Постепенное завлечение от шайтана

Постепенное завлечение от шайтана

Хвала Аллаху Господу миров!

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: «Шайтан желает одолеть раба Аллаха на семи возвышенностях, причём преодоление некоторых даётся рабу Аллаха сложнее, чем других. И он не пробует одолеть его на более низкой возвышенности до тех пор, пока не потерпит неудачу на более высокой.

Возвышенность первая: возвышенность неверия в Аллаха, Его религию и встречу с Ним, а также в Его совершенные качества и в то, что сообщили о Нём его посланники. Если шайтану удастся одолеть раба Аллаха на этой возвышенности, то пламя вражды его потухает и сам он отдыхает. Если же человек преодолел эту возвышенность и спасся благодаря проницательности, почерпнутой из верного руководства, сумев сохранить свет веры, то шайтан пытается одолеть его на следующей возвышенности.

Возвышенность вторая: возвышенность нововведений. Это могут быть убеждения, противоречащие истине, с которой Аллах направил Своего Посланника и ниспослал Своё Писание, а может быть поклонение Аллаху посредством того, на что Аллах не давал разрешения, то есть посредством придуманных, добавленных к религии ритуалов, которые не принимаются Аллахом. Эти две разновидности нововведений обычно сопровождают друг друга, и редко встречаются сами по себе, то есть отдельно друг от друга.

Как сказал один из обладающих знанием: «Слова-нововведения вступили в брак с действиями-нововведениями и стали плодиться так, что потомство их стало рыскать в землях ислама, и страдающие от них рабы Аллаха стали взывать к Нему, жалуясь».

А шейх сказал: «Неверующая суть вышла замуж за нечестивое нововведение, и родилась от их союза потеря этого мира и мира вечного». Если же человек преодолеет и эту возвышенность и спасётся благодаря свету Сунны, неуклонно следуя ей и тому, чему следовали наши праведные предшественники — сподвижники и все, кто последовал за ними в благодеянии, — а в позднюю эпоху таких уже не сыскать, — даже если такой и обнаружится, приверженцы нововведений стремительно расставляют для него свои сети, и замышляют против него недоброе, и называют его приверженцем нововведений. Если же с помощью Всевышнего Аллаха человек всё же преодолевает эту возвышенность, то шайтан поджидает его на следующей.

Возвышенность третья: возвышенность тяжких грехов. Одолевая человека на этой возвышенности, шайтан приукрашивает для него эти грехи и представляет их благими в его глазах, и подталкивает его к тому, чтобы он откладывал покаяние, и открывает перед ним врата мурджиизма, внушая ему: мол, вера — это только признание сердцем, и деяния на неё никак не влияют. И он внушает ему слова, погубившие очень и очень многих: «Если есть единобожие, грех не повредит, подобно тому, как бесполезны благие дела, совершаемые на фоне придавания Аллаху сотоварищей».

Шайтан больше стремится одолеть человека на возвышенности нововведений. Ведь это противоречие религии, отталкивающее то, с чем направил Всевышний Своего Посланника. Приверженец этих слов не раскаивается в своих грехах и не оставляет их, а напротив, призывает других следовать этим нововведениям. Нововведения содержат наговор на Аллаха без знания, явно враждебное отношение к Сунне и её приверженцам и стремление погасить свет Сунны, и внедрить то, что отверг Аллах и Его Посланник, и отвергнуть то, что Он предписал, лояльное отношение к врагам Аллаха, и враждебное — к Его приближённым. Содержат они и утверждение того, что Он отрицает, и отрицание того, что Он утверждает, обвинение во лжи правдивого и доверие к лживому, противопоставление истине лжи, искажение действительности посредством объявления истины ложью, а лжи — истиной, попытки исказить Его прямой путь и общее искажение религии. Нововведения малые влекут за собой всё более серьёзные до тех пор, пока их приверженец не отойдёт от религии полностью, уподобившись волосу, который вытаскивают из теста [и на нём не видно никаких остатков этого теста]. И только людям, обладающим проницательностью, видны все страшные последствия нововведений, тогда как слепые блуждают во мраке своей слепоты: «Кому Аллах не даровал света, тому не будет света» (сура 24 «Свет», аят 40). Если, пользуясь защитой Аллаха или же с помощью искреннего покаяния, человек всё же преодолел эту возвышенность, шайтан старается одолеть его на следующей.

Возвышенность четвёртая: возвышенность малых грехов. Шайтан отмеривает их ему целыми пригоршнями, говоря: «Эти прегрешения тебе ничем не повредят. Ведь ты же избегаешь тяжких грехов. Разве ты не знаешь, что прегрешения эти прощаются, если ты избегаешь тяжких грехов и совершаешь благие деяния?» И так он внушает человеку, что грехи эти безобидны, до тех пор, пока человек не начнёт упорствовать в их совершении, и в результате окажется в худшем положении, чем совершающий тяжкие грехи, но охваченный благоговейным страхом и сожалеющий о содеянном. Ведь упорство в совершении греха намного отвратительнее, поскольку тяжкий грех стирается посредством покаяния и испрашивания прощения, тогда как из-за упорства малый грех перестаёт быть малым.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь незначительных грехов». Затем он сравнил совершающего такие грехи с людьми, которые остановились на пустыре, и им потребовались дрова. И вот один принёс сухую ветку, и другой принёс сухую ветку, и так они собрали вместе много дров, и развели огонь, и испекли хлеб. Так же и незначительные грехи копятся у раба Аллаха, а он не придаёт им значения до тех пор, пока они не погубят его [Ахмад; Сахиха, 389].

Если, остерегаясь и проявляя бдительность, постоянно раскаиваясь и испрашивая у Аллаха прощения, а также спеша вслед за скверным деянием совершить благое, человек преодолеет и эту возвышенность, то шайтан подстерегает его на следующей.

Возвышенность пятая: возвышенность разрешённого, которое человеку ничто не мешает совершать. Шайтан старается занять его этим дозволенным так, чтобы отвлечь его от многих проявлений покорности Аллаху и от усердия в создании запасов для мира вечного. Затем он постепенно завлекает его, добиваясь, чтобы он перестал совершать желательные (сунна) действия, а потом и обязательные. И самое меньшее, чего он может добиться от человека, — это заставить его упустить великую прибыль и высочайшее положение. И если бы человек знал, как дорого обойдутся эти упущения, то он не стал бы упускать ни одно из действий, приближающих к Аллаху. Однако он не знает, что теряет.

Если же человек преодолел и эту возвышенность с помощью полноценной проницательности и направляющего света, понимания ценности проявлений покорности Аллаху и умножения их, скоротечности земной жизни, важности сделки, щедрости Покупателя, величины прибыли, рачительного отношения к своему времени и приложения усилий, дабы не упустить эту замечательную прибыль, то враг поджидает человека на следующей возвышенности.

Возвышенность шестая: возвышенность менее значительных по сравнению с другими проявлений покорности Аллаху. Шайтан побуждает человека к совершению этих не очень важных действий, приукрашивая их в его глазах и показывая ему достоинства этих действий, и прибыль, которую они приносят, дабы отвлечь его от совершения деяний более достойных и приносящих большую награду.

Будучи не в состоянии сделать так, чтобы человек остался вообще без награды, шайтан стремится уменьшить её и понизить его степень, и для этого занимает его менее важным и достойным, хоть и любимым Всевышним, дабы отвлечь от более важного и достойного и ещё более любимого Всевышним. Мало кто добирается до этой возвышенности и тем более преодолевает её.

Большинство людей шайтану удаётся одолеть ещё на первых возвышенностях. Он может спастись с помощью понимания степеней деяний и их достоинства пред Аллахом и умения отличать более достойные от менее достойных и главные от второстепенных, ибо, поистине, в деяниях и словах есть главные и второстепенные, более возвышенные и менее возвышенные. Как сказано в достоверном хадисе: «Лучший способ испрашивать прощения — говорить: “О Аллах, Ты — мой Господь, нет божества, кроме Тебя» [аль-Бухари, 6306]. А в другом хадисе сказано: «Усердие на пути Аллаха — вершина ислама» [ат-Тирмизи, 2616].

В другом же предании говорится: «Поистине, деяния как-то принялись хвастаться друг перед другом, и каждое деяние упомянуло своё положение и достоинства, и милостыня превзошла другие деяния, рассказывая о своих достоинствах» [аль-Хаким]. Эту возвышенность успешно преодолевают только обладатели способности видеть истину и правдивые из числа обладателей знания, которые следуют путём, помогающим обрести содействие Аллаха, распределяют деяния правильным образом и соблюдают все права.

Если человек спасётся и успешно преодолеет и эту возвышенность, то останется последняя возвышенность, на которой враг может попытаться одолеть его, и её не избежать. Если бы кто-нибудь и избежал её, то это были бы посланники Аллаха и пророки Его, которые были самыми почтенными из Его творений.

Возвышенность седьмая: это возвышенность, на которой шайтан насылает на человека своё воинство, дабы оно причиняло ему всевозможный вред, связанный с руками, языком и сердцем, в зависимости от его положения пред Аллахом. Чем выше положение человека, тем усерднее налетает на него шайтан со своей конницей и пехотой, насылая на него партию свою разными способами. Эту возвышенность у человека нет надежды преодолеть, избежав этого испытания. Каждый раз, когда человек усердствует в следовании прямым путём, призыве к Аллаху, исполнении Его велений, враг его усердствует в том, чтобы настроить против него людей недалёкого ума. На этой возвышенности человек ведёт настоящую войну с этим врагом ради Аллаха и с помощью Его.

Подчинённость Аллаху (‘убудиййа), проявляемая в подобных обстоятельствах, — это подчинённость особенных обладателей знания. Эту подчинённость называют ещё подчинённостью противостояния, и её замечают лишь обладатели совершенной проницательности. И нет ничего любимее для Аллаха, чем противостояние Его приближённого Его врагу, приводящее шайтана в ярость. Всевышний Аллах указывает на эту подчинённость в нескольких аятах Своей Книги. Например, Всевышний сказал: «Кто совершает переселение на пути Аллаха, противостоя [шайтану, врагу Аллаха], тот найдёт на земле много пристанищ и изобилие» (сура 4 «Женщины», аят 100). Переселяющийся к поклонению Аллаху описывается как противостоящий, потому что он противостоит врагу Аллаха и своему врагу. А Аллах любит, чтобы его приближённые противостояли Его врагу и приводили его в ярость. 

Как сказал Всевышний: «Это — потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий [обусловленный ненавистью к вере] гнев неверующих, и каждое поражение, нанесённое врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Поистине, Аллах не оставляет без награды творящих добро» (сура 9 «Покаяние», аят 120). И Всевышний Аллах сказал, описывая Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников: «В Инджиле [Евангелии] же они описаны как посев, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своём стебле, восхищая сеятелей. Аллах привёл эту притчу для того, чтобы привести в ярость неверующих [ненавидящих Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников]» (сура 48 «Победа», аят 29). Эта бессильная ярость неверия угодна Господу и подчинение Ему в этом относится к признакам совершенства подчинённости Ему ('убудиййа).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, разъяснив, что при оплошности молящемуся следует совершить два земных поклона (суджуд ас-сахв): «...а если молитва его была полной, то эти два земных поклона будут противостоянием шайтану» [Муслим, 571]. И кто поклоняется Аллаху посредством противостояния шайтану, тот обретает значительную долю правдивости, и его противостояние шайтану соответствует его любви к Господу, верности Ему и враждебности по отношению к Его врагу. Эти врата подчинённости Аллаху ('убудиййа), которые известны лишь немногим людям, и вкусивший сладость этой подчинённости начинает оплакивать прежние свои дни, в которые она была неведома ему. А Аллах — Тот, Кого надлежит просить о помощи, и на Него следует уповать, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха.

Человек, понимающий эту область знания, видит роль шайтана в совершении им греха и поступает назло ему и противостоит ему посредством искреннего покаяния, и это противостояние становится для него новым проявлением подчинённости Аллаху».

См. «Мадаридж ас-саликин»; «Избранное», 3/297-305