанное поклонение действительно может наскучить, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предупреждал нас об этом. Но для того, чтобы избежать этого, совсем не нужно подкармливать нафс и позволять ему отыграть упущенное.
Всевышний разметил для нас путь веры и сказал: «Посему, как только освободишься, усердствуй и устремляйся к своему Господу» (сура 94 «Раскрытие», аяты 7-8)
. Это значит: когда освободишься от мирских дел, то вставай на молитву и всей душой устремляйся к Аллаху (Муджахид); когда завершишь молитву, начинай усердно просить Аллаха (Ибн Аббас, Муджахид, Катада, ад-Даххак); когда вернёшься из похода, посвящай себя делам поклонения и молитве (аль-Хасан аль-Басри, Ибн Зайд).
Все эти толкования правильные, и объединяет их то, что верующий, завершив одно богоугодное дело, должен приниматься за другое, которое тоже будет приближать его к Аллаху. И тогда каждое его занятие, будь то молитва, работа, чтение книги или игра с детьми, будет стоянкой на пути к Господу. Ведь наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что и близость с женой, и даже кусочек еды, который верующий кладёт в рот своей жене, становятся для него садакой.
Способов заслужить довольство Аллаха много, и каждый может найти свой путь, в соответствии со своими умениями и наклонностями, сильными и слабыми сторонами своего характера. Не излишествуя и не проявляя халатности, стараясь поступать лучшим образом, но не отчаиваясь, если не получается, а радуясь обещанию Аллаха и надеясь на награду от Него.
Служение Аллаху не прекращается с завершением молитвы или поста. Для верующего оно вообще никогда не прекращается, и даже его сон — это поклонение Аллаху, потому что он спит для того, чтобы набраться сил и снова отправиться в дальнее плавание. Как красиво об этом сказал Всевышний: «Поистине, днём ты бываешь подолгу занят. Поминай же имя Господа твоего и посвяти Ему себя полностью» (сура 73 «Закутавшийся», аяты 7-8)
.
Полностью — это значит не дели себя между Господом и другими. Сделай Его довольство своей единственной целью, чем бы ты ни занимался. Ощущай на себе Его взгляд и ощущай Его присутствие рядом. Ведь Он видит и слышит тебя, отвечает на твои мольбы и посылает тебе удел. Только с Ним ты в безопасности, только Он дарует благо и оберегает от зла. Какой прекрасный Покровитель! Какой прекрасный Защитник!
Намаз — свет в твоей душе
Молитва — это второй по важности столп ислама после шахады. Как только мы открываем Коран, в самом начале второй суры мы читаем: «Алиф, лям, мим. Это писание, в котором нет сомнения, — верное руководство для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и жертвуют из того, чем Мы их наделили» (сура 2 «Корова», аяты 1-3)
.
То есть начинается Книга Аллаха с перечисления качеств верующих — тех, кто принимает Коран как верное руководство. Они веруют в сокровенное, то есть веруют в Аллаха, пророков и писания, ангелов и джиннов, в жизнь после смерти. Они веруют во всё, о чём сообщил Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, даже если это нельзя увидеть глазами. Это первое качество верующих. И следом упоминается намаз: «…которые совершают молитву…», то есть пятикратную молитву, как то предписано в Коране и Сунне.
Призыв совершать молитву занимает особое место в Писании, во многих аятах разъясняется смысл молитвы, её важность для духовного очищения и нашего спасения после смерти. Также сообщается, что когда грешников, которые попадут в Сакар, спросят, за что они попали туда, они первым делом скажут: «Мы не были в числе молящихся» (сура 74 «Завернувшийся», аят 43)
.
То есть первое, о чём будут сожалеть обитатели Ада, — это то, что они не поклонялись Аллаху и не совершали молитву. И молитва — это первое, о чём человек будет спрошен в Судный день. Это относится не только к верующим, которые надеются попасть в Рай. О молитве также будут спрошены и все остальные, которые не были мусульманами и придавали Аллаху сотоварищей. И снова встаёт этот навязчивый вопрос: почему же такое большое значение придаётся молитве? Почему нельзя просто верить в Бога и не молиться, делать добрые дела, помогать людям, но не молиться?
Потому что Аллах сделал молитву доказательством нашей веры. Аллах не нуждается в наших молитвах. Они не прибавляют Ему славы и величия, не увеличивают Его богатства и могущества. Если бы мы только знали, насколько Аллах не нуждается в творениях, даже в ангелах, могучих и послушных, исполняющих любую Его волю, и как сильно все мы нуждаемся в том, чтобы наша связь с Ним не прерывалась.
Среди Его прекрасных имён — Аль-Хайй, Аль-Кайюм — Живой, Вседержитель. Он установил порядок на небесах и на земле, и только Он поддерживает его. Благодаря Ему существуют жизнь и смерть, благодаря Ему движутся планеты и текут реки, благодаря Ему нежные стебельки прорастают через камни, а водяные пары поднимаются в небо, чтобы потом пролиться на землю в виде дождя. Все законы природы всего лишь объясняют и описывают происходящее во Вселенной, а работают они потому, что так угодно Аллаху. Он создаёт причины и следствия и устанавливает между ними связь, а если пожелает, то делает причины бесполезными.
Почему мы говорим об этом сейчас? Потому что человек начинает поклоняться Аллаху, когда понимает, кто он есть и кто есть Аллах. Тебя не было и в помине, а Он создал тебя и наделил разными способностями и бесчисленными благами. Он подчинил тебе всё, что есть на земле, и даже Солнце, Луну и звёзды Он подчинил твоим интересам. Но всё это Аллах устроил не ради забавы, а для того, чтобы осуществился великий замысел: будешь ли ты благодарен Ему или же возгордишься? Станешь ли ты делать добро или будешь проливать кровь и распространять нечестие?
Если ты уверовал, значит, ты осознал, что все блага, которыми ты пользуешься, абсолютно всё, что у тебя есть и чего ты достиг, всё это — от Аллаха. И ты бесконечно нуждаешься в Нём, в Его заботе и поддержке, и без Него ты ничто, а Он не перестаёт заботиться о тебе, одаряет тебя благами, оберегает тебя от бед. И даже тогда, когда Он посылает тебе трудности, Он делает это ради твоего же блага, иногда — чтобы ты опомнился и вернулся на прямой путь, а иногда — чтобы тем самым ты искупил некоторые из своих грехов.
Если ты уверовал, то понимаешь, что вся жизнь твоя в этом мире — это всего лишь испытание, и ты должен пройти его достойно, чтобы вернуться к Богу. Ты понимаешь, что Он ждёт тебя, и ты, самый обыкновенный человек, такой ничтожный в этой огромной Вселенной, имеешь для Него значение. Он избрал тебя среди великого множества других творений, среди нескольких миллиардов других людей, избрал тебя и открыл тебе глаза на истину, дал тебе шанс прожить эту жизнь достойно и обрести у Него жизнь вечную. Вот что значит верить, и такая вера обязательно рождает в сердце человека любовь, огромную, непреодолимую любовь к Богу. Порывы этой любви настолько сильные, что человек просто не может бездействовать, он хочет быть рядом со своим Любимым, ищет возможности приблизиться к Нему. Для этого и нужна молитва. Вставая на молитву, верующий приближается к Аллаху, и ближе всего он оказывается к Нему во время земных поклонов.
Потому мы и говорим, что намаз — это доказательство веры. Это наша благодарность Аллаху за то, что Он сотворил нас и не предоставил самим себе, не оставил нас блуждать во мраке, а позаботился о нас и продолжает заботиться. Это благодарность за каждый вздох, за биение сердца, за возможность созерцать мир вокруг нас, слышать удивительные звуки природы, чувствовать, радоваться, любить.
Если ты осознаёшь это, то молитва становится для тебя не повинностью, а внутренней потребностью. Ты просто не можешь жить без этого. Твоя душа взыскует общения с Богом, этой чистой духовной пищи, без которой она страдает. Ведь как тело наше нуждается в еде, так и душа нуждается в пище, духовной пище. И как еда бывает полезной и натуральной, а бывает — вредной, так и духовная пища бывает чистой или же, наоборот, каким-то суррогатом.
Чистая пища для души — это поминание Аллаха и общение с Ним. Если мы не окормляем душу такой чистой пищей, то обязательно наполняем её суррогатом. Это может быть музыка, искусство, какие-то философские размышления. Всё это тоже наполняет душу, но очищает её только поминание Аллаха и молитва.
Не просите меня привести вам доказательства, которые можно пощупать или измерить. Человек так мало знает о жизни, даже о самом себе, что едва ли может привести доказательства, когда речь идёт о пользе или вреде продуктов питания. Но польза молитвы, о которой я говорю, она ведь испытана людьми, людьми верующими, которые совершают намаз, общаются с Богом, делятся с Ним своими радостями и переживаниями, обращаются к Нему с самыми разными просьбами. И Он отвечает — это испытано. Более того, Он приближает их к Себе, наполняет их душу ещё большей верой и убежденностью, избавляет их от привязанности к этому миру, делает их по-настоящему счастливыми. Это состояние невозможно сравнить с радостью от каких-либо материальных приобретений или успехов. Это совсем другое.
Поэтому верующие так беспокоятся за тех из своих родственников и друзей, которые не совершают молитву. Они желают им того же, что пережили и прочувствовали сами. Они готовы даже спорить с ними. Не знаю, нужно ли спорить на такие темы. Это ведь вопрос веры. В спорах люди обычно убеждают друг друга силой аргументов. То есть они обращаются к разуму. Но когда мы говорим о вере, взывать нужно к сердцу, чтобы помочь другому разглядеть истину, почувствовать, прочувствовать её. Потому и говорят некоторые, что они веруют в Бога, но не готовы совершать молитву. И это на самом деле так. Они не готовы не потому, что им лень или у них нет свободного времени. Они внутренне не готовы к этому, у них в сердце нет тяги к общению с Богом. Они ещё не познали Его в той мере, в какой нужно, чтобы устремиться к Нему душой и телом. А иногда эта тяга есть, но она ещё слаба и её недостаточно для того, чтобы человек сдвинулся с места и преодолел преграды, мешающие ему.
Такой преградой может быть боязнь не выдержать долгую дистанцию и сойти с неё на каком-то этапе. Такие опасения бывают у людей ответственных, которые не приемлют половинчатых решений. Если они уверуют, то примут ислам целиком, если начнут молиться, то по всем правилам, а если не получается целиком, то лучше и не начинать вовсе. Так они считают, потому что по жизни они придерживаются таких правил. И всё же они ошибаются, потому что начать нужно, нужно встать на этот путь, даже если поначалу будешь ковылять и оступаться. Ведь если человек молится, это совсем не означает того, что он идеален и всегда поступает правильно.
Иной раз шайтан не приближается к тому, кто много грешит, а от верующего не отстаёт до тех пор, пока тот не совершит какой-нибудь низкий поступок. По-разному бывает, потому что все мы люди и обречены совершать ошибки. Но верующий кается и просит прощения. Кается не для того, чтобы завтра повторить своё прегрешение. Если нет твёрдой решимости отказаться от этого греха, то это и не покаяние вовсе. А кто не кается или думает, что его душа чистая и за ней нет грехов, тот ещё не познал себя.
Как-то раз у Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какое из деяний самое лучшее?» Он ответил: «Молитва, совершённая вовремя» [ат-Тирмизи]. Но почему именно молитва? Почему не забота о сиротах или инвалидах? Неужели молитва Богу, который ни в ком и ни в чём не нуждается, важнее заботы о тех, кто нуждается в сострадании и любви?
Потому что благодарность Богу прежде и важнее всего остального. Благодаря Всевышнего, мы просим Его поддержать нас в этом непростом мире, полном соблазнов, трудностей и испытаний. Во время молитвы мы говорим: «Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя молим о помощи» (сура 1 «Открывающая», аят 5)
. О помощи в чём? Разве только в мирских делах? Нет, конечно же, нет, и это вам подтвердит любой сознательный верующий. Прежде всего мы молим Аллаха помочь нам в совершении благих дел, чтобы хватило сил удержаться на прямом пути, хватило мужества сказать правду в нужное время, хватило щедрости не отказать в милостыне бедняку.
В Коране сказано: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве» (сура 2 «Корова», аят 45)
. Молитва действительно помогает. Она помогает стать лучше и чище, помогает делать добро, не надеясь на людскую похвалу или благодарность. А если молитва не делает нас лучше, если она не подвигает нас на деяние добра, значит, что-то в нас не так и в молитве своей мы не были искренни и смиренны.
Кто-то может спросить: «Обязательно ли молиться, если человек и без того совершает много добрых дел, раздаёт милостыню, помогает беднякам?» Тогда позвольте мне спросить его: «Для чего ты совершаешь свои добрые дела?» Если только для того, чтобы прослыть благотворителем, то это весьма приземлённое намерение. Наверняка ты получишь желаемое и услышишь немало похвалы в свой адрес. Или же для того, чтобы Всевышний вознаградил тебя в этой жизни? Таких людей много, и в Коране сказано, что делающие добро с таким намерением не будут обделены в этой жизни, но не будут счастливы в жизни вечной. Но если ты помогаешь другим бескорыстно, ради довольства Всевышнего, то что мешает тебе благодарить и Господа, Который оказал тебе такую милость и научил делать добро?
Если подойти к практической стороне этого вопроса, то совершать добрые дела бескорыстно, не ожидая ничего взамен, очень не просто. Это трудно. Потому что люди редко ценят добро, а стоит отказать им в чём-то малом, как они забывают всё, что ты сделал им раньше. И вот тут на помощь приходит молитва: она тушит пожар в твоей душе и наполняет её любовью. И ты вспоминаешь, что делал хорошее не потому, что ты такой особенный, а потому что Аллах оказал тебе милость, и искал ты не похвалу людей, а довольство Аллаха. И ты находишь в себе силы простить обиду и не сломаться, остаться самим собой.
Молитва делает верующего сильным духом. Со стороны может показаться, что намаз отвлекает от работы или от каких-то других неотложных дел. На самом же деле намаз организует верующего, приучает его к дисциплине, ответственности, помогает грамотно распределять своё время и эффективно использовать его.
Задумайтесь над распорядком дня мусульманина. Его день начинается ещё до наступления рассвета, он читает зикры или суры из Корана, готовится к совершению рассветной молитвы. Помолившись, он приступает к работе и трудится в самые благодатные часы утром и до полудня, успевая сделать большую часть своих повседневных дел. Потом наступает время полуденной молитвы. Если есть возможность, перед этой молитвой или после неё желательно отдохнуть, чтобы восстановить силы. После второй дневной молитвы, она называется аср, когда солнце начинает клониться к закату, производительность труда сильно падает, и в эти часы рекомендуется уделять внимание не работе, а поминанию Аллаха. Короткий промежуток между закатной и вечерней молитвами можно провести в мечети или за полезной беседой. После вечерней молитвы предпочтительно лечь спать пораньше, чтобы выспаться до наступления рассвета.
Это идеальный распорядок дня не только в плане наиболее эффективного использования времени, но и с медицинской точки зрения. И пять молитв в этой системе полноценной здоровой жизни как пять стоянок, на которых верующий отдыхает и набирается сил для того, чтобы более качественно выполнять остальные свои обязанности. Именно так относился к своим молитвам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, который часто говорил своему муэдзину: «Дай нам отдохнуть в молитве» [Ахмад].
Ничто не может заменить молитву для верующего, и ни одно другое благодеяние не компенсирует то, чего человек лишает себя, отказываясь от молитвы. И ведь мы успели поговорить лишь о преимуществах молитвы в этой жизни. А в мире вечном молитва станет для верующих светом, искуплением и избавлением. И каждый земной поклон и даже каждый шаг на пути в мечеть будут ступенями на пути к вечному счастью и преуспеянию.
Эльмир Кулиев