«Покушение на исламские каноны»: мусульмане Татарстана и ДУМ РФ не поддержали запрет никабов...
В Дагестане запретили носить никабы. Это сделано до «устранения выявленных угроз». В регионах начали обсуждать принятые меры. А что же с Татарстаном? Поговорили с яркими представителями ислама в Татарстане и спросили мнение республиканского духовного управления мусульман.
Исламский психолог из Казани Хава Шайдуллина не думает, что запрет никабов как-то коснется Татарстана. И у нее есть два основания так предполагать.
— У нас идет очень высокий уровень толерантности в целом в республике. Высокий уровень терпимости к разным видам религии и даже приверженностям к определенным течениям. Из-за того, что идет такой высокий уровень лояльности, скорее всего, таких острых запретов не будет наблюдаться. Второй момент — сам татарстанский менталитет отличается немножко от дагестанского. В Татарстане на людей, даже если они носят никаб, менталитет накладывает свою особенную специфику. Люди более мягкие, терпимые друг к другу. Поэтому и необходимости не вижу, и, скорее всего, вряд ли руководство будет использовать такую стратегию, — объясняет свою позицию исламский психолог.
По мнению Шайдулинной, из-за медиа многие ассоциируют никабы с неким экстремизмом, поэтому у людей ношение этого головного убора может вызвать настороженность.
— Как правило, никаб носят люди более религиозно закрытые, которые себя противопоставляют обществу, которым важно следовать каким-то достаточно жестким принципам религиозным. И можно наблюдать у таких людей не только ношение никаба, но в целом некую конфронтирующую позицию к обществу и резкость в суждениях, — объясняет Шайдуллина.
Мусульманский блогер Расул Тавдиряков, известный телеграм-каналом «Мулла из-за угла», не понимает, зачем в сегодняшних реалиях нужен запрет на ношение никаба. Тавдиряков говорит: с тем, что это связано с мерами безопасности, согласиться сложно.
— Не было предоставлено никаких данных о том, что совершались террористические акты или преступления в никабах. Наоборот, как мне кажется, если человек будет идти в никабе на каких-то массовых мероприятиях, полицейские в первую очередь проверят его. Если же человек хочет скрыть свое лицо, то ему проще надеть маску и очки, чтобы не привлекать внимание. Потому что к маске все привыкли, а никаб выглядит вызывающе, — аргументирует свою позицию блогер.
Во вторник 2 июня Тавдиряков был в Госдуме, где данный вопрос обсуждался среди депутатов. Блогер отметил, что видел много женщин в никабах, гуляя по Красной площади. Сейчас в столице проходят дни культуры ОАЭ, поэтому оттуда много гостей и туристов. Расул считает, что запрет никабов навредит появившемуся туристическому потоку.
— Эти туристы приезжают в Россию. Для них сейчас открылся новый туристический маршрут. Я знаю арабский, разговаривал с ними. Им очень нравится Москва, люди тут. И, представляете, сейчас вот такой удар? Они только для себя открыли страну, только начали приезжать и тут раз — им всё перекрывают. Их начинают штрафовать и так далее. Куда они поедут? Поедут в Европу, Грузию, страны средней Азии. Туда, где их не подвергнут таким унизительным штрафам. А это люди, которые поддержали нас во время конфликта с Западом, протянули руку помощи, отправили сюда своих туристов. Нам наоборот нужно было создавать им все условия, а не такую свинью подкладывать, — сетует Тавдиряков.
Как утверждает Тавдиряков, в никабах в Казани ходят единицы. Ему рассказывали, что некоторые из них спустя время снимают никаб. Поэтому блогер не видит необходимости в запрете в Татарстане.
— В этом вся и странность — зачем это нужно было делать тогда, когда у нас идет СВО, когда нам наоборот нужно было единение всех народов, наций и религий? Сплотиться перед лицом внешней угрозы. У мусульманского сообщества есть опасения, что за никабом возможно последуют другие запреты. Могут так же, обосновав какими-то мерами безопасности, запретить хиджаб. Скажут, что под хиджабом можно что-то пронести — какие-нибудь жучки, камеры или взрывные устройства. При желании обосновать можно что угодно. Мусульманское сообщество беспокоится. Для нас тема никаба неактуальна, мало кто ходит. Но как бы то ни было, никаб — это если не символ ислама, то атрибут ислама. Никаб у нас — ассоциация с какой-то исламской идентичностью, и мусульмане рассматривают это как покушение на исламские каноны и идентичность. И этим не остановится. И этот страх обоснованный, — рассуждает блогер.
Журналист 116.RU связался с ДУМ РТ и попросил прокомментировать ситуацию с точки зрения религии. На что от управления, впрочем, как и обычно, поступил ответ: — От комментариев воздержимся.
Однако же позиция ДУМ нам все известна — нам о ней поведал Расул Тавдиряков. По его словам, муфтий не намерен поддерживать запрет на ношение никабов.
— Муфтий не согласился со своим дагестанским коллегой. Выступил в поддержку, ну или, по крайней мере, не поддержал запрет никаба, достаточно обосновав и с точки зрения ислама, и рациональности этого запрета. Я надеюсь, верю и считаю, что это позиция не только муфтия. Это было согласованно с руководством республики. Потому что это ведь политический вопрос в данном случае, он не мог не согласоваться с руководством. Я считаю, что это позиция не только муфтията, но и республиканская, — говорит Тавдиряков.
В ноябре 2022 года муфтий Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин осудил запрет на ношение платков в школе. Он сравнил данное предложение с внушением детям, будто религия — это что-то неправильное.
О запрете никабов первым заговорил глава Совета по правам человека Валерий Фадеев в мае этого года. Он сказал, что покрывать полностью лицо неправильно, а также добавил, что будет обсуждать этот вопрос с представителями ислама. Религиоведы в беседе с нашими коллегами MSK1.RU говорили, что в России никаб имеет четкий маркер — его ассоциируют с ваххабитами, а их — с террористами.
В Башкирии, как рассказал Глава духовного управления мусульман республики Айнур Биргалин, никабы носят единицы, поэтому вопрос о его запрете не стоит.
Первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов прокомментировал инициативу по запрету одеяния мусульманок, назвав её противоречащей утверждению в России традиционных ценностей
"Хвала Всевышнему, наша страна и на уровне высшего руководства, и в ключевых государственных правовых актах провозгласила верность традиционным ценностям. Сегодня на международной арене наш президент Владимир Путин однозначно воспринимается как защитник священных писаний, пророков и института семьи и брака, за что его уважают и ценят люди со здоровой нравственной позицией во всем мире. Особенно это касается стран исламского мира.
Вброшенные в инфо-пространство мнения против хиджаба и никаба имеют ярко выраженный спекулятивный характер. Настолько, что за неимением качественных экспертных мнений, жёлтые СМИ даже вынуждены обращаться за комментариями к православным священникам. А те, в свою очередь, рассуждают о традиционности или не традиционности мусульманских одеяний. Дилетантский подход уже спровоцировал абсолютно антиконституционное поведение преподавателя в отношении студентки-мусульманки в Иваново. И таких эксцессов исполнителя будет немало.
Говоря о разнообразных формах традиционной мусульманской одежды, коих великое множество, давать оценки можно в критериях уместности/неуместности, но никак не в критериях моральности, традиционности и т.п. Да, никаб среди российских мусульманок был не массовым явлением, а скорее элитарным. Но даже при этом, никаб на порядок более традиционен для России, чем мини-юбки или открытые декольте. Радетели традиционности должны бы сперва озаботиться молодежью в шортиках, причём обоих полов, а уже затем заглядывать под платки мусульманок.
Доводы лоббистов запрета хиджабов не выдерживают критики, но их задача - отнюдь не рациональность и обоснованность. Их задача - провокация против курса Президента на сохранение института семьи и брака, скромности, жертвенности и нравственных ценностей. Противоречащие друг другу сигналы в области социальной политики провоцируют противоречия в обществе, что совершенно не допустимо. Простой человек не понимает, почему чиновники говорят о семейных ценностях и тут же нападают на женщин, стремящихся к скромности".
Пресс-служба ДУМ РФ