Актуально
Положение Джум'а и Зухр намаза в день 'Ида

Передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллах, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'Ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения намаза Джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим Джум'а», после чего совершил он Джум'а, (мир ему и благословение Аллаха). Позволил пророк, мир ему и благословение Аллаха, тем, кто присутствовал на 'Иде не совершать намаз Джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Убу Дауд и ибн Маджа и этот хадис является достоверным.
Другие же ученые сказали, что это дозволенность для тех мусульман, которые живут за пределами города, которые приезжают в город для совершения 'Ид и Джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, и об этом говорил аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муватта», что 'Усман, (да будет доволен им Аллах), делая проповедь в день 'Ид и Джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдин, живущие далеко от города, подождать Джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».
А имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединяться 'Ид и Джум'а, то для мусульманина, достигший совершеннолетия следует совершить обе 'Ида, ибо ид – это сунна, а Джума – это фард, и не замещает одно из них другого. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И вот уже подтвердился, и Хвала Аллаху, Господу миров!
А в мазхабе Имама Ахмада - Джум'а отпадает оттого, кто совершил 'Ид, за исключением имама. Ибн Къуддама сказал: «Если 'Ид совпадет с днем Джум'а, то отпадает присутствие на Джум'а от того, кто совершал намаз 'Ид, за исключением имама, ибо от него не отпадет Джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершение намаза Джум'а вместе с ним».
А также говорят относительно обязанности Джум'а для имама, что есть две версии. Однако правильное мнение из этих мнений, что Джум'а отпадет от того, кто совершал намаз 'Ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали саляфы. И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это рухъсъа (дозволенность) для всех как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов посланника, (мир ему и благословение Аллаха): «..... а мы совершим джум'а» , то имеется в виду, что он, (мир ему и благословение Аллаха), сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то,что это рухъсъа (дозволенность) только касается его и тех, кто совершал вместе с ним - Джум'а.
Ибн Зубейр оставил Джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом ибн 'Аббасу, тогда он сказал: «Поступил согласно сунне» . Передал Абу Дауд со своей цепочки передачи от 'Ато ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами 'Ид Ибн Зубейр в день Джум'а в первую часть дневного времени, затем мы отправились к месту совершений Джум'а, но ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз Зухр каждый сам — так как Джум'а будет правильным, только при наличие джама'та - В то время ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, то мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Поступил согласно сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и хадис этот является достоверным.
Поэтому, тот, кто хочет взять это рухъсъа (дозволенность) и ограничится только намазом 'Ид, то нет нам ничего (или нет на нем греха). А кто желает взяться за то, что пожелал совершить, то в посланнике Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), для него будет пример, в его словах, мир ему и благословение Аллаха: «..... а мы совершим джум'а».
Также передали Абу Дауд, ибн Маджа, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хуазейма от Илийаса ибн абу Ромлата Шамий, который рассказывал: «Присутствовал я при Му'ауийа ибн Абу Суфйан, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с пророком, (мир ему и благословение Аллаха), когда объединились два 'ида в один день?». На что он ответил: «Да» . После чего он спросил: «И как он поступил ?». Он сказал: «Совершил намаз 'Ид, затем дозволил совершить намаз Джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, то пусть совершит». Хадис достоверный.
Мазхаб сподвижников, как вы заметили, что обязанность Джум'а отпадает, и становится после этого совершение намаза по желанию, как сказал пророк, (мир ему и благословение Аллаха): «поэтому кто хочет ограничится этим от совершения Джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим Джум'а». И мы иншаАллах совершим сегодня Джум'а. И здесь не понимается, что сподвижники оставили пророка, (мир ему и благословение Аллаха), совершавшегося Джум'а одного, наоборот они совершили Джум'а вместе с ним, (мир ему и благословение Аллаха). Однако мы об этом говорим для того, чтобы узнать положение этого вопроса, потому что - это религия Аллаха, Господа миров!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если человек присутствовал на молитве Ид, то произошел требуемый сбор (иджтима'). Затем он совершает Зухр, если не был на молитве Джуму'а, и совершает Зухр в его время. А молитва Ид заменяет суть молитвы Джуму'а". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/211.
Аллах об этом знает лучше!
Салятуль ‘Идайн ( Намаз двух праздников ):
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. • Изучить полностью...
Другие же ученые сказали, что это дозволенность для тех мусульман, которые живут за пределами города, которые приезжают в город для совершения 'Ид и Джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, и об этом говорил аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муватта», что 'Усман, (да будет доволен им Аллах), делая проповедь в день 'Ид и Джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдин, живущие далеко от города, подождать Джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».
А имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединяться 'Ид и Джум'а, то для мусульманина, достигший совершеннолетия следует совершить обе 'Ида, ибо ид – это сунна, а Джума – это фард, и не замещает одно из них другого. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И вот уже подтвердился, и Хвала Аллаху, Господу миров!
А в мазхабе Имама Ахмада - Джум'а отпадает оттого, кто совершил 'Ид, за исключением имама. Ибн Къуддама сказал: «Если 'Ид совпадет с днем Джум'а, то отпадает присутствие на Джум'а от того, кто совершал намаз 'Ид, за исключением имама, ибо от него не отпадет Джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершение намаза Джум'а вместе с ним».
А также говорят относительно обязанности Джум'а для имама, что есть две версии. Однако правильное мнение из этих мнений, что Джум'а отпадет от того, кто совершал намаз 'Ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали саляфы. И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это рухъсъа (дозволенность) для всех как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов посланника, (мир ему и благословение Аллаха): «..... а мы совершим джум'а» , то имеется в виду, что он, (мир ему и благословение Аллаха), сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то,что это рухъсъа (дозволенность) только касается его и тех, кто совершал вместе с ним - Джум'а.
Ибн Зубейр оставил Джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом ибн 'Аббасу, тогда он сказал: «Поступил согласно сунне» . Передал Абу Дауд со своей цепочки передачи от 'Ато ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами 'Ид Ибн Зубейр в день Джум'а в первую часть дневного времени, затем мы отправились к месту совершений Джум'а, но ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз Зухр каждый сам — так как Джум'а будет правильным, только при наличие джама'та - В то время ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, то мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Поступил согласно сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и хадис этот является достоверным.
Поэтому, тот, кто хочет взять это рухъсъа (дозволенность) и ограничится только намазом 'Ид, то нет нам ничего (или нет на нем греха). А кто желает взяться за то, что пожелал совершить, то в посланнике Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), для него будет пример, в его словах, мир ему и благословение Аллаха: «..... а мы совершим джум'а».
Также передали Абу Дауд, ибн Маджа, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хуазейма от Илийаса ибн абу Ромлата Шамий, который рассказывал: «Присутствовал я при Му'ауийа ибн Абу Суфйан, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с пророком, (мир ему и благословение Аллаха), когда объединились два 'ида в один день?». На что он ответил: «Да» . После чего он спросил: «И как он поступил ?». Он сказал: «Совершил намаз 'Ид, затем дозволил совершить намаз Джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, то пусть совершит». Хадис достоверный.
Мазхаб сподвижников, как вы заметили, что обязанность Джум'а отпадает, и становится после этого совершение намаза по желанию, как сказал пророк, (мир ему и благословение Аллаха): «поэтому кто хочет ограничится этим от совершения Джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим Джум'а». И мы иншаАллах совершим сегодня Джум'а. И здесь не понимается, что сподвижники оставили пророка, (мир ему и благословение Аллаха), совершавшегося Джум'а одного, наоборот они совершили Джум'а вместе с ним, (мир ему и благословение Аллаха). Однако мы об этом говорим для того, чтобы узнать положение этого вопроса, потому что - это религия Аллаха, Господа миров!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если человек присутствовал на молитве Ид, то произошел требуемый сбор (иджтима'). Затем он совершает Зухр, если не был на молитве Джуму'а, и совершает Зухр в его время. А молитва Ид заменяет суть молитвы Джуму'а". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/211.
Аллах об этом знает лучше!
Салятуль ‘Идайн ( Намаз двух праздников ):
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его. • Изучить полностью...