Почему организация шахматного турнира — еще одно проявление новой политики открытости в Саудовской Аравии?

Почему организация шахматного турнира — еще одно проявление новой политики открытости в Саудовской Аравии?

Саудовская Аравия впервые проводит чемпионат мира по шахматам спустя почти два года после того, как было принято религиозное решение о запрете этой знаменитой игры. Не осталась в стороне и политика: власти Саудовской Аравии отказали в участии в турнире шахматистам из «сионистского образования».

По мнению наблюдателей, этот шаг является примером новой модели, принятой на вооружение в Саудовской Аравии. Именно политика открытости позволяет королевству проводить такой турнир, но при этом придерживаться традиционных констант, согласно которым израильские игроки лишаются права на участие.

Мировые СМИ отметили прошлые жесткие заявления саудовских религиозных деятелей, которые считают, что шахматы являются «табу» в исламе, поскольку отнимают время и могут привести к вражде между игроками.

Аналогичным образом, высокопоставленные иранские богословы также выступают против этой игры, заявляя, что это может привести к росту азартных игр, что в исламе не допускается.

Американская газета «Вашингтон пост» (The Washington Post) сообщила о том, что молодежь Саудовской Аравии выражает протесты в социальных сетях в отношении запрета этой интеллектуальной игры, которая была привезена мусульманами в Европу в седьмом веке.

Газета утверждает, что организация турнира по шахматам является новым шагом в направлении к открытости со стороны саудовского наследного принца Мухаммада ибн Салмана, который стремится к большей социальной свободе, в том числе позволяя женщинам занимать руководящие посты, посещать концерты и кино, а также смягчая правила гендерной сегрегации.

Тем временем на шахматный турнир не могли не повлиять региональные противоречия. Так, Тель-Авив утверждает, что Саудовская Аравия проигнорировала просьбы израильских игроков о выдаче виз для участия в турнире. Между этими двумя странами нет дипломатических отношений.

Турнир, получивший название Международного чемпионата по быстрым шахматам имени короля Салмана, продлится до субботы, в нем примут участие около 240 игроков обоих полов, представляющих 70 стран, в том числе 16 игроков из самой Саудовской Аравии.

В турнире также будут участвовать три лучших мировых шахматиста из Норвегии, Армении и Азербайджана. Также будет наряду с открытым чемпионатом будет проведён женский шахматный турнир.

Согласно газете, женщинам-игрокам будет разрешено надеть темно-синие или черные брюки делового покроя и свитера с высоким горлом и тем самым уклониться от женского дресс-кода, принятого в Саудовской Аравии, в то время как большинство посетителей будут в свободной абае и хиджабе.

Джеймс Дорси (James Dorsey), исследователь-востоковед и старший научный сотрудник Сингапурского университета, сообщил, что королевство получило от Международной шахматной федерации право на проведение чемпионата, затраты на который составили 1,5 миллиона долларов, что в четыре раза больше обычной ежегодной суммы.

«Все, что касается проведения шахматного турнира в Саудовской Аравии, преследует определённые политические цели, будь визовая политика королевства или послабления в области женского дресс-кода», — заключил Джеймс Дорси.

Политическая сторона

Политический аспект чемпионата проявился довольно ярко после израильского протеста по поводу решения Саудовской Аравии, которое опровергло волну слухов, поднявшуюся в последние месяцы по поводу того, что королевство продолжает контактировать с сионистским образованием.

Слухи достигли своего апогея несколько дней назад после того, как Катар заявил, что Эр-Рияд не позволяет его игрокам участвовать в шахматном турнире. В результате, спортивный орган Саудовской Аравии опроверг эту новость и опубликовал имена членов катарской команды, причем все они имеют некатарское происхождение.

Известный саудовский деятель в области СМИ Удван аль-Ахмари подчеркнул важность того, что саудовские власти отказали израильским гражданам в участии в соревнованиях на фоне информационной войны, начавшейся против его страны.

«В Саудовской Аравии вы не встретите какое-либо ликование по поводу того, что власти отказались выдавать визы израильтянам, пожелавшим принять участие в чемпионате по шахматам в Эр-Рияде. Ложь о нормализации отношений с Израилем — лишь малая часть продолжающейся информационной войны » — сказал аль-Ахмари, который близок к кругу лиц, принимающих решения в Саудовской Аравии. Масштаб обсуждений шахматного турнира значительно сократился в катарских СМИ, то же самое касается обсуждения предполагаемых взаимоотношениях между Эр-Риядом и Тель-Авивом в различных СМИ в Катаре, Иране и даже Турции.

Во вторник в рамках одной из передач катарской телекомпании «Аль-Джазира» (Al Jazeera) были поставлены под сомнение все новости о взаимоотношениях между двумя странами после того, как саудовские власти запретили израильским игрокам участвовать в турнире.

Это редкое событие на катарском телеканале, который полностью встал на сторону Катара, когда в июне прошлого года разгорелся кризис в Персидском заливе. Тем самым Саудовская Аравия «сблизилась» с правительственным каналом, на который она нападала в течение нескольких месяцев кризиса.

До эскалации напряженности в отношениях между Саудовской Аравией и Израилем заголовки крупных катарских газет и телевизионных сообщений звучали в таком контексте: «Саудовская Аравия позволяет израильским игрокам участвовать в шахматном турнире и лишает такой возможности игроков из Катара».

Известный политик в Саудовской Аравии Кассаб аль-Утейби подверг критике то, что обвинения против королевства исходят от тех стран, которые давно и публично поддерживают отношения с Израилем, ссылаясь на Турцию и Катар. Он сказал: «Для меня является загадкой то, что некоторые арабские страны выражают свой гнев в адрес Саудовской Аравии, хотя между ней и Израилем нет никаких связей, в то время как они поддерживают дипломатические отношения с Израилем и не произносят ни слова об этом».

inosmi

Дозволены ли шахматы в исламе? Мнение ученых 4-х мазхабов

Шахматы – это игра, способствующая развитию разума и способности мыслить. По мнению некоторых сахабов и алимов Шафиитского мазхаба, игра в шахматы без каких бы то ни было условий является разрешенной. Тогда как, по мнению Ханафитского, Маликитского и Ханбалитского мазхабов, шахматы являются харамом вне зависимости от того, устанавливаются в игре какие-то условия или нет. 

Хукм в отношении шахмат напрямую зависит от того, считать их азартной игрой или нет. Исламские факихи единодушны в запретности любых видов азартных игр. Так как в Коране говорится: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (аль-Бакара 2/219). 

Любая игра, приносящая прибыль одной стороне и убыток другой, является азартной игрой, которая, в свою очередь, является харамом. Разыгрываемые сегодня всевозможные лотереи также входят в эту категорию. Если шахматы становятся причиной запрещенного азарта, то, по единодушному мнению факихов, они запрещены, так как в этом случае они становятся средством совершения харама. А все, что ведет к хараму, также является харамом. 

Однако в том случае, если в шахматах отсутствует элемент азарта, например, не делается ставок, а играется только ради развития мозга, то по этому поводу среди факихов существуют различные мнения.

По мнению большинства ханбалитов, шахматы в любом виде являются харамом. Однако, по мнению некоторых ханбалитских факихов, если при игре в шахматы не делается ставок, и игра не становится причиной азарта, то в этом случае игра в шахматы не является харамом, а является макрухом. Но наряду с этим продажа шахматных досок и фигурок является харамом (Ибн Кудама, аль-Мугни, IX, 171). 

По мнению ханафитов и маликитов, игра в шахматы является тахриман-макрухом, то есть макрухом, близким к хараму (Аль-Баджи, аль-Мунтека, VII, 278; Ибн Абидин, VI, 394).

По мнению имама Абу Юсуфа, шахматы являются мубахом (часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается) (Ибн Абидин, VI, 394). Так как многие сахабы и табиуны, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сиррин, Хишам ибн Урва, Саид ибн аль-Мусаййаб, и Саид ибн Джубайр, считали шахматы мубахом. 

Те, кто считали шахматы мубахом или макрухом, выдвигали некоторые условия. При несоблюдении этих условий игра в шахматы становилась харамом: 

1. Игра в шахматы не должна стать причиной пропуска намаза. Если шахматы становятся причиной пропуска намаза, то играть в них является харамом. 

2. Не играть с непорядочными людьми. 

3. Игра в шахматы не должна становиться причиной вражды, ненависти и лживых клятв.

islam-today

В своей знаменитой книге «Разрешенное и запрещенное в исламе» известный мусульманский ученый, шейх Юсуф Аль-Карадави говорит следующее:

«Шахматы – это очень популярная игра, и мнения ученых по поводу ее (дозволенности) расходятся. Одни ученые считают ее разрешенной (халяль), другие – порицаемой (макрух), а третьи – запрещенной (харам).

Те, кто считает ее харамом, цитируют в поддержку своего мнения некоторые хадисы, но ученые доказали, что шахматы появились после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому все хадисы такого рода являются ложными.

Сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) сами расходились во мнениях по поводу игры в шахматы. Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) говорил, что это хуже игры в нарды, Али (да будет доволен им Аллах) считал (шахматы) азартной игрой (возможно, он имел в виду игру на деньги), а некоторые просто выражали неодобрение по поводу шахмат.

Но среди сподвижников и ученых второго поколения были такие, кто разрешал ее. Это Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам бин Умра, и Саид ибн Аль Мусайиб. Мы согласны с этими великими учеными, поскольку общим правилом является дозволенность, и нет текстов, которые бы это запрещали.

Кроме того, шахматы – это не только игра и развлечение, но и упражнение для ума, которое требует обдумывания и планирования. В этом смысле она противоположна нардам: ведь если нарды – это игра, основанная на азарте и сравнимая с гаданием по стрелам, то шахматы – это игра, основанная на умении и сообразительности, которая сравнима со стрельбой из лука.

Однако игра в шахматы разрешена при определенных условиях:

1. Нельзя увлекаться игрой в ущерб своевременным молитвам. Ведь шахматы известны как похитители времени.

2. Нельзя превращать шахматы в азартную игру.

3. Игроки не должны употреблять непристойные и вульгарные выражения.

Если какое-либо из этих условий не выполняется, игра в шахматы будет считаться харамом».