Постановления в отношения поста в Рамадане

Постановления в отношения поста в Рамадане

Постановление в отношении того, кто прерывает пост Рамадана из-за трудной работы

Вопрос: "Я молодой человек, мне семнадцать лет, читаю намаз, Коран, сторонюсь грехов, но у меня одна проблема: во время Рамадана я не держу уразу, так как у меня трудная работа, особенно летом. Можно ли мне продержать ура зу в другое время? И как вообще мне поступать? Дайте мне совет, да вознаградит вас Аллах".
Ответ шейха ибн База: "Ты должен возместить пропущенные дни и покаяться перед Аллахом. Кайся перед Аллахом и в будущем постись с людьми и оставь эту тяжелую работу, найди себе такую работу, которая не будет отягощать твою уразу. А если же у тебя нет другого выхода кроме как уйти с этой работы, то тогда лучше оставь эту работу в этом месяце. Отложи (деньги) для Рамадана столько, сколько покажется тебе достаточным из предыдющих месяцев, чтобы во время Рамадана ты не нуждался. Или же приучи себя делать во время Рамадана такую работу, которая тебя не будет затруднять держать ураза. Халатное же отношение к Рамазану из-за стремления к мирской жизни, в частности оставление уразы из-за тяжелой работы, явлется запретным. Бойся Аллаха как ты можешь. Если ты уж очень сильно нуждаешся в этой работе, то по-меньше работай, чтобы это не мешало тебе держать уразу, или хорошо поработай до Рамадана, чтобы держать уразу вместе с мусульманами. Просим Аллаха для нас и для вас прямого пути и помощи".

Вопрос: "О, достопочтимый Шейх, некоторые дают фетву рабочим и тем, кто работает на тяжелых работах, о том, что можно прервать пост по время Рамадана. Правильны ли их слова?".
Ответ: "Я не знаю для этого основы. Тот, кто так говорит, не имеет на это довода. Является обязательным для них то, чтобы они работали по мере своих сил, если же им так необходимо работать, то пусть доделают ее после Рамадана и отложат то, что они накопили до Рамадана, чтобы это помогло им держать Рамадан. Несерьезное отношение к этому вопросу является большим злом и последствие его суровое. Если же он вместе с постом может совмещать какую-то работу, то в этом нет проблем. А если же он не может работать во время поста, то пусть лучше оставит такую работу и воспользуется теми деньгами, которые были у него раньше, для поста". Изучить полностью...

О посте без совершения намаза

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!
Доводов этому много в Сунне.
Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: "Совершайте послеполуденную ('аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: "Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!"". аль-Бухари 553.
И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: "Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: "Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?" То следует сказать: "Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями". (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: "О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого"" (аль-Худжурат 49: 2). См. "ас-Саля уа хукму тарикиха" 43.
Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!
Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:
Вопрос: "Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: "Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву".
Ответ: "Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, то же является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: "Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали". (аль-Ан'ам 6: 88).Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это".См. "Фатауа ас-Сыям" 68.

Вопрос: "Да воздаст вам Аллах благом, шейх наш. Вопрос девятый: "Некоторые молодые люди оставляют молитву, но при этом постятся. Принимается ли их пост?".
Ответ шейх Убайд аль-Джабири: "Да простит Аллах нас и их, и да возвратит их к повиновению Ему прекрасным возвращением. Они смешали благое дело со скверным. А ведь молитва выше по степени, чем пост. Молитва - это опора Ислама. Это второй столп после двух свидетельств. А пост в месяц Рамадан - четвёртый столп. Они, оставив молитву, совершили нечестие. Они - нечестивцы. Им необходимо покаяться перед Аллахом, Пречист Он и Возвышен. А за соблюдение поста, быть может, если захочет того Аллах, воздастся им за это. Но они не получают то вознаграждение, которое получает тот, кто соблюдает пост и совершает молитву одновременно. Я опасаюсь, что они постятся, и шайтан будет их наущать, и они оставят пост, и будут халатны к нему, поскольку шайтан постепенно подталкивает человека к ослушанию. Я опасаюсь, что они постятся по причине обычая или традиции. Им надлежит остерегаться (наказания) Аллаха за себя, и покаяться Ему за оставление молитвы, и оберегать молитву, а также совершать 5 молитв в установленное для них время в джамаате и собираться на пятничную молитву вместе с мусульманами. Да".

Положение поста детей в месяц Рамадан

Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если дитя не достиг совершеннолетия, то его не обязывают соблюдать пост в месяц Рамадан. Однако если он способен соблюдать пост без затруднения, то приказывают ему соблюдать его. Ибо сподвижники Пророка ﷺ приучали своих детей к посту, заставляя их. А когда кто-нибудь из них начинал плакать, то они им давали игрушки, посредством которых они отвлекались.(Бухари, 1960, и Муслим, 1136)
Однако если утверждено, что это принесет ему вред, то его удерживают от этого. Поскольку, если Всевышний Аллах запретил нам отдавать детям имущества, опасаясь того, что они могут неправильно распорядиться ими и погубить их, то поистине, опасение нанесения вреда человеческим телам является из первого раздела, дабы удерживали их от этого. Однако, чтобы не было это удерживание детей от соблюдение поста, когда они этого хотят, путем суровости. Ибо, поистине, такое обращение с детьми при воспитании не подобает".(См. "Фихк аль-'ибадат", стр. 225, шейх Ибн Усаймин).

Может ли есть открыто тот, кто имеет уважительную причину не соблюдать пост?

Имам аль-Мардауи писал: "Къады говорил: "Порицаемо есть открыто в светлое время Рамадана, даже если для этого есть причина". Сказано в "аль-Фуру'": "Открыто есть запрещено в любом случае". Когда спросили Ибн 'Акъиля: "Следует ли запрещать путнику, больному или женщине, у которой месячные, чтобы они ели открыто?", он ответил: "Если причина для несоблюдения поста скрытая, как болезнь, у которой нет следов или путник, о котором неизвестно что он путник, то следует запрещать есть открыто!"". См. "аль-Инсаф" 7/348.

Можно ли кормить того, кто не постится в Рамадан без причины?

Ученые запрещали кормить в дневное время людей, которые обязаны поститься и не имеют шариатской причины на оставление поста.
Всевышний Аллах сказал: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде". (аль-Маида 5: 2).
Имам ар-Рамли передал, что ученые запрещали продавать еду неверному, если человек знает или предполагает, что тот съест ее в светлое время дня Рамадана, и ар-Рамли говорил: "Причина этого запрета в том, что данный поступок является оказанием помощи в совершении греха, и так же по самому правильному мнению обязанности шариата касаются и неверных тоже". См. "Нихаятуль-мухтадж" 5/274, "Маусу'атуль-фикъхия" 9/212.
Таким образом, человек не должен кормить в светлое время Рамадана того, кто обязан поститься, что бы не быть соучастником греха.
Исключением этому являются больные, путники и прочие, с кого снимается обязанность поститься. Такого общее положение в данном вопросе.
Однако в этом случае следует проявлять мудрость и учитывать пользу и вред. Как, например, если отец, который по неведению и невежеству не соблюдает пост, скажет своей дочери постящейся, приготовить ему еду, и она откажется, то это может привести к еще большему злу для нее, ибо этот отец может начать запрещать ей носить платок и совершать молитву, и будет препятствовать совершению ею благого и т.д. Поэтому необходимо учитывать вопрос пользы и вреда, и к каждому случаю следует подходить индивидуально!

Вопрос: "Длинный вопрос, суть которого в следующем: одна из фирм, в которой работают мусульмане, открыла столовую для кормления своих работников из числа немусульман. Бывали случаи, когда днём туда заходили на обед и мусульмане со слабой верой.
Кроме того, руководство ресторана запрещает своим работникам-мусульманам отлучаться для совершения обеденного намаза коллективно в мечети, находящейся рядом со столовой, объясняя это тем, что время намаза совпадает со временем обеда. Также во время обеденного намаза в мечети запах еды доходит до молящихся, тем самым причиняя им неудобства".
Ответ: "Нельзя открывать рестораны днём в месяц Рамадан для неверующих и нельзя обслуживать их, если они пришли поесть. В этом есть серьёзные шариатские нарушения, такие как содействие им в том, что запретил Аллах. Как известно из пречистого Шариата, все религиозные предписания - и основные, и второстепенные - распространяются на неверующих. Несомненно, пост в месяц Рамадан является одним из столпов Ислама, и, соответственно, неверующие обязаны поститься после того, как выполнится условие - принятие Ислама. Поэтому мусульманину нельзя содействовать им в оставлении религиозных предписаний, которые обязал Всевышний. Кроме того, мусульманину запрещается обслуживать неверующих в том, в чём есть унижение и принижение достоинства верующего, как, например, подавать им еду и т.д. Кроме того, неверующим, которые находятся в мусульманских странах, нельзя заниматься теми видами деятельности, которые противоречат религиозным предписаниям Ислама и причиняют неудобства и затрагивают чувства мусульман. Поэтому необходимо закрывать ресторан, принадлежащий вышеупомянутой фирме, в дневное время суток в течение месяца Рамадан. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду и его семье!". Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/35-37. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- 'Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- 'Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: "В первый день Рамадана меня посетила старая женщина, которой уже 100 лет. Иногда она здравомыслящая, а иногда нет. Она попросила приготовить ей кофе и я выполнила эту просьбу. Есть ли на мне грех? Я предупредила ее, что сейчас Рамадан. Пожалуйста, разъясните этот вопрос, да одарит вас Аллах благом".
Ответ: "Хвала Аллаху! Если кажется, что эта женщина уже стара и умственно неполноценна, то она не обязана поститься и нет на вас греха за приготовленную чашечку кофе. То, что иногда она бывает разумной, например, когда просит сделать или принести что-то, не является показателем ее умственного здоровья. В большинстве случаев люди, достигшие столетнего возраста, страдают старческим слабоумием и сильно меняются. Если вам кажется, что она умственно неполноценна и не отдает себе отчет, то ей дозволено есть и пить во время поста. Но, если вы думаете, что она умственно здорова и проявляет халатность, то не угощайте ее кофе или чем-либо другим, чтобы не помогать ей в грехе.
Аллах говорит: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде". Сура "аль-Маида", 5:2

Если здоровый мусульманин просит еду в дневное время Рамадана, то нельзя давать ему ни еду, ни напитки, ни сигареты и нельзя помогать ему в этом грехе. Но если он умственно неполноценен, например, страдает умственными расстройствами, старческим слабоумием или очень стар, то нет на нем греха и он не обязан поститься". Фатауа "ан-Нур аля ад-Дарб", 3/1267.

Надо ли поститься оставшуюся часть дня тому, кто не постился по уважительной причине при исчезновении этой причины?

Если больной выздоровел или путник вернулся домой или женщина, с послеродовым кровотечением или менструацией отчистилась, и все это произошло в дневное время, то обязаны ли они поститься оставшуюся часть дня или нет? По этому вопросу среди ученых есть разногласия. Одна группа ученых считала, что они обязаны поститься, поскольку прекратила действовать причина, позволявшая им не соблюдать пост. Другие же ученые считали, что поститься остаток дня они не обязаны, так как подобный пост им все равно не засчитывается.
Шейх Ибн Усаймин говорил: "Если путник вернется в свой город в середине дня, не соблюдая пост, или же у женщины прекратится менструация в течение дня, то они не обязаны соблюдать пост оставшуюся часть дня. Они могут есть и пить, ибо их воздержание не играет никакой роли, поскольку они и так обязаны восполнит этот день, и он им не засчитается. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Малика и аш-Шафи'и, а также одно из мнений Ахмада. А от Ибн Мас'уда сообщается: "Пусть тот, кто уже ел первую часть дня, ест и оставшуюся" аль-Байхакъи".См. "Фатауа Ибн Усаймин" том 19 вопросы № 58, 59.
Таким образом, на обязанность поста оставшуюся часть дня нет никакого доказательства, ибо упомянутые категории людей имеет шариатскую причину на не соблюдение поста. Известно, что Всевышний Аллах завершил свою религию, доведя ее до совершенства, и не известно, чтобы Он обязывал поститься оставшуюся часть дня тому, кто по уважительной причине не постился.
Имам ан-Науауи сказал: "Если путник вернулся в середине дня домой, не соблюдая пост, и нашел свою жену отчистившейся от месячных или исцелившейся в середине дня от болезни, то он может вспутить с ней в половую связь, и на них нет искупления по нашему мнению!". См. "аль-Маджму'" 6/174.

Некоторые распространенные, но слабые или выдуманные хадисы о Рамадане и посте

Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!". аль-Бухари 109.
Хафиз Ибн Хаджар о словах Пророка ﷺ: "Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов", говорил: "Если даже рассказывать от имени Пророка ﷺ то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!". См. "Табйин аль-'аджаб" 3-4.

"Если бы поклоняющиеся знали о величии Рамадана, то они пожелали бы, чтобы весь год был Рамадан". Ибн Хузайма 1886.
Данный хадис является выдуманным. В цепи данного хадиса Джарир ибн Айюб, который рассказывал ложные хадисы. См. "Лисан аль-мизан" 2/101.
О недостоверности этого хадиса говорили имам аль-Бухари, имам ан-Насаи, имам Ибн аль-Джаузи, шейх аль-Альбани и др. См. также "аль-Мауду'ат" 2/188.
"Начало Рамадана - это милость, середина - это прощение, а конец - освобождение от Огня… И совершивший в этот месяц благое, получит награду за это как за обязательное деяние, а совершивший обязательное деяние, получит награду как семьдесят обязательных дел в иное время". Ибн Хузайма 1887, аль-Байхакъи 3/128.
Данный хадис является слабым по причине передатчика по имени Али ибн Зайд, которого назвали слабым Ахмад ибн Ханбаль, Ибн Са'д, Ибн Аби Хайсама, Ибн Хузайма и др. См. "Тахзиб ат-тахзиб" 7/322.
О слабости этого хадиса сказали имам Ибн Са'д, Ибн Ма'ин, Ибн Аби Хатим и др. См. также "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 871.
"Поститесь и вы будете здоровы"ат-Табарни в "аль-Аусат" 1/69.
Данный хадис является слабым по причине передатчика Нахшаля ибн Са'да, который является неприемлемым и часто лгал. А также по причине того, что ад-Даххак не застал Ибн Аббаса. См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 253.
"Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины и не по болезни, не сможет возместить этот день, даже если будет поститься в течение всей жизни". аль-Бухари 4/160.
Хафиз Ибн Хаджар говорил, что у этого хадиса целых три дефекта: 1. Неясность, 2. Неизвестный передатчик, 3. Прерванный иснад. См. "Фатхуль-Бари" 4/161.
На слабость этого хадиса также указали имамы Ахмад, Ибн Хузайма, аль-Мунзири, аль-Багъауи, аль-Къуртуби, аз-Захаби, и мн. другие. А также на слабость этого хадиса указывает и сам аль-Бухари, который сказал об этом хадисе: "Передают от Абу Хурайры...", поскольку он говорит в неопределенной и не утвердительной форме, в отличие от достоверных хадисов, о которых он утвердительно говорит: "Сказам мне...", "Передал нам..." и т.д.
В науке хадисоведения неопределенные слова, как "передается", "сказано" или "сообщается", указывают на сомнение или слабость подобных сообщений. Тогда как то, что сомнений не вызывает, передают как: "сказал", "сделал" и т.д., как разъяснил это имам ан-Науауи. См. "аль-Маджму'" 1/63.

"Сон постящегося - поклонение, его молчание - тасбих, мольба его принимается, а деяния удваеваются" аль-Байхакъи 3/143.
Имам аль-Байхакъи сказал: "Ма'руф ибн Хасан (передатчик этого хадиса) является слабым, а Сулейман ибн Амр ан-Наха'и (другой передатчик) еще слабее него!" Хафиз аль-'Иракъи сказал: "Сулейман ан-Наха'и из числа лжецов!". См. "Тахридж аль-Ихъя" 1/310. Также этот хадис назвали слабым имам аль-Мунауи и шейха аль-Альбани. См. "Файдуль-Къадир" № 9293, "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 4696.

"Основой Ислама и его опорой являются три вещи, и кто оставит одно из них, становиться неверным, кровь которого дозволена: это свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха; пятикратная молитва и пост месяца Рамадан"Абу Я'ля 2/126, аль-Лялякаи 1/202.
Данный хадис является слабым по причине Амра ибн Малика ан-Нукри. Никто из имамов не считал его надежным, кроме Ибн Хиббана, а среди мухаддисов известно послабление имама Ибн Хиббана в усиливании надежности слабых и даже неизвестных передатчиков. Об этом говорил хафиз Ибн Абдуль-Хади.
Также в цепи данного хадиса Мумаль ибн Исма'иль, он правдивый передатчик, однако допускал ошибки, о чем говорил имам Абу Хатим.
Более того, этот хадис противоречит ясным указаниям и многим достоверным хадисам, в которых сообщается, что основой Ислама и его столпами являются пять вещей, а не три, как об этом передается в этом хадисе.
Шейх аль-Альбани говорил: "Я не думаю, что кто-то из признанных ученых называл неверным того, кто оставил пост, не считая это дозволенным! Однако это противоречит внешнему смыслу хадиса (что оставивший пост становится неверным). И в этом также научное доказательство относительно слабости этого хадиса". См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 94.
"Всевышний Аллах сказал: "Любимыми рабами для Меня являются те, кто спешить быстрее всех к разговению""ат-Тирмизи 700.
Этот хадис является слабым из-за Къурры ибн Абдур-Рахмана, передатчика данного хадиса, которого имамы Ахмад, Ибн Ма'ин, Абу Зура, Абу Хатим и другие назвали слабым рассказчиком. См. "Ируауль-гъалиль" 1/38.
"Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-фитра"ад-Дайлями, Ибн Шахин.
Этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Мухаммад ибн Убайд, который является неизвестным. См. "аль-Иляль" 824.
Шейх аль-Альбани сказал: "Будь этот хадис достоверным, то в нем было бы указание на то, что пост Рамадана не принимается без выплаты закатя аль-Фитр! Я не знаю никого из ученых, кто говорил бы о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается". См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 1/118.

О никяхе в Рамадане

Вопрос Постоянному комитету по научным исследованиям и фатауам (№8901) о никяхе в месяц Рамадан: "Каков хукм этого, и является ли это порицаемым?".
Ответ: "Нет порицания свершению никаха в месяц Рамадан, так как нет доводов запрещающих (указывающих) на это. И от Аллаха удача, и да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сахабов". Шейх ибн Баз, абдуРраззак аль-'Афифи, абдуЛлах аль-Гъудьян, абдуЛлах ибну Ку'уд.

Жевательная резинка ("жвачка") при посте

Шейх Усеймин в "шарх мумти' 'аля задуль-мустакни'" сказал: "Порицается жевать упругую жвачку постящемуся, которая не распадается и не расщепляется, так как может проникнуть вкус от неё, если есть у неё вкус! Если же вкуса нет, тогда порицаемость этого спадает! Однако вместе с этим не дозволяется жевать её на виду у людей! Так как они могут подумать не так о жующем. Они ведь не знают, жуёт он жвачку упругую или не упругую, также не знают, есть ли у этой жвачки вкус или его нет. И некоторые могут последовать этому примеру и жевать потом жвачку со вкусом.
Жвачка также имеет три недостатка, как об этом указано в "ар-рауд": 1 - вызывает мокроту (железы, желудочный сок), 2 - смешивается со слюной, 3 - вызывает жажду".
Также шейх дальше сказал: "Запрещено жевать жвачку не упругую, которая не является твёрдой и становиться после жевания как песок. Такой вид жвачки запрещён для постящихся! Так как части такой жвачки могут попасть в желудок со слюной, и это станет причиной для нарушения поста! Однако если постящийся не проглотит такую слюну, то нет запрета для него!".

Очень длинный световой день в Рамадане

Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "В скандинавских и других странах, расположенных на севере, перед мусульманами стоит проблема продолжительности ночи и дня. День в этих странах может продолжаться двадцать два часа, а ночь всего два, а в другой сезон года может быть наоборот. С этой проблемой столкнулся один из спрашивающих, когда оказался проездом через эти страны в месяц Рамадан. Ему также рассказали, что ночь в некоторых районах продолжается целых шесть месяцев, а день - остальные шесть месяцев. Как же поступать в такой ситуации? Каким образом определять начало и конец поста в таких странах, и каким образом должны поститься там мусульмане, а также те мусульмане, которые временно приезжают туда для работы или учебы?".
Шейх ответил: "В этих странах сложность не только с постом, но и с намазами. Однако, если в данном государстве существуют день и ночь, то следует делать все в соответствии с этим, вне зависимости от долготы или краткости дня. Что же касается стран, расположенных за полярным кругом, где нет дня и ночи в нашем понимании. То есть, если день там продолжается шесть месяцев, а другие шесть месяцев ночь, то находящиеся в этих странах мусульмане должны определять время совершения поста и молитв. Однако, как они должны определять это время? Группа ученых считает, что им следует ориентироваться на мекканское время, поскольку Мекка - мать всех поселений, и по этой причине необходимо в таких странах ориентироваться по Мекке. Другие ученые полагают, что в таких странах нужно брать нечто среднее и определить продолжительность ночи в двенадцать часов и продолжительность дня также в двенадцать часов, поскольку именно такова средняя цифра долготы светлого и темного времени суток. Также часть ученых считает, что жителям полярных районов следует ориентироваться на ближайший к ним город (местность), в котором смена дня и ночи происходят регулярно. По всей видимости, это мнение наиболее правильно, так как ориентирование на ближайшую страну надежнее всего, поскольку она ближайшая и по климату и по географическому положению. Исходя из этого, мусульманам полярных районов следует придерживаться времени смены дня и ночи в ближайшей к ним стране, определяя сроки поста или совершения молитвы". См. "Фатауа ас-сыям", 37.
Также шейх аль-Альбани (рахимаху-Ллах), после того как был спрошен о посте в странах с длинным днем, сказал: "Относительно тех мест, где солнце не заходит так долго, что люди не видят ночь или наоборот, то они определяют пост по ближайшей к ним местности. Однако есть ситуация, которую можно разобрать (и даже нужно разобрать): а это когда в той местности, о которой ты спрашиваешь, день различается и ночь тоже можно различить. Но между длиной дня и длиной ночи - большая разница. Предположим, например, с той или иной степенью преувеличения, день будет 20 часов, а ночь - 4 часа. Им поститься 20 часов? Ответ: "Пока они видят восход и пока они видят закат солнца, они должны держать пост, даже если он будет длинным и достигать 20 часов или около того". Но не секрет, что для любого шариатского положения есть границы. Бойтесь Аллаха, насколько можете. И кто в состоянии, находясь в такой местности, держать пост 20 часов, пока день после восхода солнца (и до заката) достигает такой продолжительности, то они должны поститься. Я убеждён, что там это лёгкое дело, потому что трудность представляется в тех странах, где жарко, где постящийся испытывает нужду в питье. Что же касается стран с холодным климатом, то такой длинный пост, продолжающийся столько часов - не трудно, как мне это представляется. Но вместе с этим, мы устанавливаем правило: кто всё-таки не может держать пост, то он подпадает под одно из двух:
1. Тот, кого можно отнести к дряхлому старику, который не может поститься даже в местности с умеренным климатом, то он искупает каждый день поста кормлением бедняка.
2. Или же он использует для поста то время, когда продолжительный день становится коротким и когда держать пост ему становится легче. Тогда он возмещает те дни, что пропустил.
Положение его в такой ситуации подобно положению больного, надеющегося на излечение, а не отчаявшегося в излечении. Что касается больного, потерявшего надежду на излечение, то положение расценивается как положение немощного и дряхлого старика и каждый день поста он искупает кормлением одного бедняка. Что касается больного, у которого есть надежда на выздоровление, то положение его - как сказал Аллах Всевышний: "А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время" (Сура "аль-Бакъара", 2:185)

И вот, что касается тех людей, которые живут в таких местах, где очень длинное время дня в период Рамадана. Среди них кто-то может держать пост, а кто-то не может исполнять его как положено. Тот, кто не может держать пост в том виде, в котором он предписан, то возмещает его (в другое время), если в состоянии это сделать. В противном случае, его положение подпадает под положение немощного, который каждый день поста искупает кормлением бедняка". Сл. "Сильсиля худа уа нур", кас. №18, 39 мин.

Нестерпимый голод и сильная жажда

"Если постящийся почувствует нестерпимый голод или сильнейшую жажду так, что у него появятся серьёзные основания для беспокойства за своё здоровье, появится большая вероятность потери какого-либо из органов чувств, а не просто воображение, то в таком случае разрешается ему прервать пост, и затем необходимо будет возместить его, так как сохранение здоровья является обязательным. При этом нельзя прерывать пост просто по причине голода или жажды, которые можно перенести, а также из-за усталости или воображаемой болезни. Поэтому работникам в тяжёлых условиях нельзя прерывать свои посты, и им необходимо брать намерение поститься с ночи. Если же рабочие не могут оставить работу, и при этом есть серьёзные основания бояться за своё здоровье или они почувствовали нестерпимую трудность, которая заставила их прервать пост, то они прерывают свой пост, отстранив возникшую сложность, воздерживаясь от еды и питья в оставшийся день до заката солнца, и затем возмещают прерванный пост. Рабочий в тяжёлых условиях, как например, человек, работающий с доменными печами, который физически не в состоянии соблюдать пост, должен постараться перейти на ночную смену или взять отпуск на время месяца Рамадан, если даже он не будет оплачиваться. Если же он не может сделать перечисленные вещи, то пусть лучше ищет другую работу, на которой он смог бы объединить свои религиозные и мирские обязанности. И кто боится Аллаха, тому он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже и не предполагает". Фатуа "аль-Ляджна ад-Даима, 10/233-235".