Перезахоронение человека

Перезахоронение человека

О дозволенности в случае необходимости выкопать тело после погребения

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что его отца похоронили в одной могиле с другим человеком, но потом через пол года он перезахоронил его. Абу Дауд, 3232. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. 

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если Всевышний Аллах решает умертвить (Своего) раба на какой-то земле, то Аллах делает так, что у него появляется там какое-то дело". Этот хадис передали ат-Тирмизи, 2146 и аль-Хаким, 1/102 со слов Матара ибн ‘Укамиса; ат-Тирмизи, 2147 со слов Абу ‘Азза. Аз-Захаби назвал хадис достоверным в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. "Сахих аль-джами’ ас-сагъир", 735.

Умерших желательно хоронить в тех местах, где они умерли

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "когда убитых при Ухуде привезли в Медину, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вернуть их в те места, где они были убиты". ан-Насаи, 2004. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Хороните убитых там, где они были убиты". ан-Насаи, 2005. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Однако, среди ученых было разногласие, относится ли это веление именно к шахидам или же к любым умершим, о чем передал имам Ибн аль-Мунзир. Например, ‘Аиша вообще порицала переносить тело умершего в любое место без конкретизации шахид это или нет.

Однако, другие ученые считали это дозволенным, как, например, аз-Зухри на такой вопрос отвечал, что тела Са’д ибн Аби Уаккъаса и Са’ид ибн аль-Мусайиба перевезли после их смерти в Медину. Также и Ибн ‘Уяйна рассказывал, что когда Ибн 'Умар умирал в Мекке, он завещал не хоронить его там.

И приведя разные мнения по этому вопросу имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Желательно хоронить умершего в том городе, в котором он скончался, и таким было постановление во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и на этом были многие ученные. И порицаемо переносить тело умершего в другой город из-за опасения изменения его тела". См. "аль-Аусат", 5/464.

А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: "Нет в этом вопросе категоричности, что перенос тела умершего – это нововведение, или же что это – Сунна. Пусть верующие поступают, как пожелают". См. "аль-Истизкар", 8/295.

Приведя все эти мнения, шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби сказал: "Для меня правильным мнением является то, что именно шахидов тела переносить запрещено, поскольку на это указывают достоверные хадисы этой главы. А что касается не шахидов, то и их лучше хоронить там, где они скончались. Однако, если перенести их тела по какой-то причине, если нет опасения изменения их тела, то нет в этом запрета. И упоминалось, что тела Са’д ибн Аби Уаккъаса и Са’ид ибн Зайда перенесли в Медину в сопровождении сподвижников и никто из них этого не порицал, поскольку нет на запрет этого ничего от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме как в отношении шахидов". См. "Шарх Сунан ан-Насаи".

Основа в этом хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Сломать кость мертвому, тоже самое, что сломать его живому".

Этот хадис указывает на то, что неприкосновенность (хурма) умершего мусульманина сохраняется. Но если есть нужда в перезахоронении, как например, был захоронен вместе с неверующими, или по другим причинам, по которым есть основания, то можно перезахоронить.

Сказал шейх `Абдуль-Мухсин аль-`Аббад (да хранит его Аллах): «Нежелательно переносить умершего с места, в котором он умер на другое.

Основа состоит в том, что каждого следует хоронить там, где он умер. А если есть польза в перевозке тела, как например, нахождение в месте, где есть опасность за тело покойного, или в стране неверующих, то следует перенести его тело и перезахоронить с мусульманами. И нет в этом проблем. А основа в том, как мы сказали, что каждого следует хоронить там, где он умер.

Автор привел хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): «Они хотели перенести тела убитых при битве «Ухуд» и тогда сообщил им гонец посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел захоронить тела в тех местах, где они полегли», т.е. там, где они были убиты. Сказали некоторые учёные: «Это касается только мучеников битвы «ухуда». А что касается остальных, то можно переносить их тела». Однако основа в захоронении человека в том месте, где он был убит. И неправильным является перенос тела при наличии чего-либо, что требовало бы этого. Те, кто допускает это, аргументируют тем, что Сад ибн Уакъас был перенесён со своего места в другое под названием «аль-Акъикъ» в Медине. Однако истина состоит в том, что это неправильное аргументирование. Так как в этой ситуации нельзя сказать, что его перенесли с одной страны или города в другую. Потому как оба места находятся в Медине. аль-Акъикъ находится на краю Медины и перенос тела из одного места в Медины другое место в Медины, не является «переносом тела из одной страны или города в другую страну..». И подобное не может служить в качестве доказательства». Сл. «шарх сунан Аби Дауд» (367).

Вопрос шейху ибн Базу (да помилует его Аллах): «Разрешено ли давать завещание при жизни, чтобы похоронили в определённом месте или рядом с определённым человеком? И после смерти, должны ли его родные выполнить его завещание?»

Ответ: «Нет проблем в том, чтобы человек завещал похоронить его на определённом кладбище или рядом с определённым человеком. Нет проблем если он рядом с праведными и благочестивыми, если он оставил завещание. И тот, кому было завещано, должен выполнить просьбу, если сможет. А если он не может выполнить, из-за несостоятельности или далекого расстояния и т.п., то нет нужды в исполнении. Пусть похоронят на любом из кладбищ мусульман, и хвала Аллаху.

Если кладбище, на котором он хочет быть захоронен находится далеко от его местности, то у этого завещания нет основания и нет нужды в его выполнении. Пусть захоронят в своем городе, где кладбища мусульман или на любом другом мусульманском кладбище. Этого достаточно. И нет нужды обременять себя выделением денег из наследства для перевозки на самолёте или другом транспорте в какие-либо другие места.

Если имеется кладбище мусульман, то пусть хоронят там. И хвала Аллаху. И нет нужды в выполнении завещания, у которого нет шариатского основания. Но если кладбище, согласно завещанию, находится в легко доступном месте, недалеко от города, и там есть разные кладбища, и было завещание похоронить на каком-то определённом, то в этом нет проблем, наоборот, следует выполнить это завещание». Сл. «Нура ля Дарб» (687).

Был спрошен шейх Салих аль-Фаузан: «Можно ли вскрывать могилу умершего спустя несколько дней после его погребения в случае какой-либо острой необходимости?»

Ответ: «Да, можно в случае какой-либо острой необходимости, например, в случае наличия сомнений относительно его смерти, мол, была ли она следствием преступления. С точки зрения гарантии, - да. Раскапывают могилу и убеждаются; или же какая-то вещь, в которой ты нуждаешься, упала в могилу. В таком случае нет проблем (в раскапывании)».

alfawzan