Пользы поклонения в первые 10 дней месяца зуль-Хиджа

Пользы поклонения в первые  10 дней месяца зуль-Хиджа

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

1. Аллах, Свят Он, поднял некоторые из Своих творений выше по степеням, чем другие. Он предпочел некоторые дни и месяцы и сделал 10 первых дней зу аль-хиджа лучшими днями этого мира. Лучшим же из этих дней Он
сделал День Жертвоприношения. Лучшим днем недели является пятница. А лучшие ночи—10 последних ночей месяца Рамадан, из который лучшая ночь — ночь Предопределения.

2. Аллах, Свят Он, одаривает и посылает блага Своим рабам в течение года. Этими благами Он оказывает милость тем из Своих рабов, которые придерживаются единобожия. Одной из таких милостей являются 10 первых дней месяца зуль-Хиджа. Это одно из великих времен для поклонения. Верующие ожидают его, рабы Аллаха скучают по нему, так как в этот период поднимаются степени, появляется возможность восполнить упущенное и выполнить то, что не было сделано. Поэтому приложим все усилия в эти дни и будем стремиться
к милостям Аллаха.

3. Первые 10 дней месяца зуль-Хиджа — это самые лучшие дни этого мира. В хадисе говорится: «Нет таких дней, в которые благие дела были бы любимее Аллаху, чем в эти 10 дней». Тогда они (сподвижники) спросили: «О посланник Аллаха, и даже сражение на пути Аллаха?» Он ответил: «И даже сражение на пути Аллаха, если только человек не вышел сам со своим имуществом, и не вернулся ни с чем из этого» . В другой передаче говорится: «Нет более лучших дней для совершения дел…», а в других передачах говорится: «Ожидаемых», «Восхваляемых».

4. Обязательные поклонения, совершаемые в эти 10 дней, лучше, чем выполнение их в другие дни, а вознаграждение за них еще больше. Добровольные же поклонения в эти дни также лучше, чем добровольные поклонения в другие дни. Но добровольные поклонения в эти дни не являются лучшими, чем обязательные поклонения в другие дни .

5. Молитва в эти 10 дней лучше, чем молитва в другие дни года. То же самое касается и поста, и чтения Корана, и поминаний Аллаха, и вознесения мольбы, и обращения к Аллаху, и проявления благочестия к родителям, и поддерживания родственных связей, и помощи тем, кто в этом нуждается, и посещения больного, и следования за носилками умершего, и проявления хорошего отношения к соседям, и кормления нуждающихся, и всех тех дел, которые приносят пользу как самому человеку, так и другим людям.

6. Достоинство десяти дней относится как к дням, так и к ночам, но 10 последних ночей рамадана лучше, чем
10 первых ночей зу аль-хиджа. Ведь на эти ночи приходится ночь Предопределения. А 10 дней зуль-Хиджа лучше, так как на них приходится День Жертвоприношения, день Арафа и дни ат-таруия (3 дня после праздника) .

7. В эти дни собраны великие поклонения, которые не происходят в другое время: хадж, жертвоприношение, к этому прибавляются молитва, пост и милостыня .

8. Одним из достоинств этих 10 является то, что Аллах, Свят Он, поклялся их великими ночами. Сказал Всевышний: Клянусь зарею. Клянусь десятью ночами. (Заря: 1–2). Десять ночей — это 10 ночей зу аль-хиджа, как об этом сказало большинство толкователей Корана из праведных предшественников, и других ученых .

9. К достоинствам 10 дней относится то, что это установленные благословенные дни, в которые Аллах, Свят Он,
предписал поминать Его над теми животными, которыми наделил человека. Аллах, Свят Он, говорит: Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. (Хадж: 28). Установленные дни—это 10 первых дней месяца зуль-хиджа, как об этом сказало большинство ученых и толкователей Корана.

10. Эти десять дней являются «завершающими известные месяцы», месяцы хаджа, про которые Аллах, Свят
Он, сказал: Хадж совершается в известные месяцы. (Корова: 197). Это месяцы шаууаль, зу аль-ка’да и 10 дней зу аль-хиджа, как об этом передается от множества сподвижников, как, например, от Умара, его сын Абдуллаха, Али, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Ибн Аз-Зубайра и других. Также это мнение большинства таби’инов.

11. К достоинствам этих десяти дней относится также то, что на них выпадает день Арафа, в который Аллах довел до совершенства религию и завершил милость к мусульманам, как об этом говорится в следующих словах Аллаха, Свят Он: Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. (Трапеза: 3).

12. К достоинствам этих дней также относится то, что на них приходится День Жертвоприношения, день Большого Хаджа, и это один из величайших дней перед Аллахом, Свят Он. В хадисе говорится: «Величайшими днями перед Аллахом, Благословен Он и Возвышен, являются День Жертвоприношения и день пребывания.

13. Благие дела, совершенные в эти дни, лучше, чем совершенные в другие дни, из-за достоинства этого периода времени для тех, кто не находится в хадже, а также из-за достоинства и времени, и места для паломников, которые прибыли к Запретному Дому Аллаха.

14. Праведные предшественники, да смилуется над ними Аллах, прилагали все возможные усилия в совершении поклонений в эти 10 дней, а также они возвеличивали эти на сколько это было возможно. Са’ид бин Джубайр, да смилуется над ним Аллах, проявлял в эти дни огромное усердие в поклонении на пределе своих возможностей! И он побуждал к поклонению в 10 ночей, говоря: «Не гасите ваши светильники в 10 ночей». Абу ‘Усман Ан-Нахди, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Они возвеличивали три вида десяти: десять последних дней Рамадана, десять первых дней зуль-хиджи и десять первых дней мухаррама».

15. Мусульманину следует поспешить и извлечь пользу из этих десяти дней и ночей, поклоняясь и совершая праведные дела, заполняя свое время тем, что приблизит его к Аллаху. Удивительно, что мы находим в себе энергию, силы и усердие для поклонения и совершения благих дел в рамадане, но ленимся и проявляем беспечность в эти дни, хотя эти дни еще важнее, чем дни рамадана, а совершение благих дел в эти дни лучше и любимее перед Аллахом, Свят Он!

16. Остерегайся того, чтобы проводить время этих десяти дней во сне, праздных разговорах, просматривании роликов и каналов, листании социальных сетей. Ведь это время — шанс, который надо использовать и который уже не возместить.

17. Лучшим делом, совершенным в эти десять дней, является благочестивый хадж: «И наградой за благочестивый хадж может быть только Рай» , — особенно, если этот хадж является обязательным, — «и он совершил его наиболее полным благочестивым образом, выполняя все обязательства и сторонясь всего запретного, прибавив к этому хорошее отношение к людям, приветствуя и угощая их, а также прибавив
многочисленное поминание Аллаха, Свят Он и Велик, и громко повторяя тальбия  и приведя жертвенное животное».

18. В эти десять дней сунной является произносить как можно чаще поминания Аллаха, Свят Он и Велик, в любое время и в любом состоянии: сидя и лежа, верхом и пешим.

19. Также следует чаще произносить тахлиль , такбир  и тахмид . Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «И произносите чаще в эти дни тахлиль, такбир и тахмид» . Аллах, Свят Он, говорит про паломников, направившихся
к Его Запретному Дому: Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. (Хадж: 28).

20. Такбир, тасбих , тахмид и тахлиль — это нетленные благодеяния, райские саженцы, любимейшие слова перед
Аллахом и любимейшее для нашего пророка صلى الله عليه وسلم из того, над чем встает солнце. И следует повышать голос при произнесении поминаний Аллаха в эти дни, стоя или сидя, верхом или пешком, в домах или на улицах, в мечетях или на дорогах, на рынках или в местах работы.

21. Мусульманам, которые служат примером для окружающих, а также и всем остальным, следует громко произносить такбир в организациях, на мероприятиях, в домах. И нет проблем в том, чтобы использовать для этого различную аппаратуру, чтобы такбир звучал везде, где это возможно.

22. Ибн Умар и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, выходили на рынок в первые 10 дней и громко произносили такбир, а люди, услышав их, начинали сами произносить такбир. Маймун бин Махран, да смилуется над ним Аллах, который был таби’ином, говорил: «Я застал людей, которые произносили такбир в десять дней так, что я уподоблял его волнам от их множества».

23. Вместе с такбиром в эти дни мы чувствуем приближение благой вести о близости помощи Аллаха. Ведь посредством такбира был открыт Хайбар и другие крепости, а также были повержены враги.

24. Такбир бывает двух видов: свободный и ограниченный. Что касается свободного такбира, то он произносится в течение всех 10 дней и заканчивается в последний день ташрика, и он произносится в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Везде, где только дозволено упоминать имя Аллаха, Свят Он, мусульманин повышает свой голос и громко его произносит. Аллах, Свят Он, сказал: Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им
пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их.
(Хадж: 28).

25. Ограниченный такбир произносится после обязательных молитв, начиная с утренней молитвы дня Арафа
для тех, кто не совершает хадж, и с обеденной молитвы Дня Жертвоприношения, для тех, кто совершает хадж. Заканчивается же его время после послеобеденной молитвы на третий день ташрика.

26. Основой определения времени свободного и ограниченного такбира служат дошедшие до нас предания от
разных сподвижников пророка صلى الله عليه وسلم, а также от праведных предшественников. Самым распространенным видом такбира, который приводится в преданиях, является следующий: «Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик, Аллах Велик, и вся хвала Аллаху» . Также есть и другие варианты.

27. Желательным является держать пост в течение 9 первых дней зуль-хиджа или же столько дней из них, сколько сможет человек. О том, чтобы держать пост в эти дни пришло несколько хадисов, и это достоверно передается от некоторых праведных предшественников. Пост является искуплением за совершенные ошибки и защитой от Огня и грехов: «Лицо того, кто держал пост в течение одного дня ради Аллаха, Аллах отдалит от Огня на расстояние 70 лет» .

28. Пост в день Арафа для тех, кто не совершает хадж, это пророческая сунна и огромная добыча, ведь он прощает грехи двух лет: «Я надеюсь, что пост в день Арафа прощает грехи прошлого и последующего годов» .

29. Наиболее правильным и предпочтительным будет в отношении добровольного поста, к которому относится
и пост в день Арафа, чтобы намерение было сделано с ночи, чтобы вознаграждение было полноценным.

30. Следует побуждать родственников, детей, а также тех, кто находится под опекой человека к тому, чтобы
они держали пост в день Арафа. Са’ид бин Джубайр, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Будите своих слуг, чтобы они совершили сухур  для поста в день Арафа».

31. Приложи все усилия, чтобы твои грехи скрылись в день Арафа вместе с закатом солнца.

32. Одной из прибыльных видов торговли в эти 10 дней является прочтение всего Корана с пониманием и размышлением. Ведь Аллах дает за каждую букву вознаграждение, которое увеличивает в десять раз . А в эти благие дни вознаграждения будут увеличиваться еще больше, чем в другие.

33. «Лучшей молитвой после обязательной является молитва ночью» . Мусульманин не ограничивается усердным выстаиванием молитв только ночами рамадана, он также усердствует в их совершении и в эти 10 ночей.

34. Пусть в эти дни ты будешь среди тех, о ком Аллах, Свят Он, сказал: И просят прощения перед рассветом. (Семейство Имрана: 17). Он также сказал: Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении. (Рассеивающие: 17–18). Это время, когда Господь спускается, когда принимается прощение, когда на мольбы получают ответ, когда просящим даруется то, о чем они просят. О Аллах, не лишай нас Своей Милости.

35. Милостыня является одним из лучших поклонений, она является доводом за того, кто подал ее, доказательством истинности его веры, а в Судный день подавший будет сокрыт в ее тени, защищаемый от опасностей. Милостыня стирает грехи и гасит гнев Господа, а также является причиной благословения в имуществе и увеличения пропитания. Аллах, Свят Он, является тем, кто принимает его от подающего. А в эти десять дней подавать милостыню еще лучше, чем в другие дни.

36. Одним из любимейших Аллахом дел является принесение радости сердцу мусульманина. Это может
быть поддерживание связи с ним, милостыня, оказание помощи. А каково будет, если сделать это в эти десять дней?

37. К благочестивым делам относится осведомление о состоянии дел семьи паломника, проявление к ним благого отношения, опека над его детьми. «Тот, кто подготовил паломника или присматривал за его семьей, получит такую же награду, как и он сам, и это нисколько не уменьшит его собственную награду» .

38. Одним из великих поклонений в эти дни является совершение праздничной молитвы, а затем приближение к Аллаху посредством принесения жертвы. Это сунан аль-худа . Аллах, Свят Он, сказал: Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. (Обильный: 2).

39. Тот, кто намеревается принести в жертву животное, не должен убирать ничего из волос и ногтей. Это поклонение начинается с заходом солнца в последний день месяца зу аль-ка’да. В хадисе говорится: «Если вы увидите молодой месяц зуль-хиджи, и кто‑то из вас намеревается совершить жертвоприношение, пусть не трогает свои волосы и ногти», в другой передаче дополняется: «До тех пор, пока не совершит
жертвоприношение» .

40. Тот, кто понимает, чего он хочет, не обращает внимания на то, что тратит ради этого! Воистину, обещанное Аллахом стоит дорого, воистину, обещание Аллаха — это Рай! Поэтому поспешим с совершением благих дел, покаемся перед Аллахом истинным покаянием, оставив грехи и ослушания, отбросив их, пожалев о совершенном, твердо решив не возвращаться никогда к ним, вернув тем, кому причинили несправедливость то, что является их правом. Пусть эти десять дней станут началом новых отношений с Аллахом: О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки. (Запрещение: 8).

41. Проявлением мудрости мусульманина в эти десять дней будет совмещение личного поклонения, как поминание Аллаха, молитва, с поклонениями и благими делами, которые приносят пользу также другим людям, увеличивая таким образом свою пользу и свое вознаграждение.

42. Совершение благих дел в эти десять дней и избегание грехов воспитывает в мусульманине чувство возвеличивания обрядовых знамений Аллаха, а также оберегание установленных Им границ. Эти же 10 дней входят в запретный месяц. А Аллах, Свят Он, сказал: И посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. (Покаяние: 36). Также Он сказал: И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это
исходит от богобоязненности в сердцах.
(Хадж: 32). И Он сказал: Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. (Хадж: 30).

43. Совершение благих дел в эти десять дней, а также приобретение запаса благих дел и поклонений, использование этой возможности, которая не повторится уже в этом году, это лучшее воспитание себя для поклонения Аллаха, Свят Он, и увеличение имана, чтобы это послужило той движущей силой, которая будет толкать нас на совершение блага в течение года.

44. Наши супруги и наши дети доверены нам, и мы ответственны за них. В хадисе говорится: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас ответственен за свою паству» . Поэтому следует стремиться к тому, чтобы воспитывать в детях чувство возвеличивания этих десяти дней, побуждать их к тому, чтобы они поклонялись в эти дни, приучать их к этому, разъяснять им достоинства этого месяца перед его наступлением, чтобы они подготовились. И нам самим следует быть для них примером в возвеличивании этих дней. Стремитесь же собрать трофеи и совершить дела до того, как наступит смерть.

Просим Аллаха позволить нам и всем мусульманам с пользой провести это благословенное время, а также помочь нам поминать Его, благодарить Его и наилучшим образом поклоняться Ему. 

Хвала Аллаху, Господу миров.