Печаль Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха)...

Печаль Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха)...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Пророк ﷺ иногда печалился, порой его посещали горе, испытания; он расстался со многими любимыми. Как же он печалился? Какое у него было взаимоотношение с этим чувством? Как он обращался с теми, кто печалился?

В описании Посланника Аллахаﷺ упоминается, что он печалился долго, но, тем не менее, со сподвижниками был приветливым и выражал радость.

Печаль Посланника ﷺ была долгой и глубокой, потому что он очень беспокоился за свою общину, желая добра мусульманам. Многие из них уходят от добра из-за незнания пользы религии, и Пророк ﷺ печалился за них. Однажды, когда несли тело усопшего, Пророк ﷺ увидел это и заплакал. Это был иудей, который умер не в Исламе. Когда Пророк ﷺ заплакал, у него спросили: «Что вызвало твои слёзы, о Посланник Аллаха ﷺ?» Он ответил: «Душа убежала в ад». Этот случай опечалил Посланника Аллаха ﷺ.

Пророк ﷺ расстался в этой жизни со многими любимыми людьми. Посланник ﷺ расстался со своей любимой женой Хадиджей (да будет доволен ею Аллах), которая оказывала ему немалую помощь и моральной поддержкой, и своим имуществом. Простился Пророк ﷺ с тем, кто заботился о нём: с дядей Абу Талибом; этот год был назван годом печали. Кроме того, у Посланника ﷺ умерли сыновья Касым, Абдулла, Ибрахим, дочери Зайнаб, Рукият, Уму Кульсум – все они болели и умерли, и Пророк ﷺ сам их похоронил. Когда умер его сын Ибрахим, Посланник ﷺ, видя бездыханного малыша, пролил слёзы. У него спросили: «О Пророк ﷺ, ты плачешь?» Он ответил: «Глаза слезятся, а сердце грустит, но мы не говорим ничего, кроме того, чем доволен наш Господь. Воистину, Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой». (хадис передал имам Бухари). Такое состояние бывало у Пророка ﷺ в период настигшей его печали из-за разлуки с любимыми.

Пророк ﷺ обращал внимание и на состояние печали у других людей. Он успокаивал печалившихся, даже детей. Однажды он пришёл к ребёнку, у которого умерла птичка, ребёнок из-за этого был в печали, а Пророк ﷺ его успокаивал и говорил: «О Абу Умайр, что же сделала птичка...».

Пророк ﷺ обучил нас в печали уповать на Аллаха и помнить, что всё случается по воле Его. Аллах об этом сказал так (смысл): «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества.

Исар – это предпочтение чужих интересов своим, даже если сам испытываешь в этом нужду. Это готовность принести себя в жертву ради спасения других людей, готовность к самопожертвованию.

Всех великих людей объединяет одна черта – ставить чужие интересы и проблемы выше своих. И самые прекрасные примеры проявления этого свойства ярко прослеживаются в жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его благородных сподвижников, которые прошли суровое воспитание в его школе. Всевышний Аллах в Коране восхваляет великий подвиг первых мусульман, готовых идти на любые жертвы ради достижения милости Создателя.

وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ

يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَ لاَ يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً

مِمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, – они и суть преуспевшие».
(Сура «Аль-Хашр» 59/9)

Причиной ниспослания данного откровения Аллаха является истинная щедрость Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, их готовность в любой момент оказать помощь людям.

В жизни сподвижников можно встретить множество подобных примеров. И поэтому Всемогущий Аллах хвалил их следующим образом:

وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِيناً

وَيَتِيماً وَأَسِيراً إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لاَ نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَ لاَ شُكُوراً

إِنَّا نَخَافُ مِن رَبِّنَا يَوْماً عَبُوساً قَمْطَرِيراً فَوَقَاهُمُ اللَّهُ شَرَّ ذَلِكَ

الْيَوْمِ وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُوراً

«Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: “Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день”.
Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью».

Нет никаких сомнений в том, что такое отношение к людям, готовность отдать все самое дорогое нуждающимся им привил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако при всем этом, ни один смертный не сможет повторить все его деяния, продиктованные переживаниями за судьбы других, сочувствием и стремлением помочь людям. Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) полна такими поступками, ибо он был самым благородным человеком планеты. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда любил и уважал тех мусульман, которые предпочитали сначала помочь другим. 

Вследствие чувства сопереживания и сострадания, присущего многим сподвижниками, люди в то время жили в благоденствии и довольстве. Невзирая на это, благородные сподвижники не считали свои пожертвования достаточными и часто переживали за то, что не могут еще больше помочь людям. Психологическое и духовное состояние людей того времени, всегда готовых на самопожертвование и ставивших чужие интересы выше своих, хорошо передают следующие слова Умара (радыйаллаху анху): «Мы жили в такие времена, что ни один из наших братьев не считал себя подлинным владельцем золота и серебра, бывших у них на руках. Они считали, что другие люди имеют больше прав на это имущество, чем они».

К сожалению, мы живем в такие времена, что золото и серебро любим больше, чем своих братьев по вере. Читая эти слова Умара (радыйаллаху анху), мы невольно замираем от восхищения и изумления перед поступками сподвижников, которые на первый план ставили интересы и нужды других людей. Деяния сподвижников вызывают у нас не только чувство восхищения, но и зависти, ибо не каждый из нас сможет поступать таким образом. 

Ярким доказательством всему вышесказанному является поведение Хариса ибн Хишама, Икриме бин Абу Джахля и Ияша бин Абу Рабия (радыйаллаху анхум) во время битвы при Ярмуке, когда они, истекая кровью и мучаясь от жажды, отказывались от воды и передавали ее другим товарищам. К их губам подносили сосуд с водой, но они, услышав стоны своих друзей, кивали головой в сторону своих друзей и отказывались пить. Таким образом, все они отошли в иной мир, так и не испив даже глотка воды. Подобных примеров самопожертвования нет в истории человечества, и, возможно, что никто не станет свидетелем этого.

Эти прекрасные юноши прошли воспитание в школе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и у него они познали суть веры. По этой причине они, желая облегчить участь друзей, отказывались от воды, которую им предлагали в самые трудные минуты жизни, когда в жаркую погоду, истекая кровью, они медленно умирали под палящими лучами аравийского солнца. Они отказались от воды в этой жизни, чтобы вдоволь напиться ее в райских садах, чтобы напиться воды из озера Каусар.

В наше время многие люди живут по принципу «Человек человеку враг». Слова о сопереживании и любви к человечеству витают в воздухе. Даже когда люди занимаются благотворительностью, они делают это с помпезной пышностью, чтобы все видели «благородные деяния». Помощь оказывается с определенной целью, ожидая какой-либо услуги или слов благодарности. Выход из такого положения один – овладеть нравственностью сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и быть всегда готовыми прийти на помощь нуждающимся людям. Как ни горько, но очевидно одно – мы забыли о сопереживании и ощущении тревоги за судьбы людей, а ведь эти чувства являются главенствующими в моральном облике Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Печально, что мы любим друг друга не ради Аллаха, а только тогда, когда это приносит нам некоторую выгоду.

В этом преходящем мире нужно хорошо осознать, что предпочтение чужих интересов своим означает подготовку для себя прекрасного места в Райском саду. Так жил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – Посланник мирам, так жили его благородные сподвижники. Поэтому и нам остается только следовать их примерам и стараться жить так, как жили они.

В последнее время у меня происходит переживание из-за окружающих, из-за близких мне людей, когда те совершают большие грехи, говорят слова и делают куфр. Особенно, после священного месяца Рамадан, Аллах Дал мне такое испытание. Одна мусульманка из Европы, в прошлом авторитет у мусульманок, в течении нескольких лет перестала одевать хиджаб и отступать от исламских принципов. Её отступление от Ислама шло постепенно. Сначала она сменила хиджаб на национальную одежду, далее совсем сбросила платок, но правда другие части аурата старалась скрывать. Сейчас дело обстоит ещё хуже. Да упасёт от этого нас Аллах.

Известно, что все мусульмане будут прощены Всевышним Аллахом по Своей милости, но когда люди говорят такое уверенно что они именно уже спасены, мне становится очень печально и больно, ведь известно, что в будущей жизни Ахирата им гореть в аду, а потом Аллах решит кого освободить, а кого оставить на вечные муки в Джаханнаме. Также становится печально, когда, например, кто-то решил прекратить совершение фард-намазов, оправдываясь, что не успевает их делать. 

К сожалению, немного людей, которые искренне переживают за окружающих, которым небезразличны судьбы других людей. Проблема в том, что нелегко донести до людей истину, призвать к Исламу. Мы должны приложить ещё больше усилий, должны помнить о том, что наилучшим призывом будет наше собственное поведение, наши поступки и отношение к окружающим.

Вспомните о том, с какими трудностями столкнулся наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), что ему пришлось вынести на пути призыва. Берите с него пример и продолжайте свои добрые дела. Никто не знает, что ждёт в будущем того или иного человека, к чему он придёт. По этой причине мы должны надеяться на лучшее и ждать от людей исправления, а не ухудшения их дел. 

Нередко человек из добрых побуждений начинает призывать людей к религии, осуждать их поступки и всё время критиковать их поведение. Однако на практике подобное чаще всего вызывает обратную реакцию: призываемый начинает избегать его общества, тем самым лишая себя возможности последовать призыву. 

Да поможет нам Аллах и сделает причиной исправления людей!