Последняя среда месяца Сафар

Последняя среда месяца Сафар

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

К сожалению, в мусульманском обществе, несмотря на то, что на дворе уже XXI век и каждый может изучать ислам, пользуясь высокими технологиями, сохранились доисламские поверья и обычаи, прямо противоречащие основам мусульманской религии.

Так, некоторые мусульмане, считающие себя соблюдающими каноны религии, могут обращаться ко всякого рода колдунам, гадалкам, верить в то, что перешедший им дорогу черный кот может навлечь беду, а также верить в другие схожие глупости.

Казалось бы, одно с другим не сочетается, но, увы, такова действительность. Подобные случаи нередки в наше время и все еще глубоко сидят в умах многих мусульман. Безусловно, нам необходимо бороться с этим мракобесием и приложить максимум усилий для того, чтобы показать всем – подобная «темнота» никакого отношения к исламу не имеет.

Одним из подобных доисламских поверий, засевших в голове многих мусульман на протяжении большого количества времени, является вера в то, что месяц Сафар считается неблагополучным, а в последнюю среду этого месяца на Землю ниспосылаются тысячи бед, которые могут «зацепить» любого, кто не предпримет мер безопасности. Для этого были придуманы определенные молитвы-азкары и даже намаз.

Парадоксальность данной ситуации в том, что эти поверья идут вразрез сразу двух нерушимых доводов, ознакомившись с которыми трезвомыслящий мусульманин не может сказать: «Ничего не хочу знать! Верю и дальше буду верить в несчастливую среду!».

Во-первых, каждый мусульманин должен быть убежден в том, что вред и польза постигают его только по воле Аллаха. Никакая среда или понедельник не повредят, если Аллах или Его пророк, мир ему и благословение Аллаха, через Него, не сказали о том, что в данную среду ниспосылаются беды. Это одна из основ ислама и идти вразрез с ней очень опасно.

Во-вторых, от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передается, что он сказал: «Нет места суевериям, связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар». Хадис передал аль-Бухари и Муслим. Это предание от пророка прямо указывает на запретность поверий в неблагополучие месяца Сафар.

В принципе, человеку, считающему себя соблюдающим мусульманином, двух этих пунктов вполне достаточно, если хочет на самом деле следовать предписаниям ислама. Сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорит, что в исламе нет места таким поверьям. Разве этого недостаточно?

Следует также отметить, что дуа и намаз, придуманные для этого дня, не имеют никакой основы в исламе, и каждый, кто совершает эти намазы и считает их совершение желательным, должен спросить себя: «Почему я делаю то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, делать не повелевал и даже запрещал?»
Совершенно очевидно, что Сафар и последняя среда этого месяца – обычный месяц. Нет никакой разницы между ним и другими месяцами.

Шейх Мухаммад Тахир ибн Ашур (1296-1393 гг.х.) сказал:

فنهى النبي – صلى الله عليه وسلم – عن التشاؤم بصفر، روى مسلم من حديث جابر بن عبد الله وأبي هريرة والسائب بن يزيد – رضي الله عنهم – أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – قال: “لا عدوى، ولا صفر”. اتفق هؤلاء الأصحابُ الثلاثة على هذا اللفظ..

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал от убеждённости в наличии чего-то плохого в месяце сафар. Муслим привёл хадис от Джабира ибн Абдуллаха, Абу Хурайры и Саиба ибн Язида, согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И нет ничего плохого в сафаре». Трое этих сподвижников единогласно передают эти слова.

فقد اتفق علماءُ الإسلام على أن اعتقاد نحس هذا الشهر اعتقادٌ باطل في نظر الإسلام، وأنه من بقايا الجاهلية التي أنقذ الله منها بنعمة الإسلام..

Исламские учёные единогласны в том, что убеждение в злополучности этого месяца является ложным, согласно Исламу, и что это остатки джахилии, от которой Аллах избавил нас посредством своей милости – Ислама.

ومن الناس مَنْ يزيد ضغثًا على إبالة، فيضم إلى عقيدة الجاهلية عقيدة أجهل منها، وهي اعتقاد أن يوم الأربعاء الأخير من صفر هو أنحسُ أيام العام. ومن العجب أنهم ينسبون ذلك إلى الدين الذي أوصاهم بإبطال عقائد الجاهلية، فتكون هذه النسبةُ ضلالةً مضاعفة؛ [إذ] يستندون إلى حديث موضوع يروى عن ابن عباس أن رسول الله قال: “آخرُ أربعاء في الشهر يومُ نَحْسٍ مستمر”، وقد نص الأئمةُ على أن هذا حديثٌ موضوع.

Но некоторые люди пошли ещё дальше и добавили к этим убеждениям джахилии ещё более невежественные убеждения, что последняя среда месяца сафар – самый злополучный день в году. Удивительно, что они приписывают это религии, которая завещала им аннулировать убеждения джахилии, и в таком случае это ещё большее заблуждение, так как они опираются на ложный хадис, переданный (якобы) от Ибн Аббаса, согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Последняя среда месяца сафар – день продолжительного злополучия». Учёные ясно указали, что этот хадис вымышленный.

قال مالك رحمه الله: “الأيامُ كلُّها لله”، وإنما يفضل بعضُ الأيام بعضًا بما جعل الله له من الفضل فيما أخبر بذلك رسول الله – صلى الله عليه وسلم -.

Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Все дни принадлежат Аллаху». И, поистине, одни из них предпочтительнее других благодаря достоинствам, которыми Всевышний Аллах наделил их, исходя из того, что об этом рассказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

ولأجل هذا الاعتقاد الباطل، قد اخترع بعضُ الجهلة المركبين صلاةً تُصلَّى صباح يوم الأربعاء الأخير من صفر. وهي صلاةٌ ذاتُ أربع ركعات متواليات، تُقرأ في كل ركعة منها سورٌ من القرآن مكرَّرة متعددة، وتُعاد في كل ركعة، ويُدعى عَقِبَ الصلاة بدعاء معين. وهي بدعةٌ وضلالة؛ إذ لا تُتَلَقَّى الصلواتُ ذواتُ الهيئات الخاصة إلا من قبل الشرع. ولم يرد في هذه الصلاة من جهة الشرع أثرٌ قويٌّ ولا ضعيف، فهي موضوعة. وليست من قبيل مطلق النوافل؛ لأنها غيرُ جارية على صفات الصلوات النوافل. فليحذر المسلمون من فعلها، ولا سيما مَنْ لهم حظٌّ من العلم. ونعوذ بالله من علم لا ينفع وهوى متبع.

«مقلات ورسائل الشيخ الامام محمد الطاهر ابن عاشور»

По причине этих ложных убеждений некоторые невежды придумали намаз, совершаемый утром последней среды месяца сафар. Этот намаз состоит из четырёх непрерывных ракаатов, и в каждом ракаате читают различные суры из Корана, повторяя их, также в каждом ракаате совершают дуа, и после намаза совершается определённое дуа. Это является новшеством и заблуждением! Поскольку намазы, совершаемые определённым образом, может устанавливать только лишь шариат. Однако в отношении этого намаза не передан ни один хадис, ни достоверный, ни слабый, потому он вымышленный.

Также этот намаз не является одним из видов «общих дополнительных молитв», поскольку не соответствует их качествам. Пусть остерегаются мусульмане совершать этот намаз, особенно те, кто обладает определёнными знаниями.

Да убережёт нас Аллах от знаний, не приносящих пользу, и страстей, за которыми следуют.

«Макалят ва расаиль шейх имам Мухаммад Тахир ибн Ашур»