Ответственность перед Аллахом за дагват

Мы побороть не в силах скуки серой, Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты В нас гибнут средь житейской суеты.
В лучах воображаемого блеска Мы часто мыслью воспаряем вширь
И падаем от тяжести привеска, От груза наших добровольных гирь
(«Фауст», И. В. Гёте, предположительно мусульманин).
«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы». (Сура «Мухаммад», 7 аят). Понятие, которое я вынес в заголовок – существует, и лишь невежда или лицемер будет отрицать его вслух, придумывая для своей позиции отговорки, имеющие «святую» обёртку: да, мол, мы, конечно, несём ответственность перед Аллахом за дагват, но, видите ли, семья… родители… жена пока не укрыта… знаний мало… Отговорок тому, почему некоторые мусульмане стали жить как-то «параллельно» своим убеждениям, накопилось за эти века столько, что про них можно было бы написать отдельную диссертацию. Хочется задать вопрос людям: «Если вы признали, что ислам – это истина, и это – путь, ведущий в рай, то как же вы не желаете, чтобы о нём узнали и остальные люди?».
Приходилось разговаривать на эту тему не раз, и иногда слышал откровенно нелепые рассуждения: «Вот я, мол, захотел узнать про ислам, пошёл к тому-то и всё у него расспросил!». Скажи мне, уважаемый, а смог бы ты узнать у этого человека хоть что-то, рассуждай он тогда так же, как ты сейчас – «у меня нет времени отвечать на ваши вопросы, нужно бежать, дома ждёт жена… дети… (см. выше)»?.. Что это за однобокое мышление: «я исправился, потому что я молодец, а до остальных мне нет дела»?!
На самом деле, в подтверждение ущербных мыслей, которые уже стали для нас нормой, не просто придуманы какие-то отговорки, а написаны целые книги и взращены идеологи. И это еще больше усугубляет наше положение. Не оговаривайтесь, братья – перед Аллахом всё равно будем отвечать. И не только за себя, семью, пополнение знаний, но и за то, что мы сделали (или не делали) для укрепления ислама. Вообще, как вы думаете, там, где вы живёте, религия ислам стала ключевой (одной из ключевых) просто так, что-ли? Ветром её занесло в Среднюю Азию, на Кавказ, Поволжье? Вы же понимаете, что не по интернету кто-то из местных принял ислам, а потом объяснил его соплеменникам! Даже если и было бы так, что некий отдельный человек узнал об исламе, а потом от него приняли и другие, то не произошло бы этого без осознания первым мусульманином ответственности за дагват! Наверняка он шёл по жизни, борясь за него; были встречные ветры, ему мешали, не понимали… Кто-то ему кричал: «Ты самый умный?! Неужели наши предки были глупее тебя?! Ты утверждаешь, что они заблуждались, поклоняясь – скажем – аисту?!». А ведь кто-то не просто кричал, но и вредил служителю ислама.
Например, топором по голове – предположительно так был убит легендарный Акмулла…Среди мусульман есть и такие, кто не отрицает этой ответственности, но их дела ничем – ничем! – не отличаются от дел того, кто живёт, как хочет. Главное, устроиться по жизни теплее, жениться «красивше», зарабатывать больше и тратить всё это так, как только пожелает душа … А ислам – ну да, как же без него! – намаз ведь не отнимает больше одного часа в сутки. Иногда, когда кто-то начинает побуждать нас к действиям, мы делаем недовольные лица или ворчим. Мы что, стараемся на пути Аллаха так, что от у́стали или голода падаем в обморок? Или на столе у нас в два раза (хотя бы) меньше еды, чем у тех, кто в этом мире не верит ни в Аллаха, ни в кого?! Где слова Пророка (ﷺ), сказанные им Омару: «Разве недоволен ты тем, что этот мир – для них, а для нас – ахират?»?
Возможно, с точки зрения журналистики уместно было бы написать после таких слов что-нибудь дипломатичное типа: «Простите, если кого-то обидел». А я вот не буду. Если я этой статьёй никого не обидел и не толкнул на думы, то только одно из двух – либо не смог объяснить я, либо мертвы наши сердца! В любом случае я не перегнул палку с критикой. Если даже во времена сподвижников – в более позднее их время – Анас (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вы совершаете такие дела, которые кажутся вам тоньше волоса, а ведь во время пророка (ﷺ) мы считали их смертными грехами!», то что ты думаешь о нас, брат! Сколько бы мы ни ругали себя, всё равно мало. Окажись кто-нибудь из сподвижников среди нас, он был бы в шоке не от худших из нас, а от лучших, уважаемых, горячо любимых…
Ислам – самое дорогое, что может быть в этой жизни. Если бы правоверному мусульманину сказали: «Мы не просим тебя отречься от веры, а просто перестань совершать намаз, и мы сделаем тебя королём, в противном случае сделаем тебя инвалидом и будешь ты нищим всю жизнь!», то и тогда бы он не отказался ни от намаза, ни от дагвата, ни от какого-то другого положения веры. А что же с нами? Сколько на свете «мусульман» (пишу это слово в кавычках специально – они сами называют себя мусульманами, но нет в них от ислама ничего), которые не совершают намаз из-за своей должности или работы! Они – люди, поставившие людское мнение, деньги или своего начальника выше Аллаха, и я не знаю – да и знать не хочу – какую отговорку они придумали на Судный день…
Почему мы забрасываем службу исламу непонятно по какой причине? Давайте не будем вести себя как человек, который в какие-нибудь 50 лет вспоминает о том, что он делал в школе, какие приключения переживал, как писал экзамены и т. д. – словом, вспомнил, впечатлился, смахнул горючую слезинку и всё. В принципе, бесполезный монолог, который затронул какие-то уголки сердца и не более того. Не должно быть то же самое с исламом: пришёл на хутбу, всплакнул, услышав о праведных предшественниках, возможно и пожурил себя тихонько за то, что я близко не такой!.. Если услышали пример из жизни пророка (ﷺ) и сподвижников, мы должны принять это всем сердцем и действовать!
Ведь имамы говорят это с минбаров не для того, чтобы посоревноваться в красноречии. Брат, если ты прочитал это, подумай сегодня над тем, что ты делаешь по жизни для ислама на своей родине. Если затрудняешься ответить, то дам тебе совет: просто ещё раз прочитай сиру – биографию пророка (ﷺ) – и посмотри, чем и как он жил…
Автор Хайбуллин И. Н. Секретарь, преподаватель, переводчик, публицист при Совете мусульман Башкортостана