Почему мольба иногда остаётся без ответа?
Аллах говорит: “И сказал ваш Господь: “Зовите Меня, Я отвечу вам”. (Сура Гафир, 40:60) Почему же ду’а (мольба) человека иногда остается без ответа? "
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Аллах говорит: И сказал ваш Господь: “Зовите Меня, Я отвечу вам; поистине, которые превозносятся над поклонением Мне – войдут они в геенну на вечное пребывание!” Сура Гафир 40:60.
Вопрошающий говорит, что он делал ду’а (мольба, взывание) Аллаху, Всемогущему и Великому, но на нее не ответил Аллах. Поэтому он сомневается в понимании этого благородного аята, в котором Аллах обещает ответить тому, кто взывает к Нему, и, поистине, Аллах Совершенный никогда не нарушает Своего обещания.
Разъяснение этого состоит в том, что существуют определенные условия, которые должны быть выполнены, чтобы на мольбу был получен ответ.
Эти условия:
Во-первых: Искренность пред Аллахом, Всемогущим и Великим. Нужно быть искренним в своем ду’а, чтобы человек обратился к Аллаху, свободному от всякого несовершенства, со внимательным сердцем, будучи правдивым в своем обращении к Нему, зная, что Аллах Совершенный и Всевышний – способен ответить на мольбу, и, надеясь, что на мольбу будет получен ответ.
Во-вторых: Во время мольбы, взывающий должен чувствовать, что он нуждается в Аллахе, Совершенном и Всевышнем, в крайней нужде; и что только один Аллах отвечает на мольбу того, кто в бедствии и Он – единственный, кто удаляет зло.
В-третьих: Тот, кто взывает с мольбой должен воздержаться от харам (запретных) дел, поскольку эти дела подобны преграде между человеком и его мольбой, на которую отвечают. Это устанавливается в достоверном хадисе от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: “Поистине, Аллах Всевышний – благ и принимает только благое”. Аллах повелел верующим делать то, что Он повелевал посланниками. Аллах Всевышний сказал: "O посланники, ешьте приятное и творите благое… " Сура Аль-му’минун, 3:51
И Аллах Всевышний говорит: "O вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили… " Сура Аль-Бакара, 2:172.
Затем он упомянул человека, который находится в дальнем путешествии, растрепанный и пыльный, и воздевает руки к небу: “О Господи! О Господи!”, в то время как его пища – харам, его питье – харам, и его облачение – харам. Как же он получит ответ!”[1] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил, что вряд ли нa мольбy такого человека будет отвеченo , даже при использовании очевидных факторов, которые помогают тому, чтобы на мольбу был получен ответ.
Эти факторы:
Воздевание рук к небу, обращаясь к Аллаху, Всемогущему и Великому, так как Аллах – превыше небес, превыше Своего ‘арша (трон). Воздевание рук к Аллаху, Всемогущему и Великому – среди причин того, что на мольбу будет дан ответ, как это указывается в повествовании от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, ваш Господь – Живой, Великодушный. Он чувствует стеснение, когда Его раб поднимает свои руки к Нему, взывая к Нему, чтобы возвратить их пустыми, без ничего” [2].
Этот человек призывал Аллаха Всевышнего, используя имя Ар-Рабб (Господь). Поиск тавассуль (средство приближения к Аллаху) при помощи этого имени также считается одной из причин того, что на мольбу будет дан ответ. Так как Ар-Рабб – Творец, Владыка, Управитель всех дел и господство над небесами и землей находится в Его Руках. Поэтому вы найдете, что большинство взываний, упомянутых в благородном Коране, обращены посредством этого имени.
Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: “Уверуйте в Господа вашего!” И мы уверовали. Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас c праведниками. Господи наш! И даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников, и не посрами нас в день воскресения. Ведь Ты не нарушаешь обещания”. И ответил им Господь их: “Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других”. Сура Али ‘Имран 3:193-195
Тавассуль посредством этого имени – одна из причин того, что мольбу не останется без ответа.
Этот человек – путешественник, а путешествие – частая причина того, что на мольбу будет дан ответ, потому что человек в походе чувствует более сильную нужду в Аллахе, Всемогущем и Великом, чем когда он находится дома со своим семейством. Он был запылен и растрепан, ощущая себя ничтожным, как если бы самым важным для него была мольба к Аллаху и взывание к нему, в любом состоянии, хоть запыленным и растрепанным, хоть в облегчении и безукоризненной чистоте. Запыленность и растрепанность также могут быть причиной, как упомянуто в хадисе, приписываемом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), в котором он сказал: “Поистине, Аллах гордится перед обитателями небес за людей, стоящих в ‘Арафа, говоря: “Смотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне запыленные и растрепанные”[3]. Однако, эти факторы не привели ни к чему, потому что пища, питье и одеяние этого человека – харам. Потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Как же он получит ответ!”
Поэтому, если эти условия не соблюдены, то вопрос о мольбе, на которую может быть получен ответ, отдаляется. Однако, если условия соблюдены, а молящему все же не отвечают, то это из мудрости Аллаха. Аллах, Всемогущий и Великий, знает, а молящий не знает то, в чем состоит эта мудрость; и возможно, вы любите вещь, а она – зло для вас.
Когда эти условия соблюдены и молящий не получил ответа, тогда либо он был защищен от зла, которое больше того, чем то, о чем он просил, либо Аллах сохранит просимое для него до Дня Воскрешения, и он тогда получит великую награду. Это потому что тот, кто обращается с призывом к одному Аллаху, соблюдая условия и не получает ответа, а скорее бывает сохранен от большего зла, – находится в положении соблюдшего необходимые причины и все же оставшегося без ответа, и потому получает двойную награду. Одна награда за обращение с мольбой, а другая награда за то, что он перенес испытание тем, что не получил ответа. Поэтому то, что больше и более совершенно сохранено для него Аллахом, Всемогущим и Великим.
Также важно, чтобы молящий не выражал неудовлетворенность, если на его мольбу не получено очевидного ответа, потому что это само по себе – причина отвержения его мольбы. Поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “На мольбы раба продолжают отвечать до тех пор, пока он не просит о чем-то греховном или разрывает родственные связи, и пока не становится нетерпеливым”. Было сказано: “Как человек становится нетерпеливым, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Он говорит: “Я молил, я молил, и все-таки не получил ответа”[4]. Следовательно он отчаялся и отказался от мольбы. Поэтому не приличествует, чтобы молящий стал нетерпеливым, ожидая ответа, затем разочаровался и отчаялся, и таким образом отказался от мольбы. Напротив, нужно взывать к Аллаху, так как всякая мольба, с которой вы обращаетесь к Аллаху – акт поклонения, который приближает вас к Нему и увеличивает вашу награду.
Поэтому, мой брат, ты должен обращаться с мольбой (ду’а) во всех делах, будь это общие или частные, в тяготе или в легкости. И если это была та мольба, которая является только средством поклонения Аллаху, свободному от всякого несовершенства, Всевышнему, тогда ее будет достаточно. Наилучшее, чтобы человек усердствовал в мольбе, и Аллах дарует успех и способность”.
Шейх Мухаммад ибн Салих Аль-’Усеймин (Рахимаху-Ллах)
Аль-Истикама - Маджму’у-ль-фатава уа-р-раса’иль, № 155
[1] Передано Муслимом, № 1015, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)
[2] Сахих: передано Ахмадом, 5/438, и Абу Даудом, № 1488. Заверено Аль-хафизом Ибн Хаджар в Фатху-ль-Бари, 11/143
[3] Сахих: передано Ибн Хиббаном, № 1006, от Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Сахиху-ль-Джами’, № 1868
[4] Передано Аль-Бухари, 11/140, и Муслимом, № 2735, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).