Поговорим о выдуманных хадисах?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Разговаривать о мирском в мечети – харам, потому что пророк Мухаммад (Солля Ллаху алейхи уасаллям) об этом сказал. Это правда, правда ли это?
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разговаривал в мечети о мирском, и поэтому это дозволено. В наши дни многие ошибаются и нередко приводят вымышленные хадисы. Это связано с тем, что многие люди не придают значения источникам информации об исламе. Хотя такая исламская наука как хадисоведение давно решила проблему вымышленных хадисов.
Хадисоведение связано с хадисами, а это то, что относится к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из его слов, деяний, согласия с чем-либо и описаний его качеств. Само хадисоведение – это наука об основах и правилах, позволяющих определить приемлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса. Иснад – это цепочка передатчиков, а матн – сам текст хадиса.
Хадисы, с точки зрения их достоверности или слабости, делятся на три вида: достоверные, хорошие и слабые.
Достоверным хадис может считаться в том случае, если он содержит в себе пять условий. Это: непрерывность иснада, добросовестность передатчиков, их точность, отсутствие отклонений (шазз), отсутствие недостатков (‘илля). Если хадис соответствует всем этим требованиям, то он достоверный.
Самыми известными сборниками достоверных хадисов считаются сборники Аль-Бухари и Муслима. Это самые первые и самые известные книги, которые вобрали в себя только достоверные хадисы. Вся мусульманская умма приняла две эти книги. Кроме них есть также и другие книги, авторы которых хотели собрать в них достоверные хадисы, но в них попали и хорошие, и даже слабые хадисы. Это такие книги, как: «Сахих» Ибн Хиббана, «Сахих» Ибн Хузеймы, Мустадракаль-Хакима и т.д.
Хороший хадис почти такой же, как и достоверный, вот только точность передатчиков в его иснаде не такая сильная, как у достоверного. Здесь она слабее. Это именно та причина, которая снижает его на уровень хорошего. Но хорошие хадисы также являются источником знаний о религии, даже если они и ниже уровнем, чем достоверные хадисы, поскольку учёные поставили для них достаточно строгие условия. Что же касается книг, в которых собраны хорошие хадисы, то их большое количество. Они встречаются почти во всех книгах хадисов. Как, например, «Муснад» имама Ахмада или «Джамиъ» имама Ат-Тирмизи.
Что касается слабого хадиса, то тут, на первый взгляд, всё очень легко. Все хадисы, которые не соответствуют условиям достоверного и хорошего хадиса, являются слабыми. К примеру, если отсутствует непрерывность цепочки, то этот хадис будет слабым.
С точки зрения того, как до нас дошли те или иные хадисы, они разделяются на две группы:
1) если хадис передаётся очень многими путями, то он относится к категории хадисов, именуемых мутаватир;
2) если хадис передаётся небольшим количеством путей, как правило, это один, два или три, то он относится к категории хадисов, именуемых ахад.
Категория ахад тоже делится на три части - то: гариб, азиз и машхур.
У слабого хадиса очень много разновидностей. Из них есть те, у которых есть своё название, и есть даже те, у которых своего названия нет. Мухаддисы по-разному разделили их. Некоторые – на 63 вида, некоторые – на 129 видов, что в общем-то всего лишь разделение, которое вряд ли часто будет тебе попадаться.
Если коротко рассказать о видах слабых хадисов, то можно упомянуть следующие: мурсаль, мункъатиъ, муъдаль, муаллякъ, мудалляс, шазз, мункар, мудтариб, мудрадж, макълюб, муалляль, мавдуъ и другие.
«Мавдуъ» означает «вымышленный». Вымышленных хадисов немало. Их больше двенадцати тысяч! «Мавдуъ» называют все хадисы, которые не исходят от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, словом, делом, подтверждением или отнесено к нему ошибочно или специально, по незнанию или для козней. Часто бывает так, что выражение, которое считается хадисом, оказывается словами мудрецов, поэтов или поговорками.
Но бывает и так, что люди специально выдумывают ложные слова и приписывают их посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что является очень большим грехом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду». Из этого становится ясно, что это харам.
Почему люди выдумали хадисы? Какие могут быть причины у этого злодеяния?
Первая причина – это политические разногласия. Это было первой причиной выдумывания ложных хадисов после смерти халифа Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах. И первым, о чём начали выдумывать хадисы, было превосходство личностей. Некоторые выдумали хадисы об Али, некоторые – об Абу Бакре, да будет доволен Аллах ими обоими, из своих политических соображений. Как, например, ложный хадис «Али – лучший из людей, а кто отвергнет это, тот кафир».
Вторая причина – это вражда с исламом. Это все измышления придуманные еретиками, огнепоклонниками, некоторыми представителями других религий, которые старались разрушить ислам своими кознями. Они придумали множество хадисов, связанных со Всевышним Аллахом, ангелами, пророчеством, Раем, Адом и многими другими аспектами нашего вероубеждения.
Третья причина – это фанатизм по отношению к племени, местности или языку. Фанатизм часто постигает людей, и это заставляло их в прошлом выдумывать хадисы, в которых они возвеличивали свои страны и унижали другие страны и языки. Так неарабские народы придумали много хадисов, унижающих арабов. Как, например, ложный хадис: «Когда Аллах гневается, он ниспосылает откровение (вахью) на арабском языке, а когда Он бывает доволен, то на персидском». И это очевидная ложь.
Четвёртая причина – это истории для запугивания и вдохновения. Многие люди, для того чтобы выступать перед другими и заставлять их плакать на своих маджлисах, выдумали ложные хадисы. Все они не боялись Аллаха и выдумывали ложные хадисы, возводя их к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Пример этого – ложный хадис: «Если кто скажет «Ля иляха илляЛлах», то Аллах сотворит из каждого слова птицу, клюв которой будет из золота, а перья – из жемчуга».
Пятая причина – догматические и межмазхабные разногласия. Невежды и философы, для того чтобы поддержать свой мазхаб (школу) или свои убеждения, нередко подкрепляли их ложными хадисами. Как, например, ложный хадис: «Кто поднимет руки в молитве, то нет у него молитвы (т. е. она нарушается)».
Шестая причина – с целью вдохновения людей. С такой целью выдумали хадисы многие праведники и аскеты. Этим они хотели заставить людей больше поклоняться Всевышнему Аллаху и услужить религии. Когда им говорили, что это запрещено и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду», они говорили, что лгут не на него, а ради него. Это произошло из-за их сильного невежества в религии и является запретным.
Седьмая причина – приближение к султанам и правителям. Ради того, чтобы приблизиться к правителям, многие люди придумывали хадисы, чтобы угодить им в их делах и обратить на себя внимание.
Книги в которых собраны ложные хадисы
«Тазкиратульмавдуат», автор – Хафиз Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, «Аль Мавдуат», автор – имам Абу-ль Фарадж Ибн аль-Джаузи, «Аль Маснуъ фи маарифатиль хадис аль мавдуъ», автор – мулла Али аль Кари, и много других книг.
Пусть Аллах Даст нам знание в различении хадисов. Аминь!