Пораженцы по языковой борьбе и птица феникс «Татарстан»

Пораженцы по языковой борьбе и птица феникс «Татарстан»

Почему ряд деятелей считает, что позиция Татарстана по языку — это для отвода глаз и почему борьба бессмысленна? Что движет этими людьми? 

В своё время было модно понятие «дефетизм» или «пораженчество», подразумевающее публичное сомнение в военной победе. Но это понятие шире — оно в целом описывает психологическое настроение безвольно-конформистских людей, которые своё нежелание бороться и сопротивляться демагогически камуфлируют под всякого рода конспирологические конструкции, что, дескать, борьба бесполезна, всё решено, вас разводят, вас используют как пушечное мясо. Обычно это элементарная манипуляция, прикрывающая безволие и интеллектуальную слабость такого «критика». 

С типичным примером подобного рода мы сталкиваемся сейчас, когда Татарстан находится на острие борьбы за родной язык. Помимо пресса со стороны федералов, снизу доносятся истеричные пораженческие крики этих самых безвольных конспирологов. В чём заключена их критика? Она проста, как флаг Татарстана. Но если флаг Татарстана скрывает за внешней простотой глубокий смысл, то критики-пораженцы всего лишь повторяют в несколько иной словесной конфигурации те конспирологические вопли, которыми полнится сегодня российское медиа поле. Включишь телевизор — бывает находит и такое безумие — а там хмурные участники ток-шоу всё происходящее в стране и в мире объясняют примитивной конспирологией в духе «все проблемы инспирированы врагами». Вот и наши доморощенные пораженцы вторят им: борьба за язык бесполезна, это разводка. В качестве доводов этим тезисам приводятся наивные объяснения: власть монолитна, внутри неё не может быть никаких рассогласований, если Минниханов и рыпается, то значит так приказал Путин, а если Чечня, якобы, выступает вразрез позиции Москвы, то это значит — тоже приказал Путин. Порадуемся за господина Путина. Он так всё обставил, что даже профессиональные пораженцы-критики признают, что без его ведома не делается ничего. Видимо, скоро Соловьёва и Киселёва придётся отправить в отставку, они-то до этого не додумались. Теряют хватку профессиональные пропагандисты! 

Можно было бы смеяться и дальше, но отчего-то находит грусть. И вот почему: сознание людей, претендующих на то, чтобы выступать в роли выразителя общественного мнения, сильно деформировано примитивной концепцией конспирологии. В действительности, это очень удобная методология, которую, как вещицу в кармане, можно выволакивать наружу при любом удобном случае. Не надо проявлять силу воли — объясняешь всё конспирологией, не надо производить умственные операции — вытащил «из широких штанин» конспирологию и заткнул ею рот оппоненту. 

Критики утверждают, что власть монолитна, как малахитовая гора, что нет в ней разрывов, переходов, внутренних противоречий. В обывательском смысле всё так и есть, но любой понимающий механику взаимодействия внутриэлитных, межгрупповых и просто общественных отношений ответит: всякий механизм состоит из деталей, шестерёнок, приводных ремней, рычагов и т. д. Система — это механизм. Но даже внутри системы всегда существуют трения, противоречия, конфликт интересов. Никто же не сомневается в том, что российская система власти — это многокомпонентный, сложный механизм и он тоже подвержен коррозии, старению, выпаданию отдельных деталей, сбою и нарушению субординации деталей. По логике пораженцев, Татарстан не имеет собственной политической субъектности и не может выражать самостоятельную позицию. Да, она не такова, какой была в 90-ые и 2000-ые, но никто не может отрицать того, что Татарстан всегда выделялся из общего хора и имел собственное мнение. 

Языковой вопрос оказался той чертой, за которой видится горизонт новых перспектив. Политика — это искусство возможного. Элита Татарстана, может, и не действует так, как мы хотим, но обвинять её в полном бездействии с учётом нынешней позиции Госсовета — тоже не верно. Делают то, что в узком коридоре возможностей реализуемо. Наивно считать, как пишут некоторые, что таким образом Москва через Казань «забалтывает» или сливает протест. Пишущие так люди упорно не понимают главный посыл, которым руководствуется власть: не создавать протестных завихрений, потому что стихийная масса и «народная любовь» — вещи не всегда политтехнологически регулируемые. Для чего же, по их мнению, они тогда создают потенциальную возможность для поднятия энергии общественного недовольства, чтобы потом её же и сливать?! Нет здесь логики. А власть действует всегда рационально, потому что механизм как система всегда подотчётен строгим правилам, законам — не юридическим, конечно. 

Мы видим здесь, что в определённый момент интересы политической элиты республики вошли в резонанс с интересами граждан, ратующих за сохранение родного языка. Эта проблема шире. Язык — это лишь та красная черта, которую Татарстан переступить не может. Все эти годы он только и делал, что отступал. Времена такие. Колючие и ядовитые. Но самое главное — появилось понимание, что сохранение воли к отстаиванию собственных интересов, формирующих сакральный центр идеологического бытия, это залог будущего республики. Так как за атакой на родные языки стоит желание определённых номенклатурных групп ликвидировать успешные и богатые республики, санкции заставили олигархические группы искать источник наживы внутри страны; перекроить административно-территориальное устройство федерации. Это долгоиграющая стратегия. Об этом наверняка догадываются и в Казанском Кремле. 

Опираются на то, что сопротивляется. Пораженцы не хотят бороться. Они изыскивают любые доводы в пользу бездействия. Но это не жизненная стратегия «людей длинной воли», по выражению Льва Гумилёва. Мы же исходим из того, что борьба делает человека полнокровной единицей истории. Мы должны делать всё от нас зависящее, вкладывать из своих ресурсов. В этом наш долг. Наша судьба в наших руках, пусть конспирологи и думают иначе. 

И ещё. Когда говорят: зачем бороться за язык, за свои права, ведь всё равно всё это исчезнет, обычно я отвечаю так: зачем вы живёте, если всё равно умрёте?! Не будем уподобляться им… 

Руслан Айсин

tatpolit