Отсутствие единого общероссийского муфтията по типу Русской православной церкви лучше для мусульман?

С момента краха СССР в России сохраняется 3 централизованных муфтията – СМР, ЦДУМ и КЦМСК
На днях в Нальчике состоялась встреча муфтиев всех регионов Северного Кавказа, которые готовятся отметить 20-летие Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Несмотря на разговоры о расколе в его рядах.
Напомним, что КЦМСК был создан в августе 1998 года для координации совместной работы муфтиятов регионов Северного Кавказа. С 2003 года по сей день его возглавляет муфтий Карачаево-Черкессии Исмаил Бердиев. В 2017 году был создан исполком Центра, который возглавил муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов.
В последние годы в СМИ появлялась информация о возможном расколе в рядах муфтиев Северного Кавказа и возможном выходе из КЦМСК муфтия Чечни Салаха Межиева и муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева. «Однако все инсинуации и спекуляции на эту тему оказались безосновательными», - пишет IslamNews.
В итоге, на встрече в Нальчике было принято решение провести 15 сентября мероприятие, посвященное 20-летию со дня образования КЦМСК. Насколько все ладно в рядах этой организации нам отвечают Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа и Руслан Айсин, главный редактор портала «Поистине».
Почему ранее появлялась информация о том, что муфтии Чечни и Дагестана выходили из состава КЦМСК? И о чем говорит последняя новость об их встрече в Нальчике?
Руслан Гереев
Наличие разногласий или спорных вопросов между духовными лидерами вовсе не означает, что встречи северокавказских муфтиев невозможны. Наоборот, это еще раз подчеркивает, что существует много тем, требующих совместного обсуждения и действий с их стороны.
В разные периоды представители различных муфтиятов северокавказских регионов или сами муфтии действительно говорили о своем уходе, и были даже случаи, когда держались обособленно от Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).
Некоторые эксперты пытались подавать это как противостояние муфтиятов, что, конечно же, не так. Это происходило, прежде всего, из-за отсутствия понимания по различным вопросам. Но здравый смысл всегда побеждал. И муфтияты, как основной миротворческий орган в регионе, понимают силу консолидации и совместного сотрудничества.
Руслан Айсин
Участие муфтия Чечни в последней встрече КЦМСК в Нальчике во многом носит протокольный характер. Даже если раньше и проходила информация о его выходе из этой структуры, это не значит, что они прекратили взаимодействие.
Думаю, Чеченская Республика пытается восстановить свое влияние на этот исламский религиозный институт. Для того, чтобы иметь возможность влияния, политический вес, нужно взаимодействовать с этой структурой, по крайней мере, утверждать свою позицию.
Что из себя сегодня предоставляет КЦМСК? Насколько это влиятельная организация? И какие вопросы она решает?
Руслан Гереев
На самом деле, с позиции юриспруденции и духовной власти КЦМСК – это больше консультативный орган. Муфтияты на местах, в республиках Северного Кавказа более сильны и имеют свою строгую религиозную иерархию, поэтому влиять на деятельность муфтиятов в самих республиках, даже при желании не легко.
Современные северокавказские муфтияты – это мощные общественно-политические организации, духовные движения, призывы которых очень важны для сотен тысяч и миллионов людей, проживающих в СКФО. Но самое главное, что для государства муфтияты это гарант стабильности, порядка и духовно-нравственного воспитания населения.
Тем не менее, КЦМСК как общий генератор нужен. И даже при отсутствии полной власти он необходим, чтобы задавать общий вектор совместной работе. Аналогичные структуры есть практически во всех регионах и во всех конфессиональных сообществах. Кроме того, для самих муфтиев - это площадка, где они могут говорить на равных с равными, сделать какие-нибудь общие заявления и прочее.
Руслан Айсин
КЦМСК важная структура, составляет одну из трех централизованных духовных организаций России, которые объединяют региональные муфтияты. Кроме КЦМСК, который объединяет муфтияты Северного Кавказа, существуют еще Совет муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином и Центральное духовное управления мусульман во главе с Талгатом Таджутдином.
Они объединяют под собой муфтияты Центральной России, Сибири и Дальнего Востока. Между ними идет нескончаемое перетягивание канатов в свою сторону. Хотя в последнее время наметились еще структуры в этом поле – ДУМ во главе с отколовшимся от ЦДУМ муфтием Альбиром Кргановым. Но пока у него нет политического веса.
Поэтому эти три структуры – СМР, ЦДУМ и КЦМСК являются главными. У себя в регионе КЦМСК имеет влияние, но на общероссийскую повестку влияет мало, потому что у них нет представительств через кавказские общины в регионах Центральной России. И им не очень-то удается закрепить свое влияние в других регионаз.
Эта организация должна заниматься вопросами жизни мусульман и представлять их интересы во властных эшелонах. Как это получается, другой вопрос. Зачастую наши муфтии тесно работают со светским властями и редко идут вразрез с их позицией.
Для чего России столько муфтиятов - КЦМСК, ЦДУМ, СМР, ДУМ РФ? Почему бы им всем не объединиться в одну общероссийскую структуру? Ведь несколько лет назад была предпринята попытка их объединения? Почему она не реализовалась?
Руслан Гереев
Исторически в России так сложилось, что муфтияты оказались более сильными и организованными, а, следовательно, и более эффективными, чем другие общественные институты. В настоящее время в России действительно несколько крупнейших центров влияния на российскую мусульманскую умму. И это, не считая муфтиятов в регионах, которые сохраняют свою независимость, и формально, и юридически.
При всей централизованности общефедеральные организации, такие как СМР, ЦДУМ, КЦМСК, ДУМ РФ, не имеют реальных рычагов влияния на общины в субъектах страны. В этом плане воздействие происходит через госорганы или профильные госконфессиональные службы, что также важно при общей динамике роста исламских организаций.
Конечно же, есть призывы к объединению и единству мусульман в рамках проповеди (хутбы), и они постоянны в мечетях. Но в плане призыва к общеполитической организации до сих пор нет. Каждая их этих структур, и каждый из «верховных» муфтиев считает именно себя основным регулятором в исламской среде.
Центральное духовенство так и не сумело показать субъектам пример организационного единства, а вместо этого наоборот были и продолжаются попытки еще большего их расчленения. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить новейшую историю взаимоотношений ЦДУМ, СМР, КЦМСК и т.д. Поэтому напрашивается ответный вопрос – откуда же взяться объединению?
Руслан Айсин
Это во многом наследие 90-х годов, когда были некие религиозные свободы, можно было зарегистрировать свои муфтияты, каждая республика старалась это сделать. Москва пыталась посредством этих исламских институтов влиять на них, противопоставляла свои организации. Впоследствии это наследие 90-х застыло в виде многочисленных муфтиятов.
Да, несколько лет назад была такая идея о необходимости объединения всех муфтиятов России в одну структур по принципу Русской православной церкви, общего духовного управления во главе с муфтием. Во многом это была пиар-идея. Муфтии даже сделали какие-то шаги в этом направлении, но ничего из этого не вышло.
Лично я считаю, может и не нужно единое духовное управление, потому что в этом случае власть будет оказывать на нее давление. А общественным мусульманским структурам не останется никакой возможности маневрировать. А при существовании различных муфтиятов остаются возможности для существования разных мнений и конкуренции. И, как и всякая конкуренция, это благо.
Даниял Исаев