Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда

Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда

Когда Умар ибн Абд аль-Азиз стал халифом, аль-Хасану аль-Басри было около 80 лет. И вот этот мудрёный жизнью и знаниями человек написал халифу письмо и дал ему совет, который считал наиболее важным для него. Он напомнил ему о сути ближнего мира и сказал: «Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда. И, поистине, Адам был низведён сюда в наказание. Посему, о амир верующих, остерегайся этого мира. Здесь запасаются тем, от чего отказываются, и богатеют тогда, когда бедствуют. Каждый миг он приносит жертвы, унижает тех, кто почитает его, и делает нищим того, кто копит [земные богатства]. Его блага подобны яду: вкушает его только тот, кто не знает, что это такое, и гибнет от него. Живи в этом мире, как больной, залечивающий раны. Он соблюдает диету короткий период, опасаясь затяжной болезни, и терпит то, что ему неприятно, опасаясь долгого испытания. Остерегайся этого обольщающего мира, который обманывает своими красотами и дарит надежды, прельщает и завораживает. Он словно принаряженная невеста. Взоры притягиваются к ней, сердца очаровываются ею, души влюбляются в неё. Но эта невеста убивает всех своих мужей.

Живые не извлекают уроков из прошлого, судьбы первых не сдерживают тех, кто следует за ними, и даже знающий об Аллахе не задумывается, когда ему рассказывают об этом мире. Влюблённый в него получает от него то, что ему нужно, обольщается, развращается и забывает о возвращении к Аллаху. Он отдаёт ему своё сердце, пока не спотыкается о него. И тогда он начинает горько сожалеть и сильно горевать, а тем временем муки смертельной агонии соединяются с горечью расставания. Он покидает его в муках, так и не добившись желаемого и не отдохнув от забот. Он отправляется в путь без провианта, неподготовленный. Остерегайся этого мира, о эмир верующих, и больше всего радуйся тому, что сумеешь остеречься его, потому что всякий раз, когда пользующийся земными благами находит в них покой и радость, они доставляют ему неприятность. Тот, кто вместе со своей семьёй находит в них радость, обольщается, и тот, кто пользуется ими, завтра понесёт убытки» (сокращённо по книге «Хилья аль-аулия»).

Какое прекрасное наставление, на мой взгляд, избавляющее от необходимости говорить дальше о сути земных благ. Но ещё более прекрасную и ёмкую притчу о мирских благах нам поведал Всевышний. В Коране сказано: «Приведи им в пример ближнюю жизнь. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба» (сура 18 «Пещера», аят 45).

Комментируя это сравнение, имам аль-Куртуби проводит несколько параллелей между водой и земными богатствами. Он пишет: «Вода не стоит на одном месте, и мирские блага тоже не остаются человеку. Вода не остаётся в неизменном состоянии, и мирские блага тоже. Вода не сохраняется долго и испаряется, и мирские блага тоже исчезают. Никто не может войти в воду и выйти из неё сухим, и никто не может войти в этот мир и уберечься от его искушений и бедствий. Наконец, когда воды в меру, она приносит пользу и помогает росту растений, а когда её чересчур много, она вредит и губит, и мирские блага тоже приносят пользу тогда, когда их достаточно, и вредят, когда они в избытке».

Ислам не только не запрещает нам искать богатство, но и требует от нас этого. Но только для того, чтобы мы использовали все эти блага для совершения добрых дел и приближения к Аллаху. Не для того, чтобы мы становились миллионерами. И, конечно же, не для того, чтобы мы становились рабами этого мира. Этот мир действительно прекрасен, но лишь тогда, когда он напоминает нам об Аллахе и приближает к Нему.