Ответ на тезис еретиков "Коран стоит впереди Сунны"...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути! Пусть Аллаh Субханаху уа Тааля Дарует нам благое, праведное и здоровое потомство! Аллаhумма,салли уа саллям аля набиййина Мухаммад. АлhамдулиЛляhи Раббиль Алямин! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаhа!
Ашариты и иные еретики часто отвергают те неудобные для них хадисы, смысл которых не имеет явного подтверждения в Коране. Ответ на эту ересь дан ниже:
"Сей тезис не исходит из однозначно негативного отношения к Сунне – он ставит определённые условия для её принятия. К этим условиям принадлежит идея о необходимости соотносить её с Кораном, дабы быть уверенными в отсутствии противоречий между ними. Если Сунна соответствует Корану, её принимают, а если противоречит ему, её отвергают.
Некоторые из тех, кто приемлет такой взгляд на шариатские тексты, подкрепляют его хадисами типа «В будущем распространится (множество) хадисов от моего имени. Если до вас дошло то, что совпадает с Кораном, то это передано от меня, а если до вас дошло то, что противоречит Корану, то это не от меня». Или такой хадис: «Воистину, я не дозволяю ничего, кроме того, что дозволил Аллах в Своём Писании, и не запрещаю ничего, кроме того, что запретил Аллах в Своём Писании». Другие же проявляют в этих взглядах чрезмерность, доводящую их до полного отказа от Сунны; они утверждают, что все доводы есть в Коране. Если Сунна совпала с ним, то это лишь помогает подвести общий итог и подтверждает его доказательную силу; если же Сунна разнится с ним, то она должна быть отвергнута безо всякого принятия.
Что касается хадисов, цитируемых в связи с данной темой, то дело в этом вопросе обстоит так, как сказал алляма Ахмад Шакир: «Фразы с этим смыслом не встречаются ни в достоверных, ни в хороших хадисах. И хотя об этом передано множество фраз, но все они являются вымышленными или имеют в высшей мере ненадёжный иснад. Поэтому не годится приводить их в качестве аргументов или свидетельств» (cм. «ар-Рисаля» аш-Шафии с его поправками и комментариями, стр. 224). Так что в этом вопросе нет ничего, на что могли бы опираться еретики, сеющие эти сомнения, а всё переданное на сей счёт недостоверно в смысле иснада.
Далее, имамы подметили все проблемы, которые присутствуют в текстах данных хадисов, и предварили их критическими комментариями. Имам Ибн Хазм донёс до нас остроумный признак ложности этих хадисов, после того как подробно раскрыл их слабость и отсутствие даже частичной достоверности в их иснадах, сказав: “Во-первых, мы должны соотнести упомянутые вами хадисы с Кораном; когда же мы соотнесём их с ним, то обнаружим, что Коран противоречит им, ибо Всевышний Аллах сказал: «Те (трофейные богатства) жителей поселений, которые Аллах отдал без боя Своему Посланнику, предназначены для Аллаха, Его Посланника, его родни, сирот, бедняков и путников – чтобы она не досталась богачам среди вас. Берите то, что дал вам Посланник, воздержитесь от того, что он запретил вам, и бойтесь Аллаха – ведь Аллах суров в наказании». [Коран, 59:7]. И сказал Он: «Кто подчинится Посланнику, тот подчинился Аллаху, а если кто-нибудь отвернётся – то Мы не посылали тебя их хранителем». [4:80]; «Воистину, Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты судил споры между людьми так, как тебе это показал Аллах. Посему не препирайся в защиту предателей». [4:105]” («аль-Ахкяму фи усули-ль-ахкям», 2/79).
Он использовал для доказательства безусловный приказ о послушании Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, который дан в Коране без какого-либо упоминания о том, что это подчинение может быть вредным и ложным; этот довод является самым очевидным. Ещё более кратко и ясно это изложил имам аль-Байхакы, сказав: «Хадис, который передан на тему соотнесения хадисов с Кораном, является ложным и недостоверным. Более того, он опровергает себя собственной ложностью, так как в Коране нет никакого указания на то, чтобы соотносить с ним хадисы» («Мифтаху-ль-джанна фи-ль-ихтиджаджи ли-с-сунна» ас-Суюты, стр. 10). И этот аргумент полностью очевиден.
Поэтому невозможно существование каких-либо достоверных хадисов с этим смыслом, ибо доводы Корана противоположны этому – они указывают на обязательность абсолютного повиновения Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и следования по его пути, не упоминая какие-то условия этого.
Но если такие противоречия и существуют, то они относятся к признакам недостоверности данного хадиса, как говорили об этом хадисоведы. Их критика текстов некоторых хадисов была обусловлена в том числе и нестыковкой хадиса с благородным Кораном, другими достоверными хадисами, трезвым разумом или с реальностью в тех вопросах, где хадис нельзя объединить с этими вещами. Если же такое объединение возможно, то к нему нужно прийти, сочетая шариатские доводы и действуя согласно им. Если их невозможно сочетать, то на передний план выходит самый сильный из этих доводов.
Вопрос, как ты видишь, возвращается к тому, чтобы сопоставлять шариатские доказательства, выбирая из них наиболее сильное; таким должен быть слаженный научный подход к этому делу. При этом учёные не имеют цели сразу отдать предпочтение какому-то доводу, они стремятся совместить тексты Корана и Сунны с помощью приемлемых средств, которые дают возможность поступать согласно всем этим текстам. Если нужно выбрать один из нескольких доводов, то они действуют последовательно, учитывая силу и надёжность шариатских текстов и изучая порядок их ниспослания. Если вопрос выбора связан с каким-то шариатским законоположением, о котором известны различные тексты, пришедшие раньше и позже, то ранний довод они считают отменённым, а поздний – отменяющим; учёные предпочитают этот приём совмещению доводов, если обстоятельства указывают на разницу во времени между ними. Но на деле такой приём тоже является одним из видов сочетания шариатских текстов, который сохраняет доверие ко всем преданиям, а в вопросе поступков выдвигает вперёд отменяющие доводы.
Если один текст является достоверным, а другой слабым, то первому отдают предпочтение над вторым, а если два текста разнятся в доказательной силе, то из них выбирают наиболее сильный. Если они и в этом равны, то учёные ищут иные нюансы, которые позволят выбрать один из них, но если учёный не может отдать предпочтение какому-то тексту из-за отсутствия таких нюансов либо наличия у него сомнений, то тогда он воздерживается от выбора.
В число тех вещей, в которых обязан быть убеждён любой мусульманин, входит вера в то, что между достоверным и ясным по смыслу хадисом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Кораном не может быть реального противоречия – поскольку всё это является откровением от Всевышнего Аллаха. В том, что признано Его откровением, невозможны противоречия, а если кому-то там и мерещатся нестыковки, то эти подозрения следует отогнать, совместив два текста. И не являются верными те примеры, где хадис, надёжно известный от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, противоречит ясному указанию в Писании Аллаха. И да помилует Аллах Ибн Таймию, который, приложив усилия для утомительного исследования этой темы, далее говорит:
«Воистину, я изучил множество опровержений достоверных хадисов, которые опираются не на другой достоверный хадис, а используют иные средства, пытающиеся отменить действие хадиса, либо отзывая его, либо давая ему определённое толкование, либо списывая всё на ошибку его передатчика – и обнаружил ошибки только у самих авторов этих опровержений. Даже если они используют для опровержения внешний смысл Корана, то допускают ошибку с одной из двух сторон: либо автор убеждён в том, что сей хадис нельзя понимать буквально, и отвергает его – хотя отрицаемый им смысл хадиса не совпадает с буквальным, либо он убеждён в том, что его буквальный смысл является истиной, (и противопоставляет ему что-то) – хотя внешне противоположный ему довод на самом деле не противоречит этому хадису» («Джавабу-ль-и’тирадати-ль-мисрийя аля-ль-фатйа-ль-хамавийя», стр. 58).
А в другом месте он говорит: «Мы не знаем, чтобы кто-нибудь среди сахабов и табиунов – а они обладали превосходными разумом, знаниями и верой – отвергал достоверный хадис либо толковал его вопреки очевидному смыслу только потому, что он в их понимании мог противоречить Корану, их собственному рассудку или каким-то аналогиям; напротив, верное понимание Ислама было связано с хадисом и с теми, кто ему последовал. А что же тогда сказать о тех, кто жил после них? Всё это принадлежит к числу чудес Посланника и знамений (того, что Аллах) хранит его религию, шариат и сунну» (стр. 76)" («Зухруфу-ль-кауль» аль-Уджайри, стр. 32-39).