Отношения США и Израиля продолжают ухудшаться

Начало правления новой администрации Белого дома ознаменовалось резкой сменой приоритетов Вашингтона по Ближнему Востоку. Так, сообщалось о намерении США восстановить ядерную сделку с Ираном, наладить отношения в Палестиной и так далее. Досталось и арабам, которым заморозили поставки современных истребителей. Естественно, ответ Израиля не заставил себя долго ждать.
В ходе последнего десятилетия между Израилем и Соединенными Штатами сложились определенные трения по поводу китайских инвестиций и вклинивания Китая в израильскую экономику. В прошлом году госсекретарь США Майк Помпео призвал израильских чиновников прекратить китайские инвестиции в страну, заявив, что это подвергает «опасности граждан Израиля» и ставит под угрозу обмен разведданными, коммуникации и вопросы безопасности между США и Израилем.
Отдельной строкой в этой проблеме стал отчет бывшего начальника военно-морских операций США Джонатана Гринерта и бывшего командующего 7-м флотом США Джона Берда, которые были обеспокоены китайскими инвестициями в израильский порт Хайфа на Средиземном море.
В июне 2019 года израильский город Хайфа, несмотря на давление США, подписал 25-летний контракт с китайской компанией Shanghai International Port Group (SIPG) на строительство и эксплуатацию крупного морского морского порта на Средиземном море. Власти США выразили обеспокоенность тем, что китайская компания будет работать недалеко от места дислокации кораблей Шестого флота США и потенциально может собирать ту или иную разведывательную информацию. В своем отчете американские адмиралы пишут следующее:
«Израиль может оказаться вне надежных американских военных, финансовых, коммерческих и технологических сетей, если он не будет действовать решительно, чтобы ограничить китайские инвестиции в страну. Стратегия Пекина направлена на то, чтобы превратить экономическую мощь в геополитическое господство, а гражданские технологии – в военное преимущество».
«Учитывая ценную гражданскую интеллектуальную собственность и транспортные пути Израиля, он представляет собой заманчивую цель для экономического проникновения Китая. Кроме того, израильские технологии, украденные или приобретенные Китаем сегодня, могут быть проданы за гроши завтра, лишив прибыли израильские компании».
Логика правительства Израиля, начавшегося выстраивать экономические связи с Китаем выглядит странно. Китай – не единственный в мире источник денег, но при этом он экономический, как минимум, конкурент США – традиционного союзника Израиля. Поэтому не очень понятно – зачем было лезть на рожон? Точно такие же инвестиции в порты могли сделать и американцы, причем – они еще бы и доплатили за Шестой флот.
При администрации Трампа проблему удалось более или менее разрулить. Так, двумя странами был создан специальный совместный комитет, который был призван следить за потенциальными утечками технологий, ряд сделок с китайскими компаниями отменили, назначив вместо них инвесторов из США и Израиля. А по теме Хайфы была создана договоренность о регулярных инспекциях Хайфы американскими военными.
И вот, как сообщает сегодня haaretz.com, перед американскими инспекторами израильтяне закрыли дверь. Естественно, небо от такого решения не упало и ничего не случилось, но будем смотреть в перспективу.
Ограничится ли Израиль пинком американским адмиралам, которых не пустили осмотреть порт? Нет, конечно, не ограничится – за возобновление ядерной сделки с Ираном такого ответа будет слегка мало. То есть Израиль будет пинать Соединенные Штаты как-то еще, причем гораздо больнее.
Ограничатся ли американские адмиралы, которых не пустили в порт, покупкой обратного билета на самолет? Нет, не ограничатся. Учитывая дружбу новой администрации Белого дома с КНР эта инспекция Хайфы Пентагону теперь не очень и особо нужна, китайцы ведь друзья и не замышляют ничего плохого против Соединенных Штатов. Однако тут вопрос политического престижа: Белый дом послал в Израиль гонцов в проверкой, а у гонцов закрыли перед носом дверь и сказали "ехайте домой". Теперь Белому дому, чтобы не потерять лицо придется как-то отвечать, иначе с другими гонцами в других странах будет точно так же.
Таким образом остановка на Ближнем Востоке несколько накалилась, причем – совершенно без участия Ирана или еще каких-то террористов. И она будет накаляться еще больше, поскольку Саудовскую Аравию и ОАЭ тоже слегка обидели. Закончится это переходом на китайские системы ПВО/истребители или Шестому флоту и Пятому флоту придется искать новые порты – тут мы не знаем, но следим за развитием событий.