Побуждение к расходованию и положение расходующих

Побуждение к расходованию и положение расходующих

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Всевышний Аллах сказал: "Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах - Объемлющий, Знающий". Сура "аль-Бакара" 2:268.

Имам Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, сказал: "В аяте содержится побуждение к расходованию с использованием наилучших фраз, в которые вложен прекрасный смысл. Так, в аяте разъясняется, кто именно побуждает человека к скупости, а кто побуждает его к расходованию. Разъясняется и то, к чему зовёт призывающий скупиться, и к чему зовёт призывающий расходовать, и к чему зовёт призывающий к тому и другому.

Всевышний Аллах сообщил, что к скупости людей призывает шайтан. И Он сообщил, что его призыв состоит в том, что он обещает им, пугая их бедностью в случае, если они будут расходовать свои средства. Этому призывающему внимает множество творений.

Человек собирается подать милостыню и расходовать на благое, а потом обнаруживает в сердце своём призывающего, который говорит: "Если ты отдашь это сейчас, то потом оно тебе понадобится и ты будешь испытывать нужду, и тебе лучше удержать это у себя, дабы не уподобиться бедняку; а быть состоятельным самому лучше для тебя, чем делать состоятельным этого человека". Нарисовав перед ним эту картину, он призывает его к мерзости, то есть к скупости, которая относится к числу величайших мерзостей. Толкователи К'урана единодушно считают, что под мерзостью в аяте подразумевается скупость. Таково обещание шайтана и положение его, и он лжив в том, что обещает, и он - нечестивый обольститель.

И тот, кто внемлет его призыву - обольщён, обманут, и обделён. Ведь он обольщает, а потом ведёт наихудшим путём.

То, что он сулит человеку бедность, вовсе не проявление им сострадания к нему и не благой совет, подобный тому, какой даёт человек брату своему. И он делает это не потому, что желает, чтобы человек сберёг своё богатство. Напротив, нет для него ничего желаннее, чем видеть человека бедным и нуждающимся. Он сулит ему бедность и велит ему проявлять скупость, дабы он скверно думал о Господе своём и отказался от угодного Ему расходования, дабы сам он остался без награды.

А Всевышний Аллах обещает рабу Своему прощение от Него для грехов его и милость, так что Он дарует ему больше того, что он расходует, - либо в этом мире, либо в этом мире и в мире вечном. Это - обещание Аллаха, а то - обещание шайтана, и скупой и расходующий должны посмотреть, к какому обещанию у них больше доверия, и в отношении какого из них спокойнее их сердце и душа. Аллах дарует успех, кому пожелает, и оставляет без помощи, кого пожелает, и Он - Объемлющий, Знающий.

Обратите внимание на то, что аят завершается упоминанием именно этих двух имён Аллаха. Он объемлет Своим даянием и Он знает, кто достоин Его милости и кто достоин Его справедливости, и Он дарует этому по милости Своей и лишает того по справедливости Своей, и Он знает всё.

Всевышний Аллах сообщил о богобоязненных, подающих милостыню ради Него, что Он воздаст им за их милостыню, вне зависимости от того, явно они подадут её или тайно, - главное, чтобы подана она была с искренним намерением, ради Него. Всевышний сказал: "Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно". Сура "аль-Бакара" 2:271.

Это похвала в адрес подающего открыто, дабы он не думал, что милостыня, подаваемая открыто, недействительна и за неё не будет награды, и это не должно удерживать его от подаяния, и он не должен ждать, когда ему представится возможность подать её тайно. А иначе он может вообще упустить возможность подать эту милостыню. Могут возникнуть какие-то препятствия, и у него пропадёт желание подавать эту милостыню, или же он по каким-то причинам не сможет подать её. Поэтому он не должен откладывать милостыню, когда придёт время подавать её, ради того, чтобы дождаться удобного момента и подать её тайно. Именно так поступали сподвижники.

"Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас". Сура "аль-Бакара" 2:271.

Всевышний сообщил, что подавать милостыню бедняку тайно лучше для подающего, чем делать это открыто. Важно отметить, что сокрытие милостыни Всевышний Аллах упомянул именно в связи с бедняками, и Он не сказал просто: "Но если вы скрываете её, то это будет лучше для вас". Потому что бывает милостыня, которую не скроешь. Например, снаряжение войска, строительство моста, проведение канала, и так далее.

Что же касается тайного подаяния беднякам, то оно заключает в себе много пользы. Подающий тайно помогает бедняку не выставлять напоказ своё положение, не испытывать стыда и не навлекать на себя позор. Ведь люди, увидев, что рука этого бедняка - нижняя, принимающая, могут отказаться от взаимодействия с ним и обмена чем-либо. Это сокрытие - дополнительное благодеяние, которое подающий добавляет к своей милостыне. К тому же тайно подаваемая милостыня предполагает искренность и отказ от совершения дел напоказ и стремления снискать людскую похвалу.

Таким образом, в случае с бедняком сокрыть милостыню лучше, чем подавать её открыто. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отозвался о милостыне, поданной тайно, и похвалил того, кто поступает так, и сообщил, что подающий милостыню тайно окажется одним из семи, которые пребудут в тени Трона Милостивого в Судный день. Поэтому Всевышний сделал это благом для расходующего и сообщил, что за это расходование Он простит ему часть его скверных деяний.

От Всевышнего Аллаха не укрываются ни ваши деяния, ни ваши намерения, ибо, поистине, Он ведает о том, что вы совершаете.

Затем Он сообщил о том, что расходование это принесёт расходующим пользу как раз тогда, когда они будут больше всего нуждаться в ней. Так как же может любой из вас скупиться на то, что непременно принесёт пользу ему же? Поистине, верующие расходуют с искренним намерением, ради Аллаха, потому что за этим расходованием стоит вера, и расходуемое возвращается к ним полностью, и их не обделят и на вес пылинки. Перед этими словами идёт указание на то, что Аллах - Тот, Кто наставляет на прямой путь, помогает человеку вести себя правильно по отношению к Нему и предпочитать Его довольство всему остальному, и что Его посланнику не было вменено в обязанность вести их прямым путём. Его обязанность состояла лишь в том, чтобы донести до них Божественное послание.

И Всевышний Аллах - Тот, Кто помогает, кому пожелает, в угодном Ему". 

"Тарик аль-хиджратейн" 3/95-100.