По поводу ареста главы издательского дома «Умма» Асламбека Эжаева. Открытое письмо членов Общественного комитета "Свобода совести"

По поводу ареста главы издательского дома «Умма» Асламбека Эжаева. Открытое письмо членов Общественного комитета

Издание исламской литературы в стране, где христианство является доминирующей религией, — особый труд, который требует вдохновения, терпения и воли. Издание такой литературы в современной России с её ограничениями в свободе совести и религии, с сотнями политически мотивированных дел по религиозному признаку — это осознанный риск и подвижническая деятельность.

Арест главы первого и самого крупного мусульманского издательского дома «Умма» ("Ummah") 58-летнего Асламбека Эжаева во время Рамадана сложно не называть провокацией силовых структур в адрес всего мусульманского общества России. 28 апреля кадры задержания книгоиздателя, как «особо опасного преступника», распространяли все федеральные средства массовой информации. В следственных мероприятиях по данному уголовному делу участвовали сразу несколько ведомств: ФСБ, МВД, ФСИН и Росфинмониторинг.

В то же время именно благодаря его работе тысячи мусульман в России и не только ознакомились с классическими исламскими текстами: переводами Корана и сборников хадисов, толкованием Корана на русском языке, детской исламской литературой. В 2019 году издание «Бизнес-онлайн» (Татарстан) включило Асламбека Эжаева в число ста влиятельных мусульман России.

В книгоиздательском бизнесе он начал работать еще в 1989 году, а собственный издательский дом открыл в 2002 году. С тех пор он выпускал только исламскую литературу. В 2005 году Эжаев при содействии Совета муфтиев России и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям учредил литературную премию «Исламский прорыв» и презентовал ее на 18-й Московской международной книжной выставке-ярмарке.

«Цель работы — помочь верующим сформировать правильные, в духе таухида (единобожия - прим. Комитета), критерии оценок самих себя и окружающих, выпуская серьезную, богословскую литературу. А также удовлетворить спрос на книги, которые способны помочь в решении каждодневных практических задач, связанных с проблемами внутреннего мира отдельного мусульманина и с проблемами общества», — говорится на сайте издательства, где в открытом доступе находятся его контактные данные и реквизиты.

В пресс-релизе ФСБ сообщается, что в ходе обыска в доме Эжаева была изъята «бухгалтерская документация издательства «Умма», свидетельствующая о выпуске в период с 2010 года по настоящее время более 900 тысяч книг на общую сумму 95 млн рублей. Кроме того, нашли и изъяли печати издания, мобильные телефоны, значительное количество банковских карт, отчетные документы по перечислениям денежных средств, а также почтовые отправления из пенитенциарных учреждений ФСИН России от осужденных мусульман с заказами на отправку им исламской литературы.

Абсолютно стандартный набор предметов для книгоиздателя, тем не менее, станет вещественными доказательствами по возбужденному против Эжаева уголовному делу. 29 апреля Пресненский суд Москвы арестовал его по статье о финансировании терроризма до 27 июня 2021 года.

По версии следствия, которую мы подвергаем критике в силу действия презумпции невиновности, Асламбек Эжаев занимался сбором средств для их перечисления запрещенной в РФ террористической организации. Деньги переводились на карту через приложение Сбербанк-онлайн, а затем Асламбек Эжаев, по версии следователей ФСБ, передавал их неким лицам и «перевел через онлайн-приложение российского банка в общей сложности свыше 34 млн руб на счета лиц, предполагаемых террористов, объявленных в РФ в федеральный розыск». По словам адвоката Эжаева, которые приводит издание «Медиазона», эти средства были платой за оптовые поставки литературы. После заседания по избранию меры пресечения адвокат Мурад Мусаев заявил, что его отправят в СИЗО № 7 Москвы.

До ареста Асламбек Эжаев неоднократно утверждал, что приоритетом его издательства является «классическая богословская литература». С этой целью он сотрудничал с редакторами, авторами, переводчиками, среди которых были авторы с известными в России именами - Эльмир Кулиев, Дамир Хайретдинов, Владимир Нирша.

Об основной концепции своего издания Эжаев рассказал еще в 2017 году в интервью изданию «Кавказ.Реалии». «Мы не издавали и не издаем книг, которые могли бы быть использованы для разъединения мусульманской уммы, нанесения вреда кому бы то ни было. Вся наша деятельность — стремление показать мудрость и все достоинства ислама через сочинения видных мусульманских теологов всех времен», — рассказывал Эжаев.

Сам Асламбек назвал издательство независимой коммерческой организацией, которая «не входит в состав ни духовных управлений, ни благотворительных фондов, но готово сотрудничать со всеми, кто хочет помочь нести слово Аллаха на земле».

Ранее несколько книг издательства подверглись запрету в России. В прошлом году суд в Самаре признал экстремистским толкование Корана, опубликованное издательством «Умма» ("Ummah"). Он связывал это «с несправедливостью российской судебной системы» и изменениями в тексте федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (принят 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ), которые позволили российским судам активно рассматривать дела по запрещению литературы.

«Если лет десять назад этот список состоял из десяти названий, то сегодня в нем десятки страниц. Закон стал оружием давления на местах. Если раньше классическим способом задержания считалось подкинуть наркотики, оружие или патроны, то сегодня могут обвинить в том, что имели в ноутбуке статью из списка запрещенных в России или ту же самую книгу в библиотеке, которую запретил какой-нибудь местный суд где-то в районе Магадана или Норильска», — рассказывал Эжаев изданию Кавказ.Реалии.

В связи с вышесказанным, мы выражаем свое несогласие содержанием в СИЗО мусульманского издательского дома «Умма» (Ummah) Асламбека Эжаева.

Мы считаем, что силовики применили непропорциональную силу при проведении следственных мероприятий в его квартире и требуем справедливого судебного разбирательства.

Мы категорически против применения насилия и дискриминации в вопросах, касающихся свободы совести и убеждений. Члены комитета намерены вести мониторинг и обеспечить международный резонанс, а также, в случае необходимости, предоставить соответствующую юридическую поддержку и защиту.

Елена Волкова, культуролог

Миляуша Гарифьянова, общественный деятель

Дмитрий Дубровский, историк

Сергей Иваненко, религиовед

Лутфие Зудиева, общественный деятель

Родион Князев, общественный деятель

Лев Левинсон, правозащитник

Григорий Михнов-Вайтенко, священнослужитель

Каринна Москаленко, адвокат

Лев Пономарев, правозащитник

Елена Санникова, правозащитник

Александр Солдатов, журналист, религиовед

Хава Хазбиева, журналист, режиссёр-документалист

Шестакова Александра, аспирантка Ruhr University Bochum

Сервер Чолакчик, общественный деятель

Марина Кен, переводчик, правозащитный активист

Елена Виленская, гражданка России

Валентин Выдрин, университетский преподаватель

Наталия Дзядко, Центр содействия реформе уголовного правосудия

Ольга Мазурова, врач

Елена Юрченко, учитель

Анна Энгельхардт, политолог

Игорь Мананников, философ

Марина Уринова , пенсионерка

Алексей Фомкин, психолог

Оксана Геннадьевна Маркеева, адвокат

Александр Мурин, контент-менеджер, копирайтер, журналист

Александр Акулинин, предприниматель

Виолетта Пранайтите, гражданка РФ

Юрий Самодуров, гражданский активист

Магомед Туаев, журналист

7 мая 2021 г.

Издание "Кавказ.Реалии" внесено властями РФ в список СМИ, "исполняющих функции иностранного агента".

credo.press

Почему арестовали основателя исламского издательства «Умма»

Основателя крупнейшего в России мусульманского издательства «Умма» Асламбека Эжаева обвинили в финансировании терроризма. 

29 апреля его задержали, а его квартиру обыскали. В пресс-службе ФСБ сообщили, что дело Эжаева расследовали в ФСБ, ФСИН, СК и Федеральная служба по финансовому мониторингу. В спецслужбе назвали издателя «участником глубоко законспирированной ячейки ИГ (организация запрещена на территории России)». Эжаев в издательском деле больше 30 лет. 

В 2020 году Красноглинский районный суд Самары признал экстремистским толкование Корана, которое выпустил Эжаев. Во время обыска у него ничего не нашли. Единственное, что показывают оперативники на камеру — это временное разрешение на проживание в Турции, личную переписку из телефона, книги и печать организации «Умма».

Мы поговорили со знакомыми Эжаева и теми, кто сотрудничал с ним, и спросили их, почему издателя задержали и мог ли он быть связан с террористами.

Одна из причин ареста, Коран который просил Навальный...