По­ис­ти­не, тот из вас, кто про­живет дол­го, уви­дит мно­жес­тво раз­ногла­сий

По­ис­ти­не, тот из вас, кто про­живет дол­го, уви­дит мно­жес­тво раз­ногла­сий

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

إِنَّ أَسْدَقَ اْلْحَدِيثِ كِتَابُ اللَّهِ وَأَحْسَنَ الْهَدِي هَدْيُ مُحَمَّدٍ وَشَرَّالأُمُورِمُحْدَثَاتُهَاوَكُلِّ مُحْدَثَةٌٌ بِدْعَةٌٌ وَكُلِّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌٌ وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى ا لنَّارِ

Са­мые луч­шие сло­ва – это Кни­га Ал­ла­ха, а луч­ший путь – это путь Му­хам­ма­да. Худ­шие же де­яния – это би­да, а каж­дое би­да-это но­вов­ве­дение, а каж­дое но­вов­ве­дение – это заб­лужде­ние, а вся­кое заб­лужде­ние в Ог­не.

Пос­ланник Ал­ла­ха, , ска­зал: «При­дут к лю­дям вре­мена пол­ные лжи, ког­да бу­дут ве­рить лже­цу, и об­ви­нять во лжи прав­ди­вого, ког­да бу­дут до­верять ве­ролом­но­му и пре­давать на­деж­но­го, и ког­да за­гово­рят ру­вей­би­да». Лю­ди спро­сили: «А кто та­кие ру­вей­би­да?» Он от­ве­тил: «Нич­тожные лю­ди, ко­торые бу­дут го­ворить о все­об­щих де­лах».

В на­ше вре­мя, ког­да чис­ло раз­личных иде­оло­гий и те­чений уве­личи­лось и раз­де­лились взгля­ды и убеж­де­ния му­суль­ман, мно­гие из них впа­ли в за­меша­тель­ство, не зная, что де­лать и ко­го им слу­шать. Нет ни­каких сом­не­ний в том, что эти ис­пы­тания яв­ля­ют­ся частью за­мыс­ла Все­выш­не­го Ал­ла­ха, ко­торый пос­редс­твом них про­веря­ет Сво­их ра­бов. И об этом пред­ве­щал про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ска­зав­ший: «По­ис­ти­не, тот из вас, кто про­живет дол­го, уви­дит мно­жес­тво раз­ногла­сий!». Кто-то по ми­лос­ти Ал­ла­ха зна­ет, как сле­ду­ет пос­ту­пать в по­доб­ных си­ту­аци­ях, а кто-то, не зная, впа­да­ет в заб­лужде­ние, ко­торое за­час­тую спо­собс­тву­ет да­же ос­тавле­нию Ис­ла­ма, да упа­сет нас от это­го Ал­лах!

Му­суль­ма­не впа­ли в раз­ногла­сия, во­юют друг с дру­гом и об­ви­ня­ют друг дру­га в не­верии, за­быв о том, что раз­ногла­сие яв­ля­ет­ся при­чиной их сла­бос­ти, как ска­зал это Все­выш­ний Ал­лах: «По­винуй­тесь Ал­ла­ху и Его пос­ланни­ку и не пре­пирай­тесь, а не то вы па­дете ду­хом и ли­шитесь сил!» (аль-Ан­фаль 8: 46). Но так­же нет ни­каких сом­не­ний в том, что Все­выш­ний Ал­лах ука­зал на вы­ход из лю­бой зат­рудни­тель­ной си­ту­ации и как ус­то­ять пе­ред ис­пы­тани­ями, ко­торых бли­же к Суд­но­му дню бу­дет все боль­ше и боль­ше. Од­на­ко для то­го, что­бы ре­шить эти проб­ле­мы не­об­хо­димо най­ти их ис­точник. Для то­го, что­бы хоть как-то ис­пра­вить или хо­тя бы по­пытать­ся ис­пра­вить по­ложе­ние об­щи­ны му­суль­ман, или хо­тя бы са­мих се­бя, мы дол­жны уз­нать, что яв­ля­ет­ся при­чиной сму­ты (фит­ны) в ис­лам­ской Ум­ме.

Не­сом­ненно, уз­нав об ис­точни­ках, мы уз­на­ем и о ме­тодах ле­чения этих смут. Ес­ли под­робно рас­смот­реть бы­ту­ющие сму­ты и раз­ногла­сия, кста­ти неп­ри­мени­мых внут­ри ах­лю-Сун­на, то мы уви­дим, что при­чиной их яв­ля­ют­ся:

1. Рас­простра­нение по­роч­ных убеж­де­ний и гре­хов.

Ис­точни­ком всех проб­лем яв­ля­ют­ся в пер­вую оче­редь са­ми му­суль­ма­не, пог­рязшие в гре­хах, ве­личай­ши­ми из ко­торых яв­ля­ют­ся по­роч­ные убеж­де­ния. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Лю­бое бедс­твие пос­ти­га­ет вас лишь за то, что при­об­ре­ли ва­ши ру­ки, и Он про­ща­ет вам мно­гое!» (аш-Шу­ра 42: 30). Все­выш­ний Ал­лах так­же ска­зал: «Все хо­рошее, что пос­ти­га­ет те­бя, от Ал­ла­ха. А все пло­хое, что пос­ти­га­ет те­бя, от те­бя са­мого!» (ан-Ни­са 4: 79). А вот и ре­зуль­тат все­воз­можных гре­хов, о ко­тором го­ворил шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия: "Ес­ли в му­суль­ма­нах есть сла­бость или они сла­бы, а вра­ги их име­ют над ни­ми пре­вос­ходс­тво, то это по при­чине их гре­хов!".

2. Соз­да­ние раз­личных пар­тий и джа­ма’атов.

Му­хад­дис шейх Мукъ­биль го­ворил: "По­ис­ти­не, раз­де­ление му­суль­ман на мно­гочис­ленные джа­ма’аты, яв­ля­ет­ся но­вов­ве­дени­ем это­го сто­летия!". Так­же шейх ‘Аб­дуль-Мух­син аль-‘Аб­бад ска­зал: "Все эти мно­гочис­ленные но­вые груп­пы, про­тиво­реча­щие друг дру­гу, яв­ля­ют­ся но­во­изоб­ре­тен­ны­ми, по­явив­ши­мися в этом сто­летии ко­торых до это­го не бы­ло!". Нет сом­не­ния в том, что но­вов­ве­дение это­го сто­летия, как соз­да­ние раз­личных джа­ма’атов, у каж­до­го из ко­торых свои идеи и ме­тоды, яв­ля­ет­ся при­чиной сму­ты в ис­лам­ском ми­ре.

3. От­сутс­твие зна­ний и со­вер­ше­ние де­яний без зна­ния.

Это так­же яв­ля­ет­ся при­чиной бедс­твий и проб­лем в ис­лам­ской ум­ме. Де­яния не­об­хо­димо со­вер­шать в со­от­ветс­твии со зна­ни­ями, тем бо­лее та­кие как при­зыв, зап­ре­щение по­рица­емо­го и т.п. важ­ные воп­ро­сы, ка­са­ющи­еся не толь­ко нас и на­шего Гос­по­да, но и всю об­щи­ну му­суль­ман! Имен­но так пос­ту­пали про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) и его са­хабы, ко­торые со­вер­ша­ли все лишь в со­от­ветс­твии со зна­ни­ем, о чем ска­зал Все­выш­ний Ал­лах: «Ска­жи: "Та­ков мой путь. Я и мои пос­ле­дова­тели при­зыва­ем вас к Ал­ла­ху сог­ласно зна­нию"» (Юсуф 12: 108). Ибн аль-Къ­айим ска­зал: "Зна­ние – ру­ково­дитель де­яния (аль-‘иль­му има­муль-‘амаль), а де­яния – пос­ле­дова­тели зна­ния и ве­домые им". Он так­же ска­зал: "Вся­кое де­яние, не ве­домое зна­ни­ем, не име­ет поль­зы для то­го, кто со­вер­ша­ет его. На­обо­рот, оно при­носит вред ему, как об этом го­вори­ли не­кото­рые са­ляфы». Он так­же ска­зал: "Де­яния при­нима­ют­ся или от­верга­ют­ся в за­виси­мос­ти от то­го, со­от­ветс­тву­ют они зна­нию или же про­тиво­речат ему. Де­яние, ко­торое со­от­ветс­тву­ет зна­ни­ям, при­нима­ет­ся, а то, ко­торое про­тиво­речит им, от­верга­ет­ся". ‘Али ибн Абу Та­либ го­ворил: "Нет бла­га в том пок­ло­нении, в ко­тором нет зна­ния, и нет бла­га в том зна­нии, в ко­тором нет пра­виль­но­го по­нима­ния!" А ‘Умар ибн ‘Аб­дуль-‘Aзиз ска­зал: "Тот, кто пок­ло­ня­ет­ся Ал­ла­ху без зна­ния, при­носит боль­ше вре­да, чем поль­зы". Имен­но раз­го­воры о ре­лигии без зна­ния за­час­тую при­водят к раз­ногла­си­ям, ко­торых из­на­чаль­но не мог­ло быть в том или ином воп­ро­се! Уче­ные го­вори­ли: "Ес­ли бы за­мол­чат тот, кто не об­ла­да­ет зна­ни­ем, то ис­чезли бы раз­ногла­сия!".

4. Неп­ра­виль­ное по­нима­ние и тол­ко­вание ре­лигии.

При­чиной рас­простра­нения зла в ис­лам­ской ум­ме так­же яв­ля­ет­ся неп­ра­виль­ное по­нима­ние ре­лигии, что и при­вело к воз­никно­вению мно­гочис­ленных те­чений и сект в Ис­ла­ме. Ибн аль-Къ­айим го­ворил:"При­чиной рас­ко­ла сре­ди лю­дей Пи­сания и рас­ко­ла сре­ди му­суль­ман на семь­де­сят три те­чения, яв­ля­ет­ся неп­ра­виль­ное тол­ко­вание". Лю­ди пы­та­ют­ся пос­тичь ре­лигию, не об­ра­ща­ясь к то­му, как по­нима­ли ее са­ляфы на­шей ум­мы, во гла­ве ко­торых про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) и его спод­вижни­ки. Мно­гие му­суль­ма­не за­яв­ля­ют о том, что они сле­ду­ют Ко­рану и Сун­не, од­на­ко они за­быва­ют еще об од­ном важ­ном ус­ло­вии: не­об­хо­димость по­нимать Ко­ран и Сун­ну имен­но так, как по­нима­ли это са­ляфы, а не так, как мо­жет или хо­чет по­нимать каж­дый. Это­го тре­бу­ют Ал­лах и Его пос­ланник (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха). Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «А то­го, кто вос­про­тивит­ся пос­ланни­ку пос­ле то­го, как ему стал ясен пря­мой путь, и пос­ле­ду­ет не пу­тем ве­ру­ющих, Мы нап­ра­вим ту­да, ку­да он об­ра­тил­ся, и сож­жем в Ге­ен­не. Как же сквер­но это мес­то пре­быва­ния!» (ан-Ни­са 4: 115). Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Раз­де­лит­ся моя об­щи­на на семь­де­сят три те­чения. Семь­де­сят две груп­пы в Ог­не, а од­на в Раю». Спод­вижни­ки спро­сили:"Кто же они?!" На что про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) от­ве­тил: «Это те, кто сле­ду­ет то­му, че­му сле­дую я и мои спод­вижни­ки». Что же ка­са­ет­ся тех, кто тол­ку­ет ре­лигию Ал­ла­ха по сво­ему, тот впал в глу­бокое заб­лужде­ние и на­ходит­ся на краю ги­бели. Имам аль-Ха­тыб аль-Багъ­да­ди го­ворил: "Зна­ние – это пра­виль­ное по­нима­ние и ос­ве­дом­ленность, а не мно­жес­тво со­об­ще­ний и за­учи­ваний!». Имам аз-За­хаби ска­зал: "Зна­ние – это не мно­жес­тво со­об­ще­ний, а свет, ко­торый Ал­лах по­меща­ет в сер­дце, и ус­ло­вие его – это сле­дова­ние (за эти­ми зна­ни­ями) и бегс­тво от сво­их страс­тей и нов­шеств". По­ис­ти­не, пра­виль­ное по­нима­ние ре­лигии – это ве­ликая ми­лость, ко­торую Ал­лах Все­выш­ний да­ру­ет толь­ко ис­крен­ним Сво­им ра­бам, стре­мящих­ся к это­му. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Мы сде­лали Ко­ран лег­ким для по­мина­ния, но есть ли по­мина­ющие?» (аль-Ка­мар 54: 17).

5. Сле­дова­ние за сво­ими страс­тя­ми.

Это яв­ля­ет­ся од­ной из ос­новных при­чин, ве­дущих к заб­лужде­нию. Со­об­ща­ет­ся, от Абу Ума­мы, что пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «Три ве­щи яв­ля­ют­ся ги­белью: жад­ность, ко­торой по­вину­ют­ся; страсть, за ко­торой сле­ду­ют; и вос­хи­щение че­лове­ка са­мим со­бой». Есть толь­ко два ру­ководс­тва – это зна­ние и страсть, и треть­его нет! Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «А кто мо­жет быть бо­лее заб­лудшим, чем тот, кто сле­ду­ет сво­им страс­тям, без вер­но­го ру­ководс­тва от Ал­ла­ха?» (аль-Къ­асас 28: 50). Все­выш­ний Ал­лах так­же ска­зал: «Во­ис­ти­ну, мно­гие вво­дят в заб­лужде­ние сво­ими страс­тя­ми, не об­ла­дая зна­ни­ем» (аль-Ан’ам 5: 119). Все­могу­щий и Ве­ликий Ал­лах ска­зал: «Он – Тот, кто сот­во­рил смерть и жизнь, что­бы ис­пы­тать вас и уви­деть, чьи де­яния ока­жут­ся луч­ше» (аль-Мульк 67: 2). Имам аль-Фу­дай­ль ибн ‘Ий­яд в от­но­шении это­го а­ята ска­зал: "Это зна­чит: у ко­го де­яния бу­дут ис­крен­ни­ми и пра­виль­ны­ми!" Его спро­сили: "А что зна­чит: ис­крен­ни­ми и пра­виль­ны­ми?" Он от­ве­тил: "По­ис­ти­не, ес­ли де­яния бы­ли ис­крен­ни­ми, но не бы­ли пра­виль­ны­ми, они не при­мут­ся, и ес­ли де­яния бы­ли пра­виль­ны­ми, но не бы­ли ис­крен­ни­ми, они не при­мут­ся до тех пор, по­ка не ста­нут ис­крен­ни­ми и пра­виль­ны­ми. Ис­крен­ним яв­ля­ет­ся то, что со­вер­ша­ет­ся ра­ди Ал­ла­ха, а пра­виль­ным — то, что со­от­ветс­тву­ет Сун­не". И не­об­хо­димо знать, как гла­сит из­вес­тное ша­ри­ат­ское пра­вило, что «ис­крен­нее на­мере­ние не де­ла­ют пра­виль­ным по­роч­ное де­яние!» Что же ка­са­ет­ся лю­дей, сле­ду­ющих сво­им страс­тям и ог­ра­ничи­ва­ющих­ся лишь тем, что со­от­ветс­тву­ет их иде­ям, то это яв­ля­ет­ся вы­соко­мери­ем, ко­торое не даст им поз­нать ре­лигию Все­выш­не­го. Ал­лах Все­могу­щий ска­зал: «Я от­вра­щу от Мо­их зна­мений тех, ко­торые воз­горди­лись на зем­ле бе­зо вся­кого пра­ва» (аль-А’раф 7: 146). 

Суфь­ян ибн У­ей­на ска­зал: "Смысл этих слов в том, что Ал­лах за­берет у по­доб­ных лю­дей по­нима­ние Ко­рана". Да упа­сет нас от это­го Ал­лах! Как час­то мы ви­дели лю­дей, ко­торые го­вори­ли ис­ти­ну, но впос­ледс­твии на­чина­ли го­ворить про­тиво­полож­ное, не за­мечая эле­мен­тарной ис­ти­ны и не по­нимая тех ве­щей, ко­торые им до­води­лось в свое вре­мя да­же разъ­яс­нять! Каж­дый му­суль­ма­нин, преж­де чем сле­довать че­му-ли­бо, дол­жен изу­чить этот воп­рос, и он обя­зан, преж­де чем что-ли­бо ут­вер­ждать, знать ис­тинное по­ложе­ние дан­но­го воп­ро­са в ре­лигии. Ах­лю-Сун­на у­аль-джа­ма’а, преж­де чем взять се­бе убеж­де­ние смот­рит на до­каза­тель­ства, а при­вер­женцы но­вов­ве­дений и сво­их страс­тей сна­чала бе­рут се­бе убеж­де­ния, а за­тем ищут под се­бя до­каза­тель­ства. Имам У­аки’ ибн аль-Джа­рах го­ворил: «Кто ищет ха­дис, что­бы под­твер­дить свое мне­ние – тот при­вер­же­нец но­вов­ве­дения». Пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) ска­зал: «По­ис­ти­не, Ал­лах не за­бира­ет зна­ние, прос­то ли­шая его Сво­их ра­бов, но Он за­бира­ет зна­ние, за­бирая из ми­ра зна­ющих, ког­да же Он не ос­та­вит в жи­вых ни од­но­го уче­ного, лю­ди ста­нут из­би­рать для се­бя не­вежес­твен­ных ли­деров. И им бу­дут за­давать воп­ро­сы, а они ста­нут вы­носить фа­туа, не об­ла­дая зна­ни­ем, в ре­зуль­та­те че­го са­ми собь­ют­ся с пу­ти и вве­дут в заб­лужде­ние дру­гих!» аль-Бу­хари 100, Мус­лим 3/737. Как раз это и про­ис­хо­дит в сов­ре­мен­ных те­чени­ях, в ря­дах ко­торых нет уче­ных! Они при­нима­ют важ­ные воп­ро­сы на ос­но­вании их по­лити­ки, ко­торая за­час­тую опи­ра­ет­ся не на ша­ри­ат Все­выш­не­го, а на их по­нима­ние и ви­дение ве­щей. Уче­ные – это те, пос­редс­твом ко­го Все­выш­ний Ал­лах обе­рега­ет Свою ре­лигию, и они те, кто луч­ше всех зна­ют о том пу­ти, на ко­тором бы­ли про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) и его спод­вижни­ки. И тот, кто по­рочит их, пре­неб­ре­га­ет ими и от­ка­зыва­ет­ся сле­довать их пу­ти, тот са­мый заб­лудший из лю­дей! А что ка­са­ет­ся то­го, кто пре­неб­ре­га­ет уче­ными и хо­чет обой­тись без них, тот про­пал! Имам Ибн аль-Му­барак го­ворил: "Кто пре­неб­рег уче­ными, тот по­терял жизнь бу­дущую (ахи­ра)". Сахль ибн ‘Аб­дуллах ат-Тус­ту­ри го­ворил: "Лю­ди не пе­рес­та­нут на­ходить­ся в бла­гопо­лучии, по­ка бу­дут воз­вы­шать пра­вите­лей му­суль­ман и учен­ных, и ес­ли они бу­дут их чтить, то Ал­лах при­ведет в по­рядок их мир­скую жизнь и жизнь бу­дущую, а ес­ли они пре­неб­ре­гут ими, то они по­губят свою мир­скую жизнь и жизнь бу­дущую".

6. Про­яв­ле­ние из­ли­шес­тва в ре­лигии.

Ис­лам – это ре­лигия се­реди­ны, ко­торая не впа­да­ет в край­нос­ти, и это и есть пря­мая до­рога, по ко­торой нам за­веща­ли сле­довать Ал­лах и Его пос­ланник (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха). В ша­ри­ате Все­выш­не­го есть стро­гие нас­тавле­ния от­но­ситель­но сле­дова­ния это­му пу­ти, как и есть стро­гие зап­ре­ты на из­ли­шес­тво и чрез­мерность в ре­лигии. Все­выш­ний Ал­лах пре­дос­те­рега­ет от из­ли­шеств об­щи­ну Му­хам­ма­да, го­воря: «И не прес­ту­пай­те гра­ниц доз­во­лен­но­го, ибо Он ви­дит то, что вы со­вер­ша­ете» (Худ 11: 112). Так­же из­ли­шес­тво зап­ре­тил и про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ска­зав­ший:«Ос­те­регай­тесь из­ли­шеств в ре­лигии, ибо тех, кто жил до вас по­губи­ло из­ли­шес­тво в ре­лигии!».

7. Сле­дова­ние за сом­ни­тель­ны­ми до­вода­ми.

Это так­же яв­ля­ет­ся од­ной из ос­новных при­чин по­яв­ле­ние ере­си и заб­лужде­ния сре­ди му­суль­ман. При­вер­женцы но­вов­ве­дений и сво­их страс­тей час­то ис­поль­зу­ют вы­думан­ные ха­дисы или же под­го­ня­ют под се­бя ар­гу­мен­ты, что­бы под­твер­дить свою по­зицию и ввес­ти в заб­лужде­ние ма­лог­ра­мот­ных лю­дей. Имам аль-А­уза’и об этом го­ворил: "Бы­ло ска­зано: "Го­ре тем, кто обу­ча­ет­ся не для пок­ло­нения, и тем, кто де­ла­ет зап­ретное доз­во­лен­ным, с по­мощью сом­ни­тель­но­го!". Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Он – Тот, Кто нис­послал те­бе Пи­сание, в ко­тором есть яс­но из­ло­жен­ные а­яты, сос­тавля­ющие мать Пи­сания, а так­же дру­гие а­яты, яв­ля­ющи­еся инос­ка­затель­ны­ми. Те, чьи сер­дца ук­ло­ня­ют­ся в сто­рону, сле­ду­ют за инос­ка­затель­ны­ми а­ята­ми, же­лая по­се­ять сму­ту и до­бить­ся тол­ко­вания, хо­тя тол­ко­вания это­го не зна­ет ник­то, кро­ме Ал­ла­ха. А об­ла­да­ющие ос­но­ватель­ны­ми зна­ни­ями го­ворят: «Мы уве­рова­ли в не­го. Все это – от на­шего Гос­по­да». Но по­мина­ют на­зида­ние толь­ко об­ла­да­ющие ра­зумом» (Али Им­ран 3: 7).

Сло­ва Ал­ла­ха: «же­лая по­се­ять сму­ту» оз­на­ча­ют, что они же­ла­ют тем са­мым ввес­ти в заб­лужде­ние. ‘А­иша рас­ска­зыва­ла, что од­нажды пос­ланник Ал­ла­ха (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха) про­читал этот а­ят и ска­зал: «Ес­ли уви­дишь тех, ко­торые сле­ду­ют то­му, что яс­ным не яв­ля­ет­ся, то знай, что это и есть те, ко­торых наз­вал Ал­лах, так ос­те­регай­тесь же их!» аль-Бу­хари 4547. Ког­да Али ибн Абу Та­либ по­сылал Ибн Аб­ба­са на раз­го­вор с ха­рид­жи­тами ска­зал ему: "Не спорь с ни­ми пос­редс­твом Ко­рана, ибо он име­ет раз­ные сто­роны, по­это­му спорь с ни­ми пос­редс­твом Сун­ны". Ибн ‘Аб­бас от­ве­тил: "Я знаю Кни­гу Ал­ла­ха луч­ше них!" ‘Али ска­зал: "Вер­но! Од­на­ко Ко­ран мож­но ис­толко­вать по-раз­но­му".

В на­ши дни, лю­ди, сле­ду­ющие по сто­пам ха­рид­жи­тов, при­водят те же а­яты и, ру­ководс­тву­ясь ими, со­вер­ша­ют мно­жес­тво не­доз­во­лен­ных ве­щей. Это ука­зыва­ет на то, что ха­рид­жи­ты неп­ра­виль­но по­нима­ют а­яты Ко­рана и ха­дисы, о чем нам со­об­щил про­рок (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), ска­зав­ший о ха­рид­жи­тах: «Они бу­дут чи­тать Ко­ран, по­лагая, что он за них, тог­да как он бу­дет про­тив них!» Мус­лим 1066. Имен­но по­это­му уче­ные, сре­ди ко­торых и шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия, го­вори­ли, что лю­бой до­вод, ко­торый при­водят при­вер­женцы но­вов­ве­дений, яв­ля­ет­ся до­водом про­тив них са­мих, и мы убеж­да­ем­ся в этом каж­дый день. Уче­ные ах­лю-Сун­на вы­вели сле­ду­ющее пра­вило: «Важ­но не при­веде­ние до­каза­тель­ства, а важ­но его пра­виль­ное по­нима­ние». Ибн аль-Къ­айим го­ворил: "Не каж­дый, кто раз­би­ра­ет­ся в ре­лигии, мо­жет по­нимать ис­тинный смысл. Ис­тинный смысл по­нима­ют лишь уче­ные, об­ла­да­ющие боль­шим зна­ни­ем". На ос­но­вании ска­зан­но­го уче­ные зап­ре­щали при­нимать до­воды заб­лудших и при­вер­женцев но­вов­ве­дений.

Имам аль-Ха­тыб аль-Багъ­да­ди ска­зал: "Ес­ли пе­редат­чик из чис­ла при­вер­женцев страс­тей или сле­пой пос­ле­дова­тель маз­ха­ба, про­тиво­реча­щий ис­ти­не, то не при­нимай от не­го ни­чего, да­же ес­ли он хо­рошо за­учи­ва­ет". Имам аль-А­уза’и ска­зал: "Зна­ние – это то, что приш­ло от спод­вижни­ков Му­хам­ма­да (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), а то, что не приш­ло да­же от од­но­го из них, не яв­ля­ет­ся зна­ни­ем". Нет ни од­но­го че­лове­ка, в том чис­ле и учен­но­го, у ко­торо­го бы не бы­ло оши­бок или не­дос­татков, кро­ме про­рока (мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха), и в этом все уче­ные еди­ног­ласны. Му­суль­ма­нин обя­зан сле­довать за яс­ны­ми до­каза­тель­ства­ми из Ко­рана и Сун­ны, а не вы­ис­ки­вать мне­ния уче­ных, со­от­ветс­тву­ющие их страс­тям. И в лю­бом воп­ро­се мы дол­жны сле­довать за те­ми уче­ными, у ко­го на­ибо­лее силь­ный до­вод, имен­но это и яв­ля­ет­ся ка­чес­тво ра­бов Ал­ла­ха, ко­торых Он по­вел по пря­мому пу­ти! Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Об­ра­дуй же Мо­их ра­бов, ко­торые прис­лу­шива­ют­ся к сло­вам и сле­ду­ют на­илуч­шим из них. Это – те, ко­го Ал­лах по­вел по пря­мому пу­ти. Они и есть об­ла­да­ющие ра­зумом!» (аз-Зу­мар 39: 17-18).