Покаяние
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Поистине вся хвала принадлежит Аллаху, его мы восхваляем и к Нему мы направляем наши мольбы о помощи. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с этого пути, и кого Аллах сбил с прямого пути, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.
Поистине Аллах приказал всем верующим каяться за свои грехи: «Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете»./сура «ан-Нур» 31/.
Аллах разделил своих рабов на две категории: кающиеся рабы и беззаконники. Сказал Всевышний Аллах: «А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». /сура «аль-Худжират» 11/. В это время, когда люди отдаляются от религии Аллаха, когда грехи стали чем-то обычным, а нечестие распространилось по всей земле, только один сохранит чистоту – тот, кто держится за вервь Аллаха.
Люди начинают замечать, что нарушают права Аллаха, сожалея о совершенных ими грехах и упущениях. Осознав все это, они направляются к месту света - покаянию. А другие устают от страданий и сложностей этой жизни. И вот они приходят к этому же пути – к выходу из тьмы к свету.
Я написал это послание, надеясь на то, что оно станет разъяснением и раскрытием сомнений в этом вопросе и нанесением поражения шайтану.
Прошу Аллаха, чтобы он принес мне и моим братьям мусульманам пользу посредством этих слов, сделал это послание праведным призывом и правдивым наставлением, чтобы Аллах принял все наши покаяния.
Знай, да помилует как меня, так и тебя Аллах, что Могучий и Великий Аллах приказал всем своим рабам искренно каяться Ему: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!»./сура «ат-Тахрим» 8/.
Нам была дарована отсрочка для покаяния, пока благородные писцы не перестали записывать наши деяния. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, ангел слева не поднимает перо, записывая грех от согрешившего мусульманина на шесть часов. Если он покается и просит Аллаха о прощении, дело отбрасывается в сторону, иначе оно записывается как одно дурное дело». (Передал Ат-Табарани, аль-Байхакы в книге «Шуаб аль-Иман». Шейх аль-Альбани посчитал этот хадис хорошим в своем сборнике «Сильсиляту аль-Ахадиси ас-Сахихати» 1209).
Беда заключается в том, что многие люди сегодня несерьезно просят Аллаха, ослушаются Его днём и ночью совершая разные виды грехов. Из них те, кто обмануты малыми грехами, и может быть так, что один из них в душе презирает эти малые грехи, говоря: «Какой вред мне принесет взгляд или рукопожатие с посторонней женщиной?»
Он, забавляясь, направляет свой взор на запретное в журналах или фильмах. Иногда доходит до того, что некоторые из них легкомысленно спрашивают, узнав о запретности какого-либо положения: «Сколько плохих деяний мне будет за это? Это малый или большой грех?» Узнав эту действительность, происходящую сегодня, стоит сравнить ее с двумя сообщениями, пришедшими от имама аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах.
От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Поистине, вы совершаете такие поступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как при жизни посланника Аллаха, мы относили их к числу смертных грехов». /аль-Бухари/.
Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине верующий должен относиться к своим грехам как будто бы он сидит у подножия горы и боится, что гора рухнет на него, грешник же видит свои грехи, как будто бы муха вертится возле его носа».
Смогут ли сейчас определить всю опасность малых грехов, прочитав хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова для костра, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»./Ахмад, Сохих аль-Джамиъ 2686-2687/.
Обладатели знания упомянули, что малые грехи связаны с бесстыдством, равнодушием и отсутствием страха перед Аллахом. Пренебрежение всем этим может привести к большим грехам, и даже стать в порядке вещей.
Мы скажем такому человеку: не смотри на малость греха, а смотри на такого, кого ты ослушаешься.
С этих слов, если пожелает Аллах, приобретут пользу правдивые люди, которые сожалеют о совершение греха и об упущении, а не те, кто беспечен в своих заблуждениях и не те, кто упорствуют во лжи.
Поистине, это для тех, кто уверовал в слова Всевышнего: «Сообщи Моим рабам, что Я - Прощающий, Милосердный»./аль-Хиджр 49/ и одновременно не забывает о словах «но наказание Мое - наказание мучительное»./аль-Хиджр 50/.
Условия действительности и полноты «тавба» (покаяния):
Слово покаяние – великое слово, которое имеет глубокий смысл и значение. Не то, что многие сегодня стали понимать под этим словом: покаяние на словах, однако продолжают совершение грехов. Задумайтесь над словами Всевышнего Аллаха: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним»./Худ 3/.
Задумавшись, вы непременно найдете, что покаяние является добавочным делом к прошению. Так Всевышний в начале упомянул о прощении, а затем только о покаянии.
Это великое деяние в Исламе и оно нуждается в условиях. Обладатели знания упомянули об условиях покаяния, взяв это из аятов Корана и хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Мы приведем самые основные условия:
1) Немедленный отказ от совершения греха
2) Сожаление за совершенный грех
3) Намерение не совершать этот грех повторно
4) Возмещение прав того, с кем поступили несправедливо в результате совершения этого греха, и добиться прощения от него.
Некоторые ученые также упомянули некоторые детали для искреннего покаяния и мы приведем примеры этому:
1) Чтобы оставление греха было только ради Аллаха и не для чего другого, как отсутствие возможности совершить это снова или из-за страха того, что скажут люди;
Не является покаявшимся тот, кто бросил совершение греха по причине того, что это может оставить след на его положении и репутации или может привести к увольнению его с занимаемой им должности;
Не является покаявшимся тот, который оставил грехи для сохранения своего здоровья и жизненных сил. Например, как оставивший прелюбодеяние и мерзости, из-за страха заразиться смертельной болезнью или ослабления его организма и памяти;
Не является покаявшимся тот, который оставляет взяточничество, из-за страха, что дающий ее может оказаться из службы по борьбе с коррупцией;
Не является покаявшимся тот, кто оставляет употребление спиртных напитков и наркотиков из-за отсутствия финансов на это;
Так же не является покаявшимся тот человек, который не в состоянии выполнить грех из-за не способности на это, например: лжец, когда его хватает паралич, он теряет способность говорить, или прелюбодей утративший половые способности, или вор с которым что-то произошло и он потерял конечности. Необходимо сожаление и отказ от желания совершить этот грех снова, поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сожаление – есть покаяние»./Ахмад, ибн Маджа, Сохих аль-Джамиъ 6802/.
Аллах поставил на одну степень человека, который вознамерился что-то совершить, но по причине своей немощности не смог выполнить этого с тем, кто совершил это дело. Разве не посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине мир принадлежит только четверым! Рабу, которого Аллах наделил состоянием и знанием. Посредством него он проявляет богобоязненность, поддерживает родственные связи и знает в них право Аллаха. Это – наилучшее положение. Рабу, которого Аллах наделил знанием, но не дал состояния. Он с искренним намерением говорит: «Если бы у меня было бы состояние, то я бы тоже поступил как тот». Ему воздастся за его намерение, а награда обоих будет одинакова. Рабу, которого Аллах наделил состоянием, но не наделил знанием. Он без знаний растрачивает куда попало свое состояние. Он не проявляет посредством него богобоязненность, не поддерживает родственные связи и не знает в них право Аллаха. Это – наихудшее из положений. Рабу, которого Аллах не наделил ни состоянием, ни знанием. Он говорит: «Если бы у меня были богатства, то я поступил бы как тот». Ему воздастся за его намерение, а грехи обоих будут одинаковы »./Ахмад, ат-Тирмизи/.
2) Чувство отвращения к совершенному греху и его последствиям.
Это означает, что покаяние не может быть принято, если человек ощущает удовольствие и радость, когда вспоминает о прошлых грехах или желает вернуться к этому в будущем.
Ибн Каййм, да помилует его Аллах, привел в своих книгах «Болезнь и исцеление» и «Польза» большое количество вреда, который исходит от греховного, из них: лишение знаний, беспокойство в сердце, тяжесть в делах, слабость тела, лишение послушания, исчезновение благодати, редкий успех, стесненность в груди, появление новых грехов, привычка в совершении грехов, позор грешника перед Аллахом, позор перед людьми, проклятие животных на него, униженность, печать на сердце и получение проклятия, отсутствие ответа на мольбы, нечестие на земле и на воде, отсутствие ревности, исчезновение стеснения, ужас в сердце грешника, нахождение в сетях шайтана, плохой конец, наказание в последней жизни.
Узнав, какой вред несут грехи, раб Аллаха полностью отдалится от прегрешений, однако существуют люди, которые отклоняются от одного греха к другому и на это есть свои причины:
- Человек думает, что этот грех легче.
- Так как душа больше склоняется к этому и испытывает сильное желание.
- Обстоятельства создают легкую почву для этого греха, в отличии от греха, который нуждается в подготовке.
- Так как его близкие и друзья совершают подобный грех и именно поэтому трудно оставить его.
- Человек совершает определенный грех, так как посредством него он получает высокое положение и место среди своих друзей. Для него становится тяжелым отказаться от этого места, и он продолжает усердствовать в совершении греха.
3) Поспешка раба в раскаянии.
Поэтому откладывание покаяние само по себе тоже является грехом и нуждается в покаянии.
4) Боязнь, что покаяние имело недостатки. Не думать о том, что покаяние было принято.
5) Исправление того, что было упущено из прав Аллаха, если это возможно. Например, отдача закята.
6) Сторониться того места, где он это совершил. Это может вновь привести человека к совершению этого греха.
7) Покинуть того, кто помогал в совершении греха.
«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных»./аз-Зухруф 67/ Любящие друзья в Судный День объявят друг другу об этом. Поэтому раскаявшийся человек должен расстаться с ними и предостерегать от них, если не в силах сделать призыв им. Шайтан ни за что не покинет раскаявшегося человека, он начнет приукрашать возвращение к этим друзьям под предлогом сделать им призыв.
Много случаев, когда люди возвращались к грехам, связавшись вновь со старыми друзьями.
8) Уничтожение всего греховного, которое имеется при нем, например: бутылки со спиртным, музыкальные инструменты, запрещенные картинки и фильмы. Мусульманин должен уничтожить или сжечь их.
9) Избрать себе праведных друзей, которые помогут в богобоязненности и станут заменой нечестивым друзьям. Он должен присутствовать в местах, где поминают Аллаха и получают знания и заполняет свое время полезным настолько, что Шайтан не найдет места, чтобы ему напомнить о прошлом.
10) Он направляет ту часть тела, которой совершил грех и все ее силы к послушанию Аллаху.
11) Покаяние должно быть совершено до предсмертного хрипа и до восхода солнца с запада. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто покаялся Аллаху до предсмертного хрипа – Аллах принял его покаяние»/Ахмад, ат-Тирмизи, Сохих аль-Джамиъ 6132/.
Так же сказал: «Тот, кто покаялся до восхода солнца с запада – Аллах принял его покаяние»./Муслим/
Хотелось бы напоследок привести пример покаяния первого поколения этой Уммы, сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Бурайда рассказывал, что Маиз ибн Малик аль-Аслями пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я был несправедлив к самому себе и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем Посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и Пророк вновь послал за ними и спросил о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвертый раз, для него вырыли яму, и с повеления Посланника Аллаха его забросали камнями. Затем к Пророку пришла аль-Гамидия и сказала: «О, Посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал ее. На следующий день она сказала: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Маиза. Но, клянусь Аллахом, — я беременна!» Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребенка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвешь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к Пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о, Посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест». Он передал мальчика на воспитание одному мусульманину, и приказал вырыть для нее яму по грудь, а затем повелел забросать ее камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в ее голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал ее. Пророк Аллаха услышал, как он обругал ее, и сказал: «О Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принес сборщик налогов, Аллах бы простил его». Затем он совершил погребальную молитву, и ее похоронили».
У Аллаха мы просим благополучия.
Шейх Солих аль-Мунаджид