"После фетвы, принятой в Грозном, все, что не вписывается в рамки суфизма, будет объявляться экстремистским"

Крупные российские мусульманские мероприятия в последнее время обязательно окутаны покровом скандальности и неоднозначности. Так уж вышло, что все они официальные, проводимые под эгидой властей. Просто в нынешних условиях неофициальные исламские мероприятия невозможны в принципе.
За этим особо бдят различные специальные органы. Что и говорить, сейчас мусульманские структуры беспрекословно встроены в вертикаль, хотя между ними и идет борьба за право «главенства», но все в рамках колебания этой самой вертикали и с обязательной оглядкой на башни в Белокаменной...
Вот и прошедшая в Грозном Всемирная исламская конференция, приуроченная к 65-летию первого президента Чечни Ахмата-Хаджи Кадырова, отметилась в ряде СМИ своей неоднозначностью. А глава ЧР Рамзан Кадыров на открытии мероприятия не был: в ночь он в срочном порядке встречался с президентом Владимиров Путиным в Москве.
«Поделим мир пополам»
Богословский мир ислама был представлен гостями из десятков стран. Из известных персон можно выделить верховного имама Египта Шейхуль-Азхара Ахмада Мухаммада аль-Таййиба и богослова Хабиба Али Аль-Джифри.
Из российских представителей только ДУМ Татарстана можно отнести к тяжеловесам. Его представлял муфтий Камиль Самигуллин, который в Татарстане обозначил официальный путь на суфиизацию. Более того, ДУМ РТ ввел запрет на хутбы (проповеди в мечетях) на русском языке. Этот путь раньше прошел чеченский муфтият, татарстанский же просто пошел по его стопам.
К слову сказать, несколько лет назад между главой Чечни Кадыровым и президентом Татарстана Миннихановым была проговорена идея как бы раздела российской исламской уммы на два больших конгломерата с соответствующей зоной ответственности: кавказскую (с центром в Грозном) и татарско-тюркскую (с доминацией в Казани).
Идея оказалась трудноосуществимой тогда, все-таки одного лишь желания двух, пусть и политически значимых, региональных лидеров мало: нужна была санкция Москвы. Но сейчас обстоятельства изменились.
В Кремле, как утверждают знающие люди, эта затея не понравилась. Конкретно против нее выступил Сурков, который был еще тогда «при делах», он же «зарубил» проект объединения всех муфтиятов под эгидой чеченского муфтия.
Что интересно, на конференцию не приехали представители таджутдиновского ЦДУМ, представители ряда российских муфтиятов, хотя и те и другие – активные поборники и проповедники так называемого традиционного суфийского ислама, который становится официальной версией исламского вероучения в России. Все, что не вписывается в рамки суфийского ислама, отныне будет объявляться «нежелательным», а местами – экстремистским. Таких случаев предостаточно, чтобы понимать текущий тренд.
Фетва раздора?
А шум вызвала фетва, которую организаторы форума предложили участникам поддержать, где и говорится о том, кто «желательный», а кто «экстремист-сектант». В ней, в частности, сказано:
«На основании решений данной конференции относительно неотъемлемых признаков отличия людей Ахль ас-Сунна ва аль-Джама'а от заблудших, мы даем данную Фетву мусульманам России: неотъемлемыми признаками Ахль ас-Сунна ва аль-Джама'а являются три взаимосвязанные основы:
Иман, Ислам и Ихсан, и посему Ахль ас-Сунна ва аль-Джама'а в части Имана являются аш'аритами и матуридитами,в части покорности Аллаху они являются последователями четырех мазхабов: ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского,
В части Ихсана – суннитами являются те, кто следует по пути нравственного самосовершенствования, указанного великими учителями, прежде всего, имамами суфиев Абу аль-Касимом Аль-Джунайди бин Мухаммад аль-Багдади, Абдуль-Кадиром аль-Джиляни, Мухаммадом Хаваджи Бахауддином ан-Накшбанди и подобными им праведными наставниками.Имам Аль-Джунайд аль-Багдади сказал о суфизме: "Этот наш путь ограничен основами Корана и Сунны"».
Более того, все, кто не отвечает этим параметрам (среди перечисленных – организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», «Братья-мусульмане», а также хабашиты, мадхалиты, салафиты, ваххабиты и другие), объявляются сектантами и нежелательными элементами в российском пространстве.
Понятно, почему в этот список попала официально запрещенная в России организация «Братья-мусульмане». Это был своего рода реверанс в сторону «египетских гостей», которые вместе с фельдмаршалом Ас-Сиси выступили против сверженного президента Мухаммада Мурси, выдвиженца «Братьев».
А ведь и президент Турции Эрдоган – тоже представитель «Братьев-мусульман», софт-версии политического ислама, и правящие режимы в Катаре и Тунисе. Получается, что подписанты фетвы вторгаются в сферу внешнеполитическую. А это скандал уже международного уровня, особенно на фоне продолжающих крепнуть после периода охлаждения отношений между Москвой и Анкарой.
«Данная Фетва является единодушным решением Муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации».
Этот последний тезис и вызвал скандал среди мусульманского клерикального сообщества, проигнорировавшего данное мероприятие, – и не только среди тех, кто отсутствовал. К примеру, делегация Совета муфтиев России, представленная имам-хатыбом Соборной мечети Москвы и муфтием столицы Ильдаром Аляутдиновым и ректором МИУ Дамиром Хайретдиновым, не дождалась окончания конференции и покинула ее, тем самым избежав голосования за резолюцию-фетву.
Правда, СМР потом устами официальных лиц объяснял, что хазраты покинули Грозный из-за плотного рабочего графика.
Равиль Гайнутдин и возглавляемый им СМР всегда позиционировал себя как самостоятельный игрок, умело лавирующий между ведущими центрами силы: Москвой, Казанью, Грозным (с Уфой и Талгатом Таджутдиным особые отношения), и в этот раз ему удалось техничной уйти от не самого завидного положения, в котором мог оказаться СМР, подпиши он эту фетву.
Два «традиционных ислама» и один СМР
Многие эксперты и комментаторы заговорили о том, что таким образом Рамзан Кадыров решил сместить к себе центр российского исламского притяжения и сделать Грозный столицей отечественного ислама, облаченного в суфийско-тарикатский формат.
И, надо сказать, Чечня уже давно избрала путь «полной десалафизации» мусульманского поля, вернее, всех тех проявлений исламского мировоззрения, которые не соответствуют видению руководства Чечни и местного муфтията.
Случай подходящий. Давление на мусульман, не вписанных в муфтиятские лекала «традиционности», растет. Сирийский конфликт обострил эти отношения до красна. Кремль сейчас занят немного другим – идет борьба кланов, один за другим слетают со своих постов руководители первого звена, в том числе из силового блока. Сурков вытеснен на периферию политического процесса, перестановки в АП продолжаются.
В этих условиях, когда Кремль разбирается со своим кадровым наследием, Грозный решается подмять под себя исламскую тему, избрав наступательным идеологическим оружием «традиционный суфийский ислам», противопоставленный «радикализму и политическому Исламу».
Скорее всего, Рамзану Ахматовичу удастся вовлечь в орбиту своего влияния Координационный центр мусульман Северного Кавказа, возглавляемый муфтием Карачаево-Черкесии Исмаилом Бердиевым, который совсем недавно сильно оскандалился с темой необходимости женского обрезания. Тем самым Бердиев практически обнулил свой и без того низкий авторитет. Не исключено, что раскрутка темы «Бердиева в отставку!» – не просто стихийное недовольство мусульманских масс.
А вот с СМР и ЦДУМ будет куда как сложнее. Особенно со структурой Талгата Таджутдина, который сам является носителем идеи «традиционного ислама» и выступает застрельщиком любых инициатив, призванных деполитизировать ислам и завернуть его в одеяла дореволюционных времен.
Ведомство Таджутдина позиционирует себя как «державный муфтият», а себя он именует муфтием Святой Руси, считая ЦДУМ прямым наследником Оренбургского духовного мусульманского собрания, учрежденного указом Екатерины II в 1788 году.
Пафос нынешнего Центрального духовного управления мусульман России заключен в следовании двухвековым традициям «служения царю и Отечеству». Вся идеологическая конструкция уфимского муфтията держится на балках следования курсу руководства страны, чтобы эта власть ни делала.
Так чья же верность окажется самой верной?...
Руслан Айсин
ОТ РЕДАКЦИИ
В момент выхода материала мы получили ответы от муфтия Москвы и имама-хатыба Соборной мечети столицы Ильдара Аляутдинова на вопросы редакции, отправленные ему накануне. Публикуем без сокращений.
- Каковы были цели конференции?
- Цель конференции заключалась в обсуждении важной темы: «Кто они – последователи Сунны?» Чтение докладов членами съезда происходило на арабском языке, как и само заседание с дальнейшим обсуждением.
Это лишний раз подчеркивает всю серьезность прошедшего собрания, демонстрирующая, каким должен быть уровень языковой подготовки и владения научными терминами. Надеюсь, что материалы конференции будут предоставлены участникам с учетом этих пожеланий, поскольку они представляют большой интерес и требуют глубокого осмысления.
Именно на понимании, что есть Ахлю-сунна-валь-джамаа, было акцентировано внимание участников конференции. За день до вылета в Грозный участникам съезда была предоставлена программа, за день до отлета – резолюция. Выданная резолюция в дальнейшем должна послужить фетвой, действующей во всех центральных управлениях мусульман. Тот факт, что не было возможности заранее внести какие-либо поправки в текст готовой резолюции, несколько озадачил, было бы уместнее предоставить ее для ознакомления заблаговременно.
Говоря о прошедшей в Грозном конференции в целом, не могу не отметить высокий уровень организации. Впечатлил состав делегаций ученых со всего арабского мира. В их числе признанные авторитетные богословы Международного Университета Аль-Азхар во главе с доктором Ахмадом Ат-Тайибом. В целом, отрадно видеть, что Чеченская Республика развивается, проводит столь значимые мероприятия, вносящие необходимую ясность в современное общество.
- Каковы ее итоги?
- На заседании подчеркивалось, что в современном мире очень многие претендуют на то, чтобы называться последователями Сунны: именно поэтому очень важно определить, кто же они на самом деле. Есть группировки, течения, которые действительно подрывают авторитет ислама, дискредитируют своими крайними убеждениями остальных мусульман и представляют опасность для всего общества.
Относительно них мнение богословов однозначно – им нет места в рамках выше обозначенного термина. Есть люди просто невежественные, но относить их к опасному меньшинству – мера крайняя. С ними можно и нужно усиленно работать, дабы скорректировать имеющиеся расхождения. Мусульманская умма должна включать в лоно Ахлю-сунны максимально большее число мусульман.
На мой взгляд, нужно опасаться разделения внутри Ахлю-Сунны, дабы не выносить поспешно решений и не исключать часть мусульман, отступивших от религиозных принципов по незнанию. Категоричность, несгибаемость и закрытость противоречат пониманию Ахлю-сунны, которому всегда было присуще такое качество как принадлежность к большинству.
- Была ли принята по итогам конференции резолюция?
- На данный момент известно, что в запланированный день резолюция не была принята, до сих пор над ней ведется работа. Будем надеяться, что представителям Совета муфтиев России и Духовного Управления мусульман РФ предоставят возможность участвовать в окончательном принятии документа.
- Некоторые СМИ отмечают, что делегация Совета муфтиев России не подписала предложенный в Грозном документ. Соответствует ли данная информация действительности? Если да, то по какой причине делегация СМР не стала подписывать резолюцию?
- Как муфтий Москвы, заявляю, что информация, будто делегация от Совета муфтиев России покинула Всемирную исламскую конференцию, бойкотировав ее резолюцию, не соответствует реальному положению вещей. В действительности, с организаторами конференции, в частности мною, по независящим причинам был согласован более ранний отлет из Чеченской Республики. Принимавшая сторона со своей стороны любезно предоставила обратный билет.
Как я уже отмечал, организаторами конференции было принято решение продолжить работу над итоговой резолюцией, что считаю правильным, учитывая всю ее важность. Думаю, такого рода документ требует, чтобы учитывалось мнение всех приглашенных на конференцию улемов, лучше понимающих ситуацию каждый в своем регионе. По завершении работы и произойдет подписание резолюции.