Ответы на некоторые вопросы

Ответы на некоторые вопросы

Как должен поступать имам, если во время коллективного намаза у него нарушилось омовение?

Если омовение нарушилось во время намаза, то молящийся должен прервать молитву, не произнося таслима. Это относится ко всем, кто совершает намаз отдельно или вместе с другими мусульманами. Таслим является одним из столпов намаза, и произнесение его после нарушения омовения бесполезно.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не примет намаз того, чье омовение нарушилось, пока он не совершит его».

Поэтому поводу есть также слабый хадис, переданный со слов Али б. Талька. В нем сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас во время намаза выпустит воздух, пусть прервет его, совершит омовение и повторит намаз. Не вступайте в близость со своими женами через анальное отверстие, ведь Аллах не стыдится истины». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Однако его иснад ненадежный, и поэтому шейх аль-Албани назвал его слабым. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Нужно ли здороваться с собравшимися в мечети во время пятничной проповеди?

Если человек пришел в мечеть в то время, когда имам уже начал проповедь, он должен совершить короткий намаз из двух ракатов, а затем сесть и молча слушать имама. Приветствовать собравшихся в мечети в такой ситуации запрещено, потому что разговаривающий во время пятничной проповеди лишается вознаграждения за пятничный намаз. Передают, что Али б. Абу Талиб сказал: "Когда наступает пятница, дьяволы выходят и завлекают людей на рынки, неся с собой знамена. Ангелы же усаживаются у дверей мечетей и записывают людей в зависимости от их мест: кто опережает других и молится, кто приходит вслед за ними. Так продолжается до тех пор, пока имам не выйдет к людям. Кто сядет вблизи от имама и станет молча слушать его, не болтая, тот получит двойную награду, а кто сядет вдали от него и станет молча вслушиваться, не болтая, тот получит простую награду. Кто сядет вблизи от имама и станет болтать, а не слушать его молча, тот совершит двойной грех, а кто сядет вдали от него и станет болтать, а не слушать его молча, тот совершит простой грех. Кто скажет: "Замолчи", тот уже заговорил, а кто заговорил, тот потерял пятничный намаз. Это я слышал от вашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха". Этот хадис передали ат-Тирмизи и Абу Давуд.

В другом предании сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто разговаривает, в то время как имам читает пятничную проповедь, тот подобен ослу, навьюченному книгами. А если кто-нибудь велит ему замолчать, то лишится вознаграждения за пятничный намаз". Этот хадис передал Ахмад со слов Ибн Аббаса, однако аль-Албани назвал цепочку его рассказчиков слабой. Тем не менее, его смысл подтверждается другим хадисом, переданным аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры. В нем упоминается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если ты велишь своему спутнику замолчать, в то время как имам читает пятничную проповедь, то это зачтется тебе как болтовня".

Более того, даже перебирание камешек во время пятничной проповеди расценивается как рассеянность и болтовня. Муслим передал со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тому, кто совершил омовение должным образом, пришел на пятничный намаз и молча слушал имама, будут прощены грехи, которые он совершит до следующей пятницы и еще в течение трех дней. А кто трогал камешки, тот болтал".

Таким образом, если имам уже начал проповедь, то входящие в мечеть не должны приветствовать друг друга. Если же кто-либо поздоровается с ними, то они не должны отвечать на его приветствие. Этого мнения придерживались большинство богословов. В то же время здороваться за руку разрешается, хотя предпочтительнее и этого не делать. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Должен ли муэдзин молиться за благословение Пророка вслух?

Одной из распространенных ошибок муэдзинов является мольба за благословение Пророка вслух после окончания азана. Нет никаких оснований для того, чтобы муэдзин обращался с такой мольбой после азана, ибо она предписана лишь тем, кто слушал азан.

Муслим и другие передали со слов ‘Абдуллаха б. ‘Амра, что Пророк сказал: «Когда услышите муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение. Поистине, если кто-либо помолится за мое благословение, того Аллах благословит в десятикратном размере. После этого попросите у Аллаха для меня наивысшее место в Раю. Оно полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им окажусь я. Тот же, кто попросит у Аллаха для меня наивысшее место в Раю, будет удостоен заступничества». Из хадиса следует, что мольба за благословение Пророка и последующая мольба — ответ на зов муэдзина. Никто из авторитетных ученых не говорил о том, что муэдзин должен отвечать сам себе. Это не означает, что после окончания азана муэдзину категорически запрещено молиться за благословение Пророка даже про себя, однако лучше так не поступать, чтобы не привносить в обряд поклонения то, что к нему не относится. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Что делать, если во время обязательного купания человек забыл помыть рот или нос?

Богословы разошлись во мнениях относительно обязательности полоскания рта и носа во время омовения и купания. Ахмад, Исхак, Абу Убейд, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и др. считали полоскание рта и носа, а также высмаркивание обязательным как во время омовения, так и во время купания. Согласно одному из сообщений, имам Ахмад в обоих случаях считал полоскание носа обязательным, а полоскание рта – желательным.

Малик, аш-Шафии, аль-Аузаи, аль-Лейс, аль-Хасан, аз-Зухри, Рабиа, Йахья б. Саид, Катада, аль-Хакам б. Утейба, Мухаммад б. Джарир ат-Табари и др. считали эти предписания желательными. Абу Ханифа, ас-Саури, Зейд б. Али и др. считали их обязательными во время купания и желательными во время омовения.

Наиболее веским доводом тех, кто считает полоскание рта и носа желательным является хадис Рифаа б. Рафи о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите омовение так, как вам приказал Аллах. Умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и помойте ноги до щиколоток. Затем возвеличьте, восхвалите и восславьте Аллаха, после чего прочтите из Корана то, чему Аллах научил вас по своей воле. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите поясной поклон, положив руки на колени, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем скажите: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!" – и выпрямите спину, чтобы каждая кость вернулась в исходное положение. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите земной поклон, упершись лбом в землю, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем еще раз возвеличьте Аллаха, поднимите голову и сядьте на ягодицы, выпрямив спину. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите земной поклон, упершись лбом в землю. Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите всего этого». Этот достоверный хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. В нем не говорится о полоскании рта и носа, а перечисляются лишь те действия, которые упоминаются в кораническом аяте об омовении. Но есть другие тексты, содержащие повеление полоскать рот и нос во время омовения.

Абу Нуейм в "аль-Мустахрадже" передал хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть наберет в нос воды, а затем высморкается нечетное количество раз». В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сморкаясь, набирайте в нос побольше воды два или три раза». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Хаким и Ибн аль-Джаруд. В другом достоверном хадисе, рассказанном со слов Саламы б. Кейса, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если совершаешь омовение, то высморкайся, а если очищаешься камнем после отправления нужды, то делай это нечетное количество раз». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан. Ад-Даракутни передал достоверный хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел полоскать рот и нос.

Таким образом, наиболее убедительным выглядит первое мнение. С этим соглашаются даже многие последователи шафиитской школы. Так, Ибн Хаджар и Ибн аль-Мунзир отмечали, что имам аш-Шафии знал о повелении полоскать нос. Тем не менее, он продолжал считать это необязательным, потому что не встречался с учеными, которые считали, что тот, кто не прополоскал нос, должен совершить омовение заново. Этот довод опирается на принципы правоведения, но противоречит достоверным хадисам. Тем более что такое утверждение (если человек не прополоскал нос, то он не обязан повторить омовение) до нас дошло только от Аты. Об этом сообщил Ибн Хазм.

Одним словом, если человек во время омовения или купания забыл прополоскать рот или нос, то он должен совершить их заново. Это самое безопасное мнение по этому вопросу, а лучше всего об этом известно Аллаху.

В каких случаях азан является обязательным?

Между правоведами существуют некоторые разногласия по поводу обязательности азана. Абу Ханифа и аш-Шафи‘и относили азан к желательным предписаниям. Ахмад и Малик считали возвещение азана обязательным, и в пользу этого свидетельствует несколько хадисов. В частности, имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаха сказал: «Если трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. Держись вместе с мусульманами, потому что волк сжирает отбившуюся от стаи овцу». Аль-Албани назвал его иснад хорошим . По мнению большинства ученых, азан — коллективная обязанность, т.е. если одни мусульмане призвали на намаз, то другие освобождаются от этой обязанности. Это мнение представляется нам самым сильным.

В каких же случаях мусульмане обязаны объявлять азан?

Во-первых, азан возвещается перед коллективным намазом, чтобы мусульмане успели собраться на него. Если человек молится отдельно, то для него возвещение азана желательно, но не обязательно. Сообщается, что Пророк сказал: «Если время намаза застало мужчину в пустыне, пусть он совершит омовение. Если же он не найдет воды, пусть очистится песком. Если после этого он объявит о начале намаза, то с ним помолятся два ангела, находящиеся рядом с ним. Если же он призовет на намаз, а затем объявит о его начале, то за ним помолятся столько воинов Аллаха, что их нельзя будет объять взором». Этот хадис передали ‘Абд ар-Раззак и аль-Бейхаки со слов Салмана. Шейх аль-Албани назвал его достоверным согласно требованиям шести авторитетных знатоков хадисов .

Во-вторых, азан является обязательным только для мужчин, и если на коллективный намаз собрались одни женщины, то они не обязаны возвещать азан. Шейх Мухаммад аль-‘Усеймин считал, что перед коллективным намазом женщинам желательно объявлять только икамат.

В-третьих, азан обязательно возвещать перед обязательными намазами, и желательно делать это в начале отведенного для намаза времени. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Малика б. аль-Хувейриса длинный хадис, в котором приводятся слова Пророка : «Когда время намаза застанет вас в пути, пусть один из вас призовет на намаз, а старший — руководит им». В «Сунане» Ибн Маджи приводится хадис о том, что Билал торопился с азаном, когда наступало время намаза, и иногда откладывал икамат.

Из хадисов следует, что азан возвещается и при возмещении обязательного намаза, пропущенного по уважительной причине. Муслим передал со слов Абу Катады рассказ о том, как во время одного из походов Пророк и сподвижники проспали рассветный намаз и проснулись только после восхода солнца. Тогда Пророк велел Билалу объявить азан и возместил намаз так же, как он молился в обычное время. Но если группа мусульман проспала рассветный намаз и проснулась только после восхода солнца в городе или селении, где уже объявили азан, то они не должны возвещать азан, потому что это коллективная обязанность. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Как быть уверенным в правильности совершаемого нами намаза?

Намаз — второй по важности столп ислама после свидетельства единобожия. Повеление совершать намаз и призыв к этому встречаются во многих аятах Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (ал-Бакара, 43); «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят» (ал-Баййина, 5); «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Правила совершения намаза, как и большинства других религиозных обрядов и ритуалов, не разъясняются во всех подробностях в Священном Коране. Подробное пояснение положений, упомянутых в Писании в обобщённой форме, входило в обязанности Пророка Мухаммада: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахл, 44). Из этого аята ясно, что разъяснение ниспосланных в Коране велений, в том числе и касающихся намаза, было возложено на Пророка. Его поступки и высказывания были сохранены сподвижниками, переданы их ученикам и вошли в своды хадисов. В них же приводится подробное описание того, как Пророк Мухаммад совершал обязательные и дополнительные намазы.

Однако среди дошедших до нас сообщений есть много выдуманных и слабых хадисов, которые приписываются Посланнику Аллаха. Отделить надёжные хадисы от ненадёжных могут только учёные, разбирающиеся в хадисах и рассказчиках. По этой причине некоторые малограмотные мусульмане сомневаются в достоверности и значимости хадисов вообще. Они не имеют ни времени, ни возможности посвятить себя изучению хадисов и не знают, каким сообщениям верить, а каким нет.

Для того чтобы избавиться от подобных сомнений и найти истину, необходимо, прежде всего, твёрдо знать, что Всевышний Аллах обязался сохранить Священный Коран. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (ал-Хиджр, 9). Это относится и к тексту Священного Писания, и к его удивительному смыслу, и к вытекающим из аятов повелениям и запретам. Сохранение Корана было бы неполным и несовершенным, если бы до нас дошёл только текст Писания без разъяснений того, как нужно понимать и выполнять коранические аяты. Эти разъяснения, переданные Пророком в пречистой сунне, также оберегаются Всемогущим Аллахом. Он возложил эту миссию на знатоков хадисов, поддерживает их Своим Словом и помогает им очищать сунну от клеветы лжецов, домыслов невежд и излишеств заблудших.

От мусульманских учёных — знатоков хадиса и мусульманского права — все остальные мусульмане должны обучаться и правилам совершения намаза, и всем остальным религиозным предписаниям. Прислушиваться к их мнению — долг каждого верующего, поскольку этому учит Священный Коран: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (ан-Нахл, 43). Однако мусульманин должен проявить усердие и найти тех учёных, которые действительно обладают твёрдыми познаниями. Это — один из самых важных шагов в жизни человека, поскольку от него зависит его благополучие и в этом мире, и в последней жизни. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Эти хадисы — религия. Смотрите же, у кого вы обучаетесь вашей религии».

Самыми простыми критериям для оценки учёного, которыми может воспользоваться каждый мусульманин, являются, во-первых, сопоставление его утверждений с аятами Священного Корана и мнением авторитетных имамов-приверженцев сунны и единой общины (если оно известно тому, кто ищет истину); во-вторых, сопоставление его деяний с его словами. Если утверждения учёного не совпадают с очевидным значением аятов Корана, если для обоснования своих воззрений он искажает очевидный смысл аятов, то избранный им путь отличается от пути Посланника Аллаха. Тот, чьи слова расходятся с его деяниями, также не заслуживает, чтобы у него обучались самым высоким и важным знаниям.

Если же учёный следует путём Пророка Мухаммада и праведных имамов-приверженцев сунны и единой общины, если он обосновывает свои воззрения текстами Корана и сунны и прежде всех других выполняет предписания ислама, то он достоин того, чтобы у него обучались знаниям об Аллахе, Его Посланнике и Его религии. Обучиться правилам совершения намаза можно и из книг праведных учёных, однако ограничиваться только приобретением религиозных знаний из книг или аудиокассет неправильно. И просить о помощи в познании истины следует одного Аллаха!

Нужно ли читать зикры сразу после обязательной молитвы?

Законоведы четырёх мазхабов согласны, что после обязательных молитв желательно поминать Аллаха посредством чтения зикров, дошедших до нас от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Однако они разошлись во мнениях относительно того, желательно ли читать их сразу после обязательных молитв или лучше сначала совершить сунну-ратибу, а потом прочесть зикры.

Согласно первому мнению, которого придерживалось большинство богословов, в том числе маликиты, шафииты и ханбалиты, читать зикры желательно сразу после обязательной молитвы [Кашшаф аль-кана‘ 1/365].

Имам ан-Навави пишет, что «это желательно для имама, и для молящихся позади него, и для молящегося отдельно, и для мужчин, и для женщин, и для путников и т. д. Кроме того, по всеобщему мнению, обращаться с мольбой тоже желательно после таслима» [Аль-Маджму‘ 3/484-485].

Это мнение опирается на множество хадисов о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал зикр после обязательных молитв или обучал этому сподвижников. Так, передают со слов Ка‘ба ибн ‘Уджры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не понесёт урон тот, кто после каждой обязательной молитвы тридцать три раза скажет "Пречист Аллах", тридцать три раза — "Хвала Аллаху" и тридцать четыре раза — "Аллах превелик"» (Муслим 596).

В другом хадисе сообщается, что Му‘авия ибн Абу Суфьян сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел нам не присоединять одну молитву к другой, пока мы не поговорим или не выйдем [из мечети]» (Муслим 883).

Этот хадис указывает на то, что между обязательной молитвой и ратибой должна быть явная пауза, такая, чтобы было видно, что эти молитвы не являются неделимой частью друг друга. Если молящийся долго сидит после молитвы, совершая зикр, он тем самым выдерживает надлежащую паузу, а вот совершение ратибы сразу после обязательной молитвы противоречит этому.

По мнению ханафитов, если после обязательной молитвы совершается сунна-ратиба, то желательно читать зикры после неё. Ибн ‘Абидин пишет: «Хадисы, в которых упоминаются зикры после молитвы, не указывают на то, что их следует произносить до совершения сунны, напротив, их следует истолковывать так, что тут имеется в виду произнесение их после неё, потому что сунна является дополнением к обязательной молитве, зависит от неё, совершенствует её и не является чуждой по отношению к ней. Поэтому обо всём, что совершается после сунны, говорят как о совершённом после обязательной молитвы» [Радд аль-мухтар 1/530].

В пользу своего мнения обычно приводят хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел после молитвы лишь столько, сколько нужно было для произнесения слов: «Аллахумма, Ты есть Мир и от Тебя исходит мир! Благостен Ты, о Обладатель величия и почета!» (Муслим 592).

Из этого следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вставал сразу после совершения обязательной молитвы и не совершал зикры после неё, а значит, он совершал их после ратибы.

Есть также хадис Анаса ибн Малика: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он вставал сразу после молитвы. Потом я молился вместе с Абу Бакром, и он вскакивал после таслима, как будто вставал с раскалённого камня» (Аль-Му‘джам аль-кабир 1/252, Мусаннаф 2/246, Ас-Сунан аль-кубра 2/182). По мнению аз-Захаби, аль-Хайсами и некоторых других имамов, этот хадис недостоверный.

Мнение большинства законоведов в данном вопросе предпочтительнее. Что касается хадиса ‘Аиши, на который ссылаются ханафитские имамы, то возможно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не вставал полностью, а лишь поворачивался лицом к людям и не сидел в направлении киблы.

Маликитский законовед аль-Азхари пишет: «Желательно, чтобы имам после произнесения таслима не продолжал сидеть на своём месте, независимо от того, есть ли после [обязательной] молитвы добровольная молитва или нет, а должен выйти. Но должен ли он выйти совсем, как сказал автор, или всего лишь поменять место? Под выходом в данном случае подразумевается выход из михраба, а под сменой места — перемещение направо или налево. Сам автор предпочел мнение о смене места. Аль-Аджхури сказал: «Ему (имаму) достаточно поменять позу, в которой он сидит» [Ас-Самар ад-дани, с. 161].

Аль-Бухути пишет: «Желательно, чтобы имам не сидел долго, обратившись лицом к кибле, так как ‘Аиша рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел после молитвы лишь столько, сколько нужно для произнесения слов: "Аллахумма, Ты есть Мир и от Тебя исходит мир! Благостен Ты, о Обладатель величия и почета!"» [Кашшаф аль-кана‘ 1/364].

Таким образом, желательно читать зикр сразу после обязательной молитвы. Некоторые богословы считали это очень важным и полагали, что те, кто читает зикр после ратибы, не получают награду, которая упоминается в хадисах. Шафиитский богослов аль-Кальюби пишет: «Зикр после молитвы считается упущенным, если пауза была достаточно долгой, чтобы считать её таковой, или если была совершена ратиба» [Хашийата аль-Кальюби ва ‘Умайра 1/198].

Другие полагают, что зикр засчитывается, даже если пауза между ним и обязательной молитвой была долгой. Маликитский законовед аль-‘Адави пишет: «После обязательных молитв желательно читать зикр, не совершая между ними добровольной молитвы. Если пауза между ними была долгой, то очевидно, что зикр не был совершен, как предписано, после молитвы. Тем не менее совершивший его получает за это награду» [Хашийа аль-‘Адави 1/284].

Есть и такие ученые, которые считают, что зикр засчитывается, если пауза между ним и обязательной молитвой была недолгой. Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Награда за зикр не пропадает из-за совершения ратибы, но в этом случае зикр лишается своей полноты» [Тухфа аль-мухтадж 2,105-106].

Ни одно из трёх вышеприведённых мнений не подкрепляется ясным текстом из Сунны, поэтому неправильно категорично утверждать, что даже небольшая пауза, которой достаточно для совершения сунны-ратиба, лишает молящегося награды за поминание Аллаха. Поэтому можно заключить, что зикр после совершения ратибы считается правильным, несмотря на то, что желательно читать зикр сразу после обязательной молитвы. А Аллах знает лучше.

Эльмир Кулиев

e-minbar