Первый день Рамадана 1442 хиджры, иншаАллах может наступить 13 апреля 2021 года

Первый день Рамадана 1442 хиджры, иншаАллах может наступить 13 апреля 2021 года

С 11 на 12 апреля (29-30 Шаабана) видение Луны: красным цветом (невозможно увидеть), без цвета (нет возможности увидеть), голубой цвет (нужна оптическая помощь), пурпурный цвет (присмотревшись можно заметить), зелёный цвет (можно заметить)

Директор астрономической обсерватории в Саудовской Аравии Абдалла аль-Хадыри заявил, что месяц шаабан, согласно астрономическим расчетам, продлится 30 дней и, соответственно, первым днем священного месяца Рамадана должен стать вторник, 13 апреля 2021 г. Аллах Алим!

При этом аль-Хадыри отметил, что предписано начинать месяц Рамадан при виде новой луны, а не основываясь на астрономических расчетах. 

«Начало Рамадана определяет Верховный суд королевства, о котором объявляет монарх», - заявил информагентству «Аль-Арабия» директор обсерватории. 

Разногласия в определении начала и конца Рамадана в контексте единства мусульман

Современные мусульмане, и без того достаточно разделенные и разобщенные, продолжают спорить и настаивать на разных подходах определения дат начала Рамадана и завершающего его Праздника разговения (как, впрочем, и других дат лунного календаря). Так, несколько лет назад исламский мир вынужден был ориентироваться на 4 разных мнения относительно первого дня благословенного месяца.

Однако подобный подход, когда верующие столь существенно разделяются в своем поклонении, датах исламских событий и праздников, в корне противоречит духу Ислама. Это аналогично тому, когда в одной мечети одновременно совершаются две коллективные молитвы за разными имамами.

Издержки разделения

На самом деле мусульмане должны стремиться и делать все от них зависящее, чтобы достигнуть единства во всех аспектах, а не только в вопросах начала и завершения месяца Рамадан, а также даты Ид аль-фитр – Праздника разговения.

В вопросе определения начала месяца поста многие российские мусульмане, как и их единоверцы в других странах, разделены между регионами своего происхождения (например, кавказскими и поволжскими республиками) и городами центральной части страны, в которых они проживают. Некоторые из них предпочитают следовать мнениям, принятым в их родной республике. Бывает также, что берут за основу позицию таких мусульманских центров, как Саудовская Аравия и какого-то другого.

Такое положение, действительно, разделяет мусульман России. Мы никак не можем достичь полного единства относительно определения дат начала месяца Рамадан и праздника по поводу его завершения. В других странах ситуация бывает еще сложнее.

Ко всему прочему это порождает проблемы во взаимодействии российских мусульман с властями и не дает нам в полной мере воспользоваться некоторыми своими правами. К примеру, мы не можем поставить перед государством вопрос об объявлении дня Ид аль-фитр выходным днем, поскольку элементарно не в состоянии договориться о единой дате его наступления.

Два подхода

При этом многие богословы-правоведы продолжают расходиться во мнениях относительно того, если новый народившийся месяц видели мусульмане в одном регионе или стране, должны ли их единоверцы в других местах считать, что Рамадан уже начался, или же им следует ждать, пока они сами не смогут увидеть месяц?

По мнению многих ученых более предпочтительным является мнение, согласно которому мусульмане других регионов и стран должны следовать за тем регионом одного с ними часового пояса, где верующие первыми увидели новый месяц.

Шейх Ахмад Кутти, исламский ученый, старший лектор канадского Исламского института в Торонто, утверждает: «Не является абсолютной необходимостью для мусульман каждого региона обязательно самим увидеть молодой месяц. Наоборот, если месяц был увиден в одной из соседних местностей, а мусульмане в других районах получили об этом своевременное извещение, то они должны начинать свой пост в соответствии с этим извещением».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Начинайте поститься, когда увидите месяц, и завершайте свой пост, кода увидите месяц. Но если небе затянуто тучами, и вы не можете видеть луну, то отсчитайте тридцать дней месяца Ша’бан и начинайте пост на следующий день».

Данный хадис комментируется богословами двумя способами. Первый взгляд разделяет большинство ученых. В соответствии с ним, если новый месяц увидели в одном месте, то на мусульман из соседних регионов ложится обязанность начать свой пост на основании полученной информации.

Второй взгляд на эту проблему гласит, что луна должна быть увидена мусульманами в каждом отдельном регионе. Доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор фикха Международного исламского университета в Малайзии, считает, что нет обязанности и необходимости последователям Ислама всего мира начинать свой пост в один и тот же день. Если мусульмане разных стран начинают поститься на основе собственных наблюдений за нарождением нового месяца, то Кутуб Мустафа не видит в этом опасности разъединения уммы.

В поддержку своего мнения он приводит хорошо известный хадис от Курайба, в котором тот рассказывает, что Умм Фадль, дочь Хариса, однажды послала своего сына Фадля к Муавийи в Сирию. «Я – рассказывает Фадль, - прибыл в Сирию и сделал то, что было поручено. В то время в Сирии начался месяц Рамадан. Я увидел новый месяц в пятницу. Затем я вернулся в Медину в конце месяца. Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил меня (по поводу нарождения нового месяца в начале Рамадана): «Когда вы видели его?» Я сказал: «Мы видели его в ночь пятницы». Он спросил: «Ты его видел сам?» Я ответил: «Да, и его видели остальные люди и начали поститься. Муавийя также начал поститься». На что тот сказал: «А мы увидели месяц в субботнюю ночь. Так что нам следует продолжить поститься до истечения 30 дней поста или, пока мы не увидим новый месяц, открывающий Шавваль». Я спросил: «А разве видение месяца Муавийей для вас не является достоверным?» Он ответил: «Нет, и так предписывал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

Однако данный подход к вопросу, пишет Ахмад Кутти, актуален для прошлого, когда из-за недостаточного развития средств связи мусульмане не были в состоянии передавать своим собратьям из соседних регионов информацию о нарождении молодого месяца. Доставка подобной информации занимала в то время недели, а иногда и месяцы. Тем более, не было тогда обсерваторий и современных технологий, позволяющих с максимальной точностью определить любые даты лунного календаря на много лет вперед.

Сегодня же, благодаря тому факту, что появились современные средства определения начала и конца месяца и весь мир превратился в одну глобальную деревню, опутанную современными средствами коммуникации, т.е. информацию о наступлении Рамадана можно без труда за несколько месяцев до этого распространить по всей планете, нет необходимости продолжать настаивать на подобном взгляде. Поэтому шейх Ахмад Кутти полагает, что подход, обозначенный малазийским коллегой, должен быть оставлен во имя достижения целей Шариата более высокого порядка, одной из которых является обязанность мусульман стремиться единству между собой.

Необходимость единства

По поводу необходимости преодоления ежегодных разногласий в отношении начала месяца Рамадан многократно высказывался также шейх Юсуф аль-Карадави. В одной из фетв он пишет: «Мы должны стремиться к единству мусульман в определении начала и конца месяца поста, а также в отношении других ритуалов. Не следует терять надежду в достижении этой цели или хотя бы, на первых порах, к устранению препятствий на пути ее достижения.

Даже, если пока единство в этом вопросе всей уммы недостижимо, мы должны, по крайней мере, стремиться к единству мусульман в каждой отдельной стране. Совершенно недопустимо, чтобы приверженцы Ислама в каком-то государстве, или даже городе, разделялись в отношении начала поста».

По мнению Карадави, мусульмане в каждой стране должны полагаться в вопросе определения начала месяца Рамадан и в иных спорных моментах на официальные органы или на ответственных за исламские дела, где нет специальной государственной службы, уполномоченной выявлять даты начала и конца поста и т. д. «Таким образом, - пишет Карадави, - если ответственные за дела мусульман лица или органы, как, например, Дар уль-ифта (Комитет по фатвам, муфтият), Совет по религиозным делам и т. д., устанавливают начало месяца в определенной стране, данное решение становится обязательным для мусульман, проживающих в ней, даже если это решение отличается от соседей».

В этой связи надо еще добавить, что тот же доктор Сано Кутуб Мустафа, который допускает возможность начала поста в разные дни в разных странах, подчеркивает: «Однако запрещено для мусульман, живущих в одной стране начинать и завершать свой пост в разные дни. К примеру, мусульмане Великобритании должны начинать свой пост в один и тот же день.

Они должны обращаться к исламским лидерам в стране проживания, а не к руководителям мусульман в иных странах. Им не стоит идти с этим вопросом к единоверцам Нигерии, Саудовской Аравии, Пакистана или Индии. Им также запрещено пренебрегать указания лидеров мусульман в своей стране или своей общины. Единство в следовании за лидерами мусульман – это обязанность верующих, даже несмотря на то, что они могут иногда в чем-то ошибаться».

Таким образом, из приведенных выше мнений становится ясным, что мусульмане должны стремиться к единству в вопросе начала и завершения поста. Для того, чтобы достичь этой цели, надо следовать за признанными религиозными авторитетами или организациями.

Долгом же исламских учреждений и стран является достижение единого мнения по этому вопросу для того, чтобы не быть причиной разделения среди мусульман. Тем более, сегодня, когда доступны современные средства определения дат лунных месяцев, прийти к согласию достаточно просто.

Шейх Кутти в этом отношении затрагивает еще один важный аспект: «Решение по поводу того, как определять начало месяца Рамадан, должно приниматься коллегиально, собранием мусульман или представителей уммы в каждом регионе, но ни в коем случае не отдельными личностями на основе собственных суждений. Любая попытка решить данный вопрос в одностороннем порядке отдельными личностями приведет к хаосу и неразберихе».

Салих Ибрахим