Пандемия забирает жизни исламских ученых

Пандемия забирает жизни исламских ученых

Пандемия коронавируса продолжает разорять мусульманские общины по всему миру. И одна из самых сильных потерь, которые мусульмане испытывают в результате эпидемии, это даже не экономические убытки, а уход уляма.

Так в Бишкеке в ночь на 11 июля на 46-м году жизни скончался известный религиозный деятель, бывший муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов. За день до этого Жалилов был госпитализирован с предварительным диагнозом «пневмония».

Чубак ажы родился 21 января 1975 года в селе Бай-Мундуз Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области. В 1996 году окончил Исламский университет в Кыргызстане. После этого три года преподавал арабский язык в Кыргызском национальном университете имени Жусупа Баласагына.

С 2000 по 2006 годы Чубак Жалилов обучался в Саудовской Аравии, в международном университете «Умм ал-Кура». А с 2010 по 2012 годы возглавлял Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК). Он считался одним из самых влиятельных религиозных деятелей в Кыргызстане, заслужившим уважение от самых разных людей, объяснял религию, опираясь на науку, при этом использовал язык, доступный широким массам. Он был медийным человреком и часто через СМИ отвечал на интересующие население вопросы.

Джаназа-намаз провели в Бишкеке с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Похоронили Жалилова в его родном селе Бай-Мундуз в Джалал-Абадской области возле могилы матери. На похороны приехали тысячи людей со всех уголков Кыргызстана.

А на другом конце мира, в южноафриканском Кейптауне, в первые дни июля от COVID-19 скончался шейх Сирадж Хендрикс. Он происходил из семьи уляма, его дед основал мечеть Аз-Завия и школу при ней еще в 1919 году. Как и Чубак ажы, шейх Сирадж Хендрикс обучался в университете Умм аль-Кура в Медине. Позднее он стал главой Мусульманского юридического совета, по сути это аналог ДУМ, и муфтием в Кейптауне.

Он также неоднократно выступал на различных местных и международных теле- и радиостанциях и представлял доклады и выступления на многочисленных конференциях и публичных мероприятиях. Кроме того, он написал множество статей для ряда журналов, газет и журналов.

Да будет милостив к ним Всевышний Аллах. Амин.

АВТОР: ЯКУБ ХАДЖИЧ

Голос Ислама

Знание будет исчезать со смертью ученых

Посланник Аллаха © сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.

Однажды Ибн Мас’уд спросил: "Известно ли вам как исчезнет Ислам?!" Его спросили "Как?" Он сказал: "Также как износится одежда после долгого ношения. И будут среди народа двое знающих, умрет один и исчезнет половина знания, умрет второй и исчезнет знание целиком". ат-Табарани, аль-Хатыб. См. "аль-Факъих уаль-мутафакъих" 147.

Так же и Ибн ‘Аббас спросил: "Известно ли вам, как исчезнет знание с земли?" Ему сказали: "Нет". Он сказал: "С исчезновением ученых". Абу Хайсама в "Китабуль-‘ильм" 53.

Когда умер Зайд, пришел Ибн ‘Аббас, поскольку умер человек из числа обладателей знания. И когда он нес его носилки, с его головы спала чалма, которую он не поправил, пока не его похоронили. После того, как Зайда засыпали землей, Ибн ‘Аббас встал над его могилой, желая что-то сказать, но стал заикаться. Затем он заплакал и сказал: "Кто желает увидеть, как Аллах забирает знание, пусть смотрит. Вот так Аллах забирает знание, со смертью ученых!" ат-Табарани 5/109, Ибн Са’д 2/361.

Имам Муджахид говорил: "Ученые ушли, и не осталось никого, кроме говорящих. И самый усердный среди вас, подобен развлекающемуся среди тех, кто был до вас". Абу Хайсама в "Китабуль-‘ильм" 69.

Смерть ученого хуже гибели целого народа

Хасан аль-Басри говорил: "Было сказано: «Смерть ученого – это брешь в Исламе, и ничто ее не закроет пока день сменяет ночь!»" ад-Дарими 324. Это было сказано также ‘Али ибн Абу Талибом и Ибн Мас’удом, что приводится у имама аль-Багъауи и хафиза ад-Думьяты.

Саляфы также говорили: "Смерть ученого – это горе, и смерть целого народа менее значима, чем смерть одного ученого". См. "Мифтаху дари-сса’ада" 1/68.

Халяль ибн Хабаб однажды спросил Са’ид ибн Джубайра: "О Абу ‘Абдуллах! Когда настанет гибель для людей?!" Он сказал: "Когда исчезнут ученые". ад-Дарими 251.

Когда же не останется ученых, обладающих истинным знанием, то распространится невежество и зло, одним из которых будет бессмысленное кровопролитие. Абу Хурайра говорил: «Знание будет вознесено, распространится невежество и увеличится хардж». Его спросили: "А что такое хардж?" Он сказал: «Убийство!» Абу Хайсама в "Китабуль-‘ильм" 118, иснад достоверный. 

Подобные слова от самого пророка © приводят имамы аль-Бухари и Муслим в своих Сахихах.