Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
إِنَّ أَسْدَقَ اْلْحَدِيثِ كِتَابُ اللَّهِ وَأَحْسَنَ الْهَدِي هَدْيُ مُحَمَّدٍ وَشَرَّالأُمُورِمُحْدَثَاتُهَاوَكُلِّ مُحْدَثَةٌٌ بِدْعَةٌٌ وَكُلِّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌٌ وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى ا لنَّارِ
Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это бида, а каждое бида-это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Придут к людям времена полные лжи, когда будут верить лжецу, и обвинять во лжи правдивого, когда будут доверять вероломному и предавать надежного, и когда заговорят рувейбида». Люди спросили: «А кто такие рувейбида?» Он ответил: «Ничтожные люди, которые будут говорить о всеобщих делах».
В наше время, когда число различных идеологий и течений увеличилось и разделились взгляды и убеждения мусульман, многие из них впали в замешательство, не зная, что делать и кого им слушать. Нет никаких сомнений в том, что эти испытания являются частью замысла Всевышнего Аллаха, который посредством них проверяет Своих рабов. И об этом предвещал пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий!». Кто-то по милости Аллаха знает, как следует поступать в подобных ситуациях, а кто-то, не зная, впадает в заблуждение, которое зачастую способствует даже оставлению Ислама, да упасет нас от этого Аллах!
Мусульмане впали в разногласия, воюют друг с другом и обвиняют друг друга в неверии, забыв о том, что разногласие является причиной их слабости, как сказал это Всевышний Аллах: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил!» (аль-Анфаль 8: 46). Но также нет никаких сомнений в том, что Всевышний Аллах указал на выход из любой затруднительной ситуации и как устоять перед испытаниями, которых ближе к Судному дню будет все больше и больше. Однако для того, чтобы решить эти проблемы необходимо найти их источник. Для того, чтобы хоть как-то исправить или хотя бы попытаться исправить положение общины мусульман, или хотя бы самих себя, мы должны узнать, что является причиной смуты (фитны) в исламской Умме.
Несомненно, узнав об источниках, мы узнаем и о методах лечения этих смут. Если подробно рассмотреть бытующие смуты и разногласия, кстати неприменимых внутри ахлю-Сунна, то мы увидим, что причиной их являются:
1. Распространение порочных убеждений и грехов.
Источником всех проблем являются в первую очередь сами мусульмане, погрязшие в грехах, величайшими из которых являются порочные убеждения. Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое!» (аш-Шура 42: 30). Всевышний Аллах также сказал: «Все хорошее, что постигает тебя, от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, от тебя самого!» (ан-Ниса 4: 79). А вот и результат всевозможных грехов, о котором говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: "Если в мусульманах есть слабость или они слабы, а враги их имеют над ними превосходство, то это по причине их грехов!".
2. Создание различных партий и джама’атов.
Мухаддис шейх Мукъбиль говорил: "Поистине, разделение мусульман на многочисленные джама’аты, является нововведением этого столетия!". Также шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: "Все эти многочисленные новые группы, противоречащие друг другу, являются новоизобретенными, появившимися в этом столетии которых до этого не было!". Нет сомнения в том, что нововведение этого столетия, как создание различных джама’атов, у каждого из которых свои идеи и методы, является причиной смуты в исламском мире.
3. Отсутствие знаний и совершение деяний без знания.
Это также является причиной бедствий и проблем в исламской умме. Деяния необходимо совершать в соответствии со знаниями, тем более такие как призыв, запрещение порицаемого и т.п. важные вопросы, касающиеся не только нас и нашего Господа, но и всю общину мусульман! Именно так поступали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы, которые совершали все лишь в соответствии со знанием, о чем сказал Всевышний Аллах: «Скажи: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию"» (Юсуф 12: 108). Ибн аль-Къайим сказал: "Знание – руководитель деяния (аль-‘ильму имамуль-‘амаль), а деяния – последователи знания и ведомые им". Он также сказал: "Всякое деяние, не ведомое знанием, не имеет пользы для того, кто совершает его. Наоборот, оно приносит вред ему, как об этом говорили некоторые саляфы». Он также сказал: "Деяния принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют они знанию или же противоречат ему. Деяние, которое соответствует знаниям, принимается, а то, которое противоречит им, отвергается". ‘Али ибн Абу Талиб говорил: "Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!" А ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: "Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы". Именно разговоры о религии без знания зачастую приводят к разногласиям, которых изначально не могло быть в том или ином вопросе! Ученые говорили: "Если бы замолчат тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!".
4. Неправильное понимание и толкование религии.
Причиной распространения зла в исламской умме также является неправильное понимание религии, что и привело к возникновению многочисленных течений и сект в Исламе. Ибн аль-Къайим говорил:"Причиной раскола среди людей Писания и раскола среди мусульман на семьдесят три течения, является неправильное толкование". Люди пытаются постичь религию, не обращаясь к тому, как понимали ее саляфы нашей уммы, во главе которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают еще об одном важном условии: необходимость понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требуют Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили:"Кто же они?!" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Что же касается тех, кто толкует религию Аллаха по своему, тот впал в глубокое заблуждение и находится на краю гибели. Имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: "Знание – это правильное понимание и осведомленность, а не множество сообщений и заучиваний!». Имам аз-Захаби сказал: "Знание – это не множество сообщений, а свет, который Аллах помещает в сердце, и условие его – это следование (за этими знаниями) и бегство от своих страстей и новшеств". Поистине, правильное понимание религии – это великая милость, которую Аллах Всевышний дарует только искренним Своим рабам, стремящихся к этому. Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали Коран легким для поминания, но есть ли поминающие?» (аль-Камар 54: 17).
5. Следование за своими страстями.
Это является одной из основных причин, ведущих к заблуждению. Сообщается, от Абу Умамы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой». Есть только два руководства – это знание и страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50). Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (аль-Ан’ам 5: 119). Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Он – Тот, кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (аль-Мульк 67: 2). Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в отношении этого аята сказал: "Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!" Его спросили: "А что значит: искренними и правильными?" Он ответил: "Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным — то, что соответствует Сунне". И необходимо знать, как гласит известное шариатское правило, что «искреннее намерение не делают правильным порочное деяние!» Что же касается людей, следующих своим страстям и ограничивающихся лишь тем, что соответствует их идеям, то это является высокомерием, которое не даст им познать религию Всевышнего. Аллах Всемогущий сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права» (аль-А’раф 7: 146).
Суфьян ибн Уейна сказал: "Смысл этих слов в том, что Аллах заберет у подобных людей понимание Корана". Да упасет нас от этого Аллах! Как часто мы видели людей, которые говорили истину, но впоследствии начинали говорить противоположное, не замечая элементарной истины и не понимая тех вещей, которые им доводилось в свое время даже разъяснять! Каждый мусульманин, прежде чем следовать чему-либо, должен изучить этот вопрос, и он обязан, прежде чем что-либо утверждать, знать истинное положение данного вопроса в религии. Ахлю-Сунна уаль-джама’а, прежде чем взять себе убеждение смотрит на доказательства, а приверженцы нововведений и своих страстей сначала берут себе убеждения, а затем ищут под себя доказательства. Имам Уаки’ ибн аль-Джарах говорил: «Кто ищет хадис, чтобы подтвердить свое мнение – тот приверженец нововведения». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая из мира знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737. Как раз это и происходит в современных течениях, в рядах которых нет ученых! Они принимают важные вопросы на основании их политики, которая зачастую опирается не на шариат Всевышнего, а на их понимание и видение вещей. Ученые – это те, посредством кого Всевышний Аллах оберегает Свою религию, и они те, кто лучше всех знают о том пути, на котором были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. И тот, кто порочит их, пренебрегает ими и отказывается следовать их пути, тот самый заблудший из людей! А что касается того, кто пренебрегает учеными и хочет обойтись без них, тот пропал! Имам Ибн аль-Мубарак говорил: "Кто пренебрег учеными, тот потерял жизнь будущую (ахира)". Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: "Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут возвышать правителей мусульман и ученных, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую".
6. Проявление излишества в религии.
Ислам – это религия середины, которая не впадает в крайности, и это и есть прямая дорога, по которой нам завещали следовать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). В шариате Всевышнего есть строгие наставления относительно следования этому пути, как и есть строгие запреты на излишество и чрезмерность в религии. Всевышний Аллах предостерегает от излишеств общину Мухаммада, говоря: «И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете» (Худ 11: 112). Также излишество запретил и пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший:«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!».
7. Следование за сомнительными доводами.
Это также является одной из основных причин появление ереси и заблуждения среди мусульман. Приверженцы нововведений и своих страстей часто используют выдуманные хадисы или же подгоняют под себя аргументы, чтобы подтвердить свою позицию и ввести в заблуждение малограмотных людей. Имам аль-Ауза’и об этом говорил: "Было сказано: "Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто делает запретное дозволенным, с помощью сомнительного!". Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али Имран 3: 7).
Слова Аллаха: «желая посеять смуту» означают, что они желают тем самым ввести в заблуждение. ‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547. Когда Али ибн Абу Талиб посылал Ибн Аббаса на разговор с хариджитами сказал ему: "Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны". Ибн ‘Аббас ответил: "Я знаю Книгу Аллаха лучше них!" ‘Али сказал: "Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному".
В наши дни, люди, следующие по стопам хариджитов, приводят те же аяты и, руководствуясь ими, совершают множество недозволенных вещей. Это указывает на то, что хариджиты неправильно понимают аяты Корана и хадисы, о чем нам сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066. Именно поэтому ученые, среди которых и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, говорили, что любой довод, который приводят приверженцы нововведений, является доводом против них самих, и мы убеждаемся в этом каждый день. Ученые ахлю-Сунна вывели следующее правило: «Важно не приведение доказательства, а важно его правильное понимание». Ибн аль-Къайим говорил: "Не каждый, кто разбирается в религии, может понимать истинный смысл. Истинный смысл понимают лишь ученые, обладающие большим знанием". На основании сказанного ученые запрещали принимать доводы заблудших и приверженцев нововведений.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: "Если передатчик из числа приверженцев страстей или слепой последователь мазхаба, противоречащий истине, то не принимай от него ничего, даже если он хорошо заучивает". Имам аль-Ауза’и сказал: "Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло даже от одного из них, не является знанием". Нет ни одного человека, в том числе и ученного, у которого бы не было ошибок или недостатков, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в этом все ученые единогласны. Мусульманин обязан следовать за ясными доказательствами из Корана и Сунны, а не выискивать мнения ученых, соответствующие их страстям. И в любом вопросе мы должны следовать за теми учеными, у кого наиболее сильный довод, именно это и является качество рабов Аллаха, которых Он повел по прямому пути! Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).