Переселение мусульман в XVIII веке на Кузнецкую землю

Переселение мусульман в XVIII веке на Кузнецкую землю

Указом от 12 ноября 1689 года было учреждено сообщение между Москвой и Сибирью. До этого всего лишь 3 раза в год ходила почта из Москвы в Тобольск, Нерчинск, Якутск. В 1724-25 годах уже два раза в месяц и до Камчатки. Сибирский тракт начал строиться в 30-е годы XVIII века. И шел тракт с Москвы на Китай. Проходил через следующие города: Нижний Новгород, Казань, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тару, Каинск (современный Куйбышев Новосибирской области), Чаус (Колывань), Томск, Мариинск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Кяхту, и далее в Китай. Во II половине XVIII века, а точнее в 1763 году, вдоль тракта были открыты почтовые станции, которые обслуживали ямщики. Это была трудная и ответственная работа. В XVII веке на Сибирском тракте насчитывалось более 7000 ямщиков, позднее еще больше. Вдоль Московского тракта стояли десятки кузниц и не случайно, т.к. в далеком пути лошади теряли подковы, ранили ноги, ломались сани телеги, и, чтобы привести все это в порядок, работа кузнецов была незаменима. С началом строительства Московского тракта в XVIII веке вдоль него стали появляться деревни, в том числе и поселения мусульман. Мусульманские деревни образовались и на территории современной Кемеровской области (земли Кузнецкой) вдоль Московского тракта, который проходил по северной её части. Заселение Сибири происходил в основном за счет ссылки на каторгу (кстати, это слово с тюркского переводится как «замерзать» — катырга). В 1760-1780 годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. Территория Сибири огромна, а населения для освоения этих территорий очень мало. И государство принимало различные меры для заселения этих территорий. В 1734-45 гг. Сенат принимает указы о вольном переселении людей из Московской, Казанской, Архангельской областей.

В далеком 1736 году село Теплая Речка, что находится в Ижморском районе, Кемеровской области, начали обживать татары – переселенцы, так называемые «государственные крестьяне». Стоит это село на открытом месте, окруженном берёзовыми лесами и незамерзающими даже в трескучие морозы родниками. В этом селе полуразрушенная мечеть находится возле сельского кладбища. Коммунисты в свое время не решились свалить ее минарет, помешало соседство с кладбищем, единственным местом, где они допускали проведение религиозных обрядов. Старый минарет, переживший годы атеизма, рухнул от старости. В XIX веке была построена ещё и соборная мечеть, взамен сгоревшей старой мечети. У первой мечети было 255 прихожан, а у второй 650 мужчин. В 1930 году мечеть закрыли и использовали некоторое время для хранения зерна. В настоящее время мечеть пустует. В указе от 31 мая 1829 года «О постройке мечетей в татарских деревнях, по приложенному образцовому плану и фасаду» были указаны основные требования, которые должны были выполняться при строительстве мусульманских храмов. Конечно, селяне построили эту мечеть, а копия этого интересного архивного документа хранит сейчас Алтынбаева Рамиля Хуззятовна. При изучении этого документа раскрылся ещё интересный факт, а именно при восстановлении это мечети, в оформлении этого прошения участвовал их предок Алтынбаев Минсафар, который в те давние времена был старостой этой деревни. Порой история повторяется. В бытность главой Ижморского района Алтынбаев Зинатулла Хуззятович, старший брат Рамили, в начале 90 годов прошлого столетия попытался восстановить старую мечеть, но этой идее не пришлось осуществиться в жизнь. Позже уже в 2011 году в селе Теплая речка создается Местная мусульманская религиозная организация. Председателем правления этой организации избирается Алтынбаев Наиль Хуззятович. Так же в ней начато строительство новой мечети.

В шести километрах к северу от Тёплой Речки расположено село Нижегородка, основанное так же в XVIII веке татарами из Нижегородской губернии. Это были люди, добровольно переселявшиеся по царской земельной реформе в Сибирь из густонаселенных регионов империи. Конечно, была построена деревенская мечеть. А в 1894 году был утверждён проект на постройку соборной мечети в Нижегородке. По некоторым сведениям открыта она была в 1899 году, числилось прихожан мужского пола 319 человек. Имамом числился с 1894 г. Хабибулла Ямаранов, умер в 1901 году. Муллой был назначен с 1882 года Сингатулла Курмашев, который скончался в 1914 году. Мечеть действовала до 1930 года, затем её закрыли и использовали под сельскохозяйственное хранилище. В 1970-е мечеть была полностью разрушена и на её месте построен сельский Дом культуры. Мусульманский полумесяц минарета от этой мечети селяне установили на местном кладбище. Села Теплая Речка и Нижегородка находились на Сибирском тракте и зимой снаряжали обозы в Иркутск и Красноярск. Туда везли мясо, мёд, воск, муку, пшеницу. А обратно — спички, керосин, ситец, конфеты, сахар, чай, обувь.

Другое поселение мусульман Серебряково, Тисульского района, Кемеровской области возникло, предположительно, лет 250 назад, в 18 веке. По легенде, название она получила от первого жителя, татарина по фамилии Серебряков. По некоторой версии он был ссыльным или беглым. Потом в это место потянулись татары из европейской части России. Откуда точно – на этот счет бытуют разные версии. Но, когда местные жители слышат речь пензенских татар, понимают, что и они разговаривают именно так. Новая соборная мечеть в селе была открыта в 1894 году. Имамом в селе с 1860 года был Мухаметфаткул Курмашев, который умер в 1914 году. Прихожан было на то время 379 человек. Видно, что село было не большое. Но в 50-е годы прошлого века мечеть разрушили. Осталась лишь фотография в школьном музее. Сейчас мусульманские обряды совершает мулла Гариф Абузяров.

islamnews