Парадоксы и курьезы одного самовыдвижения

Итак, сенсация, связанная с хождением во власть Айны Гамзатовой, второй жены муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева, не состоялась. Восторженные реляции мюридов и коранитов, которые, не сговариваясь между собой, заявили о несостоявшемся кандидате как о спасителе Отечества и обновителе Ислама оказались фальстартом. Команда Гамзатовой не смогла надлежащим образом собрать все необходимые для регистрации документы, а сама она, по всей видимости, решила не разглашать сведения о доходах своего мужа и своих собственных, хотя закон обязывает.
Айна Гамзатова явно поторопилась со своим обращением к россиянам 3 января 2018 года (кстати, преждевременном и по закону), где она сделала громкое заявление: «За нами только Всевышний». Всевышний-то дал кому-то знак об этом? Если дал, то этот знак оказался прямо противоположным.
Однако еще совсем недавно Гамзатова признала, что поручение ей ночью ехать в Грозный дал не Всевышний, а некто из РИСИ (Российского института стратегических исследований). Примечательно, что сей мозговой трест долгое время выступал проводником идеи возрождения в России сословной монархии со всеми сопутствующими ей атрибутами сытой помещичьей жизни для «новых дворян», которых после реставрации Романовых с царского плеча щедро наделят титулами, имениями, а возможно, даже и крепостными. Логотип сайта РИСИ раньше символизировал то ли «рыбку Иисуса», то ли масонское всевидящее око. Отметим, что двусмысленный лого пропал с официальной страницы РИСИ после того, как институт возглавил Михаил Фрадков, видимо, как и вся двусмысленность в деятельности и целях самой организации.
Однако вопрос: кто посоветовал ДУМ Дагестана объявить последнего русского царя «сакральным» для мусульман, за что муфтияту, снискавшему себе славу «мусульманских царебожников», пришлось щедро расплатиться собственным авторитетом, продолжает оставаться открытым. Ведь очевидно, что сакральный образ царя никак не вяжется ни с догматами ислама, ни с исторической памятью кавказских народов об империи Романовых. Таким образом, советчиком оказался либо круглый двоечник, которому не место в солидной аналитической организации, либо провокатор, ставящий целью дискредитацию духовного лидера дагестанских суфиев в глазах его мюридов и мусульманского сообщества в целом.
Самовыдвижение жены муфтия в президенты лишь подтверждает тот факт, что в муфтияте в последнее время происходит некая идеологическая и нравственная трансформация. В силу особенностей организации традиционного мусульманского общества занятие женщиной высшего государственного поста могло быть только редким исключением из правил и почти всегда наталкивалось на отторжение широких масс. Кандидат Гамзатова выходит за рамки местных традиций, хотя выступает как бы от имени традиционного ислама. Если предположить (чисто гипотетически), что соблюдающая мусульманка стала президентом, сможет ли она беспрепятственно исполнять все предписания ислама, ведь наше государство отделено от религии? Не потребует ли ситуация снять хиджаб или отказаться от других видимых признаков исповедания ислама во исполнение принципа светскости и отделения религии от государства?
Исламские традиции и общественный уклад горцев всегда наделяли женщину особым положением, отводя ей в первую очередь роль матери и хранительницы семейного очага. Согласно традиции, соблюдающая мусульманка должна появляться в обществе других мужчин только в присутствии махрама (мужа, отца, брата…). Кроме того с другими мужчинами она должна беседовать из-за занавески или портьеры. Теперь представим на минуточку российско-американскую встречу на высшем уровне, скажем, по вопросу ядерного разоружения, проходящую в составе двух президентов, один из которых скрывается за занавеской, а рядом с занавеской сидит муфтий Абдулаев в дагестанской тюбетейке!
Безусловно, в современных шариатских государствах женщины занимают министерские посты, возглавляют крупные бизнес-структуры (в Кувейте, например, женщина долгое время возглавляла крупнейшую частную нефтяную компанию страны), занимаются наукой, творчеством и т.п. Но что касается управления всей страной, то здесь ситуация мягко говоря нетипичная.
Новейшая история знает двух женщин на высших государственных постах в мусульманских странах: премьер-министра Турции Тансу Чиллер (1993-1996 гг) и премьер-министр Исламской Республики Пакистан Беназир Бхутто (занимала этот пост в 1988-1990 гг и 1993-1996 гг). Первая по взглядам была секулярной националисткой, далекой от религии. Вторая была лидером государства, именуемого исламским, но в конечном итоге больше оказалась проводником бизнес-интересов собственного мужа, пакистанского олигарха Асафа Али Зардари, чем общества, что привело к обвинениям в коррупции и к росту влияния религиозных радикалов в стране. Назвать их политические карьеры успешными для них самих и полезными для общества, вряд ли представляется возможным. И это, несмотря на то, что оба вышеперечисленных политика получили превосходное образование, дающее весь необходимый комплекс знаний и навыков для управлении государством. Беназир Бхутто вообще была потомственным политиком: ее дед Шах Наваз Бхутто и отец Зульфикар Али-хан Бхутто возглавляли правительство Пакистана.
Гамзатова пошла на выборы не только без полноты соответствующих знаний и какого-либо практического опыта управления светскими коллективами, работы в органах власти, но даже и без элементарной программы! Сайт Ислам.ру, по-видимому, критикует «братьев-мусульман» лишь для того, чтобы закамуфлировать очевидное следование Айны Гамзатовой практике египетских «братьев»: такое же отсутствие политической и экономической программ, спекулятивные ссылки на религию, типа: «Ислам – это решение». Мурси, который бравировал исламскими лозунгами, но не сделал ничего для экономики, оказался не у дел уже через год, а Гамзатова в светской стране вряд ли продержалась бы так долго. Эрдоган улучшил положение мусульман в Турции благодаря тому, что оздоровил экономическое положение, чем завоевал авторитет и нерелигиозных граждан, и молодежи.
А что может реально посулить жена муфтия потенциальным избирателям? Представлять интересы мюридов своего мужа, под видом борьбы с экстремизмом создавать им конкурентные преимущества по сравнению с адептами других тарикатов и направлений ислама, не признающих духовным наставником муфтия Абдулаева? Вспоминается тезис Ильича о простой кухарке, которая может управлять государством.
Далеко не праздный вопрос: может ли последователь ислама баллотироваться в президенты не единоверного Дагестана, а всей России, где численность этнических мусульман не превышает 20% населения, а практикующих свою религию и того меньше; большинство же населения считается этническими православными? И выдвижение мусульманки на высший государственный пост в стране, в первую очередь вызовет ироническую усмешку обывателя.
Однако, если этот проект начал бы активно раскручиваться, то это было бы чревато взрывом исламофобии и кавказофобии, что в наше непростое время, может болезненно ударить и по всему государству, и по мусульманам, в том числе и по бизнесу мусульман. Обычное: «понаехали тут» быстренько заменится на: «понаизбирались тут», и пошло-поехало. Практика последнего времени показывает, что смешение клерикальных и националистических лозунгов – это та «горючая смесь», которая очень легко воспламеняет толпу. Тот же Рамзан Кадыров, пользующийся несравненно большим авторитетом, причем не только в Чечне, но и в целом по России, никогда не демонстрировал президентских амбиций в масштабах всей страны. Отсюда нельзя исключать, что с учетом возможного эффекта, который выдвижение Гамзатовой мог бы иметь для общественной атмосферы в стране, решение Центризбиркома России заставило облегченно выдохнуть всех здравомыслящих наблюдателей.
Безусловно, российским мусульманам нужна своя интеллектуальная элита, свои серьезные и дееспособные организации и образовательные центры. Об этом ясно заявил президент России Владимир Путин в ходе исторического выступления в Уфе в 2013 году. Поэтому участвовать в политических процессах мусульмане, как все граждане нашей страны, могут и должны, но не апелляцией к своему пониманию иного мира, а получая в этом мире необходимый опыт общения с людьми и управления поначалу небольшими, но смешанными (а не чисто женскими) и поликонфессиональными коллективами. Кандидат в Президенты должен иметь опыт управления и на федеральном уровне: напомним, что В. В. Путин до своего избрания президентом работал вице-мэром Петербурга, возглавлял ФСБ России, был вице-премьером и премьером РФ. Его правление с первого дня опиралось на большой опыт и потому смогло стать эффективным.
Сегодня Россия не может позволить себе такую роскошь, как повторение большевистских опытов с кухарками во главе государства, независимо оттого, каких они придерживаются взглядов. Для нас, мусульман, было бы особо неприятно, что кухарка ассоциировалась бы с хиджабом. А так сразу — из второй жены муфтия в президенты, из «пешки» – в «королевы», да еще под пристальным взором всевидящего ока (или «рыбки Иисуса», покрывающей земной шар).
Вся эта невразумительная, в чем-то даже курьезная история с самовыдвижением жены и советника муфтия Дагестана Айны Гамзатовой, курируемой неким «доброжелателем» из РИСИ, но так и не сумевшей собрать необходимый комплект документов, больше походит на черный пиар, придуманный и реализованный противниками ислама под прикрытием принадлежности к известной аналитической организации. Пользы от столь экстравагантного хождения во власть ни для последователей ислама, ни для страны уж точно не было бы никакой. Впрочем, по авторитету своего мужа Гамзатова, ведомая то ли куратором-монархистом, то ли аферистом, нанесла болезненный удар, чреватый непредсказуемыми последствиями.
Расул Тавдиряков
Может ли женщина занимать руководящий пост?
После того как жена их «авлия» Патимат (Айна) Гамзатова выдвинулась в президенты РФ – заполонили все сосцети рассуждениями, на основе которых пытаются доказывать, что Ислам не запрещает женщине занимать руководящий пост.
Мы не будем рассматривать эту проблему комплексно – ведь понятно и так, что президентом немусульманской страны не может ни женщина ни мужчина мусульманин.
Однако, мы хотим защитить Ислам от искажений, и обьяснить простым мусульманам, которые возможно могли прочитать посты этих людей – хукм назначения женщины мусульманки на руководящие должности в исламской стране.
Сказал Аллах:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими». Ан Ниса, 34
Сказал хафиз Ибн Касир аш Шафии:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ } أي: الرجل قَيّم على المرأة، أي هو رئيسها وكبيرها والحاكم عليها ومؤدبها إذا اعوجَّت { بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ } أي: لأن الرجال أفضل من النساء، والرجل خير من المرأة؛ ولهذَا كانت النبوة مختصة بالرجال وكذلك المُلْك الأعظم؛ لقوله صلى الله عليه وسلم: "لن يُفلِح قومٌ وَلَّوا أمْرَهُم امرأة" رواه البخاري من حديث عبد الرحمن بن أبي بكرة، عن أبيه (1) وكذا منصب القضاء
Смысл этого аята: что мужчина – управитель над женщиной, больше ее, правитель над ней и воспитывающий ее, когда она сошла с прямого пути. «Потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими» - то есть, мужчины лучше женщин, и мужчина лучше женщины, и поэтому Пророчество давалось только мужчинам, равно как и верховный пост правителя в Исламе – тоже дается только мужчинам, согласно слову Пророка: «Не преуспеет народ, который поставил управлять своими делами женщину». Передал его аль Бухари от Аби Бакрата. И точно также и пост судьи». Источник: «Тафсир Ибн Касир».
Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):
لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ امْرَأَةً «Не преуспеет народ, который поставил управлять своими делами женщину». Передал имам аль Бухари.
Сказал Пророк (мир ему):
هَلَكَتِ الرِّجَالُ إِذَا أَطَاعَتِ النِّسَاءَ «Погибнут мужчины, когда станут подчиняться женщинам». Передал имам Ахмад.
Как понимали эти хадисы ученые мазхабов?
1. Ученые не разногласят, что женщина не может быть верховным правителем.
2. У ученых есть очень слабое разногласие, может ли она быть судьей? И подавляющее большинство ученых говорит что не может, и аргументирует данными хадисами.
Сказал имам аль Багави аш Шафии:
ولا يجوز تولية المرأة؛ لما روي عن أبي بكرة، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: "لن يفلح قوم ولوا أمرهم امرأة". ولأنه لا بد للقاضي من مجالسة الرجال، والعلماء، والشهود، والخصوم. والمرأة ممنوعة عن ذلك؛ لما فيها من الفتنة
«Не разрешено назначать женщину на руководящие должности, согласно хадису переданному от Аби Бакрата, от Посланника Аллаха, мир ему, что он сказал: «Не преуспеет народ, который назначил управлять своими делами женщину». И также потому, что судья должен общаться с мужчинами, учеными, свидетелями, а женщине воспрещается это – ведь в этом фитна». Источник: «Ат Тахзиб фи фикх аш Шафии», 8/167.
Сказал имам Ибн Кудама аль Ханбали:
وَلَنَا ، قَوْلُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : { مَا أَفْلَحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمْ امْرَأَةً وَلِأَنَّ الْقَاضِيَ يَحْضُرُ مَحَافِلَ الْخُصُومِ وَالرِّجَالِ ، وَيُحْتَاجُ فِيهِ إلَى كَمَالِ الرَّأْيِ وَتَمَامِ الْعَقْلِ وَالْفِطْنَةِ ، وَالْمَرْأَةُ نَاقِصَةُ الْعَقْلِ ، قَلِيلَةُ الرَّأْيِ ، لَيْسَتْ أَهْلًا لِلْحُضُورِ فِي مَحَافِلِ الرِّجَالِ ، وَلَا تُقْبَلُ شَهَادَتُهَا ، وَلَوْ كَانَ مَعَهَا أَلْفُ امْرَأَةٍ مِثْلِهَا ، مَا لَمْ يَكُنْ مَعَهُنَّ رَجُلٌ ، وَقَدْ نَبَّهَ اللَّهُ تَعَالَى عَلَى ضَلَالِهِنَّ وَنِسْيَانِهِنَّ بِقَوْلِهِ تَعَالَى { أَنْ تَضِلَّ إحْدَاهُمَا فَتُذَكِّرَ إحْدَاهُمَا الْأُخْرَى } وَلَا تَصْلُحُ لِلْإِمَامَةِ الْعُظْمَى ، وَلَا لِتَوْلِيَةِ الْبُلْدَانِ ؛ وَلِهَذَا لَمْ يُوَلِّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا أَحَدٌ مِنْ خُلَفَائِهِ ، وَلَا مَنْ بَعْدَهُمْ ، امْرَأَةً قَضَاءً وَلَا وِلَايَةَ بَلَدٍ ، فِيمَا بَلَغَنَا ، وَلَوْ جَازَ ذَلِكَ لَمْ يَخْلُ مِنْهُ جَمِيعُ الزَّمَانِ غَالِبًا
«Мы опираемся в обуславливание того, что судья должен быть мужчиной – на слова Пророка (мир ему): «Не преуспеет народ, который назначил управлять своими делами женщину». И это потому, что судья должен приходить на собрания судящихся сторон и мужчин, а также нуждается в полноценной рассудительности и разумности и бдительности – а у женщины есть недостаток в разумности, и она не имеет права приходить в собрания мужчин.
И женщине не годится для руководства страной, и не годится для руководства отдельными регионами и поэтому ни Пророк, ни один из праведных халифов, и ни один из правителей после них не назначали женщину ни судьей, ни правителем региона – мы не знаем этого в сообщениях что дошли до нас. А если бы это было бы разрешено – то не было бы такого, что такое никто не делал». Источник: «Аль Мугни», 22/453.
Сказал Ибн Араби аль-Малики:
هَذَا نَصٌّ فِي أَنَّ الْمَرْأَةَ لَا تَكُونُ خَلِيفَةً، وَلَا خِلَافَ فِيهِ وَنُقِلَ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ جَرِيرٍ الطَّبَرِيِّ إمَامِ الدِّينِ أَنَّهُ يَجُوزُ أَنْ تَكُونَ الْمَرْأَةُ قَاضِيَةً؛ وَلَمْ يَصِحَّ ذَلِكَ عَنْهُ الْمَرْأَةَ لَا يَتَأَتَّى مِنْهَا أَنْ تَبْرُزَ إلَى الْمَجَالِسِ، وَلَا تُخَالِطَ الرِّجَالَ، وَلَا تُفَاوِضَهُمْ مُفَاوَضَةَ النَّظِيرِ لِلنَّظِيرِ، لِأَنَّهَا إنْ كَانَتْ فَتَاةً حَرُمَ النَّظَرُ إلَيْهَا وَكَلَامُهَا، وَإِنْ كَانَتْ مُتَجَالَّةً بَرْزَةً لَمْ يَجْمَعْهَا وَالرِّجَالَ مَجْلِسٌ تَزْدَحِمُ فِيهِ مَعَهُمْ، وَتَكُونُ مَنْظَرَةً لَهُمْ، وَلَمْ يُفْلِحْ قَطُّ مَنْ تَصَوَّرَ هَذَا، وَلَا مَنْ اعْتَقَدَهُ وَقَدْ رُوِيَ أَنَّ عُمَرَ قَدَّمَ امْرَأَةً عَلَى حِسْبَةِ السُّوقِ، وَلَمْ يَصِحَّ؛ فَلَا تَلْتَفِتُوا إلَيْهِ؛ فَإِنَّمَا هُوَ مِنْ دَسَائِسِ الْمُبْتَدِعَةِ فِي الْأَحَادِيثِ
«Этот хадис – прямой текст на то, что женщина не может быть верховным правителем, и в этом нет никаких разногласий. Что же касается того, чтобы она была судьей – то передано от Ибн Джарира ат Табари, имама религии, что женщина может быть судьей, и это недостоверно от него.
И женщина не соответствует тому, чтобы показываться на видное место в заседаниях, смешиваться с мужчинами, вести с ними переговоры как с равными – и это потому, что если она молодая красивая девушка, то нельзя на нее смотреть и говорить с ней (без нужды), если же она великовозрастная – то все равно не должно быть так, что она с мужчинами собирается в собрание, и она – место взора всех мужчин, а они толпятся с ней. И не преуспеет абсолютно тот, кто представил это, и убежден в дозволенности этого.
И передано, что Умар назначил женщину следить за порядком на рынке – и это не достоверно, и не поворачивайтесь к этому – это лишь то, что нововведенцы подсунули в хадисы из своих выдумок». Источник: «Ахкам аль-Кур’ан», 3/482.
Посмотрите, как Ибн Араби обьясняет, что если касательно судейства есть очень слабое разногласие, то касательно поста правителя разногласий нету – а ведь дагсуфисты пытались запутать мусульман именно разногласием в судействе!
Сказал Ибн аби аль Изз аль Ханафи:
جمهور العلماء على عدم جواز تولية المرأة القضاء، الأئمة الثلاثة وغيرهم، واختاره الطحاوي وقد قال النبي -صلى الله عليه وسلم-: "ما أفلح قوم ولوا أمرهم امرأة". ولأن القاضي يحضره محافل الخصوم ويحتاج فيه إلى كمال الرأي وتمام العقل والفطنة والمرأة ناقصة العقل قليلة الرأي ليست أهلاً للحضور في محافل الرجال ..ولا تصلح للإمامة الكبرى ولا لتولية البلدان ولهذا لم يول النبي -صلى الله عليه وسلم- ولا أحد من خلفائه ولا من بعدهم امرأة قضاء ولا ولاية بلد فيما نقل عنهم، ولو جاز ذلك لفعل رسول الله -صلى الله عليه وسلم- أو أحد من خلفائه الراشدين تبييناً للجواز
«Большинство ученых на том, что женщина не может быть судьей – и на этом мнении Ахмад, Малик, и аш Шафии, и другие, и его выбрал ат Тахави.
И ведь Пророк сказал: «Не преуспеет народ, который поставил управлять своими делами женщину».
И также потому, что судья приходит на собрания судящихся, и нуждается в полновесной рассудительности и разумности и бдительности, а женщина имеет в этом недостаток, и не имеет права приходить на собрания мужчин.
И она не годится для того, чтобы быть верховным правителем, или руководителем региона, и поэтому Пророк (мир ему) и праведные халифы и правители после них не назначали женщину судьей, или руководителем региона.
А если бы это было разрешено- это сделал бы Пророк (мир ему) или кто то из его праведных халифов – чтобы объяснить разрешённость этого». Источник: «Ат Танбих аля мушкилят аль хидая», 4/479
Обратите внимание, что все факихи помимо хадиса упоминают как причину запрета – смешивание с мужчинами и фитну, а это присутствует в любой руководящей должности, которую женщина занимает в государстве – включая пост президента, губернатора, и любой другой.