Отношение Таджикистана и Узбекистана к "Талибану" разошлись. Средняя Азия и запрещённый в РФ Талибан

Боевики запрещенного в России террористического движения "Талибан" решили провести инаугурацию правительства Афганистана 11 сентября. На церемонию приглашены представители России, Китая, Катара, Турции, Пакистана и Ирана. Страны Запада недовольны составом правительства, которое, на их взгляд оказалось недостаточно инклюзивным, а вот бывшие советские республики разошлись в оценке случившегося.
Панджшерский львенок и Основатель мира
В созданное боевиками правительство Афганистана вошли 33 человека, и все они являются членами "Талибана". Из них 30 - пуштуны, два таджика и один узбек. При этом национальный состав Афганистана выглядит следующим образом: пуштунов около 50% населения, таджиков – 23%, хазарейцев – 10%, узбеков – 9%, далее идут другие народы, среди которых есть киргизы и туркмены
Среди бывших советских республик острее всего на события в Афганистане отреагировали в Таджикистане, и это не удивительно: во-первых, таджиков в Афганистане больше, чем в их титульной республике, примерно в два раза, во-вторых, именно таджики всегда выступали в качестве главной силы, боровшейся с "Талибаном". Не стал исключением и 2021 год. Этнический таджик и сын национального героя Афганистана Ахмад Масуд-младший возглавил борьбу против террористов в провинции Панджшер, где захоронен его отец. Спустя примерно 20 дней последний оплот сопротивления талибам пал при активной поддержке со стороны Пакистана, однако, Масуд и верные ему люди ушли в горы, откуда продолжают партизанскую войну.
Тем временем в Таджикистане были замечены попытки собрать добровольческие отряды, готовые отправиться на помощь соплеменникам в Панджшер, но этого так и не случилось, потому что официальный Душанбе не спешит ввязываться в войну с талибами, которые уже пересидели американцев и за спиной которых стоит ядерный Пакистан. Вместо этого лидер нации Эмомали Рахмонов регулярно выступает с жесткими заявлениями в адрес "Талибана", в том числе предупреждает об угрозе гражданской войны, возмущается бездействием международного сообщества и так далее.
Пока Россия решает, кого отправить на инаугурацию талибского правительства, Рахмонов посмертно награждает "панджшерского льва" Ахмада Шаха Масуда высшей государственной наградой Таджикистана орденом Исмаила Самани. Параллельно с этим посол павшего правительства Афганистана в Таджикистане Мухаммад Захир Агбар заявляет, что провозгласивший себя главой Афганистана бывший вице-президент республики Амрулла Салех недавно приехал в Душанбе, но вернулся на родину, где снова примкнул к сопротивлению.
"Власть "Талибана" является для Рахмонова неприемлемой, потому что она враждебна по отношению к афганским таджикам, которых он традиционно не может не поддерживать. Этническое родство между таджиками играет слишком большую роль и восходит к временам поддержки Таджикистаном "Северного альянса". Но сегодня "Талибан" контролирует ситуацию в подавляющем большинстве провинций, поэтому Таджикистан не может ставить себя в положение страны, которая единственная вопреки всему остальному миру противодействует талибам. В этом случае создастся впечатление, что Душанбе поддерживает ту силу, которая готова продолжать войну в Афганистане, в то время как все остальные государства хотят установить там мир", – рассказал "МК" эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов.
Вместе с тем, он считает, что сегодня Рахмонов не понесет никакого репутационного ущерба, если не сможет помочь афганским таджикам. В крайнем случае он скажет, что сделал все, что было в его силах, но международное сообщество отказалось вмешиваться в дела талибов.
"Его превосходительство" террорист
Намного более мягкую позицию по отношению к "Талибану" заняли власти Узбекистана. В экспертном сообществе этой страны доминирует мнение, что отношения с Кабулом должны быть исключительно прагматичными, независимо от того, в чьих руках там находится власть. На этом фоне президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев заявил, что еще два года назад начал переговоры с талибами, предчувствуя их победу. При этом он назвал одного из лидеров террористов Абдулу Барадара "его превосходительство" и подчеркнул, что тот всегда верен своему слову.
Талибы отрезали таджикские районы Кабула от Интернета и телефонной связи
По случаю формирования правительства Афганистана в МИД Узбекистана сообщили, что надеются на процветание соседнего государства. Кроме того, там подчеркнули, что готовы развивать конструктивный диалог с правительством талибов. Ташкент даже предлагает вовлекать его в региональные интеграционные процессы, чтобы ускорить восстановление Афганистана. Правда, о полноценном признании террористического режима речь пока не идет.
С таким же заявлением выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Говоря о своей готовности помогать Кабулу, он все-таки оговорился, что талибы должны доказать, что на самом деле стали более умеренными, чем были до того, как их режим в Афганистане низвергли войска НАТО.
"Позиция Узбекистана объясняется тем, что Афганистан для него – это важный рынок сбыта. У Ташкента было 100%-е торговое сальдо с Кабулом до падения правительства Гани. Для Узбекистана отношения с властями Афганистана – это вопрос безопасности и престижа. Даже до того, как талибы захватили Кабул, они контролировали ряд районов, которые жизненно важны для планов узбеков выйти к Индийскому океану. Соответственно, переговоры приходилось вести не только с официальными властями, но и с их противниками. При этом талибы больше 20 лет являются одной из ведущих политических сил в Афганистане",– заявил "МК" старший научный сотрудник Сектора Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
В случае Казахстана эксперт тоже указывает на экономическую целесообразность, а вот вопрос безопасности для Нур-Султана стоит не так остро – нет общей границы с Афганистаном. Зато есть проблема регионального лидерства, которое казахи не хотят отдавать узбекам.
Из бывших советских республик не спешат с заявлениями только Туркмения и Киргизия. Представители первой страны накануне приняли участие в совещании глав МИД стран-соседей Афганистана, заявив, что мероприятие было очень важным и направленным на помощь Кабулу. В свою очередь Бишкек пока ограничился только увольнением своего посла, преемника пока не назначили.
"При Сапармураде Ниязове Ашхабад фактически покупал безопасность своих границ за счет предоставления талибам ГСМ, медицинской помощи и так далее. Границы Туркмении с Афганистаном большая, проходит по пустыне, и ее сложно защитить, поэтому такое решение выглядело вполне рациональным. Как связи с "Талибаном" поддерживают нынешние власти, не известно, но можно предположить, что будет нечто подобное, – говорит Притчин. – У Киргизии ситуация проще, потому что нет общей границы, да и в Афганистане почти нет киргизов. Но Бишкек переживает, что из-за большого внимания ОДКБ к проблеме Афганистана Россия может усилить свою группировку в Таджикистане, и в случае очередного таджико-киргизского пограничного конфликта это можно сыграть против Садыра Жапарова"
Артур Аваков
Постоянный адрес статьи - centrasia
В элитах ЦентрАзии раздрай из-за Талибана
Страны Центральной Азии по-разному относятся к новой власти в Кабуле. #Узбекистан и #Казахстан готовы к осторожному сотрудничеству с новым режимом, а #Таджикистан осуждает возможное сотрудничество соседей с талибами* (Талибан – запрещен. организация). Эксперты по Центральной Азии рассказали Ia-centr.ru – почему у стран региона нет единой позиции по Афганистану, и признались, что это обстоятельство "создает определенные трудности для России и Китая".Центральная Азия продолжит спорить из-за Афганистана – эксперты
Аждар Куртов, российский эксперт по Центральной Азии:
Единой позиции по происходящему в Афганистане нет не только у стран Центральной Азии, но и у других крупных сегментов мировой политики – Европейского союза, геополитического Запада, постсоветских стран, стран ШОС.
Разногласия в подходах вполне очевидны, ведь будущее Афганистана при новой власти трудно спрогнозировать. В стране только закончился очередной этап гражданской войны и едва ли талибы* (члены организации, запрещенной в РФ и странах Центральной Азии) смогут удержать контроль всерьез и надолго. Сейчас они хорошо вооружены, благодаря США, но это лишь временное преимущество. Спустя время ситуация может вернуться к сценарию 90-х годов.
Что касается разногласия в позициях стран Центральной Азии, то в первую очередь, бросается в глаза контрастность мнений Ташкента и Душанбе. Эти разногласия вполне ожидаемы.
Узбекистан заинтересован в экономических проектах, которые Республика уже осуществила или планирует реализовать в Афганистане. Узбекистан застрахован от проникновения талибов* на свою территорию, и у Ташкента достаточно сил для самостоятельного отражения возможной угрозы.
У Таджикистана ситуация хуже. Во-первых, страна при первом пришествии талибов* и сейчас принимает беженцев. Напомню, что этнические таджики в Афганистане – вторая по численности населения группа в стране. Потеряв часть влияния после разгрома сил сопротивления в Панджшерском ущелье, Душанбе стоит ожидать волну беженцев. Возможно, даже не одну.
Во-вторых, у Таджикистана нет серьезных экономических проектов, связанных с Афганистаном. Время для переговоров между талибским* Кабулом и Душанбе еще не настало. Еще не остыли автоматы, в Афганистане пока неспокойно.
В перспективе, если все мировое сообщество признает талибов*, то у Таджикистана не будет выбора. В этом вопросе серьезную роль будет играть Китай, точнее, фактор Китая в Таджикистане. У Пекина в сотрудничестве с Талибаном* может многое получиться. Китай – это не только сопредельное государство, но и основной инвестор, который через Ваханский коридор сможет осуществлять совместные проекты с Кабулом.
Ваханский коридор стратегически важен и для Таджикистана. Точно так же, как и зависимость от китайских вложений. В том случае, если КНР будет разворачивать масштабные проекты в Афганистане, то Душанбе откажется от своей позиции по Талибану*.
Андрей Казанцев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИМИ МГИМО:
Странам Центральной Азии желательно сформировать общую позицию по Афганистану. Хотя бы для того, чтобы показать талибам*, что страны региона ЦА представляют собой силу, с которой нужно считаться.
В противном случае тенденция, которая исторически была характерна для многих, и прежде всего пуштунских политических кругов в Афганистане, – смотреть на жителей Центральной Азии свысока, может сыграть негативную роль в отношениях Афганистана с соседями.
Талибское* правительство может начать давление в самых разнообразных формах, вплоть до крайне неприятных. Например, поддержать радикальные исламистские круги в соответствующих странах.
Безусловно, от такого сценария страны Центральной Азии защищает в том числе членство в ОДКБ и наличие двухсторонних отношений по линии военного сотрудничества Узбекистан – Россия.
Сейчас между некоторыми странами региона: Казахстаном и Узбекистаном – с одной стороны, Таджикистаном – с другой, уже наблюдается принципиальное расхождение по ряду позиций. Но тем не менее во время очередной встречи лидеры стран Центральной Азии могут обсудить афганскую проблему в контексте взаимопомощи в борьбе с религиозным экстремизмом, терроризмом, наркотрафиком и т.д.
Это нужно для того, чтобы иметь более скоординированную позицию и разговаривать с Кабулом от лица региона.
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
Возможно, согласованная позиция стран Центральной Азии по ряду афганских вопросов нужна, но ее не будет.
Консультации, выработка совместной стратегии и координация действий для государств ЦА – рекомендации из области фантастики. У стран региона очень разные интересы, степень вовлеченности в афганские процессы. В этой ситуации никакой единой позиции выработать невозможно, хотя это не исключает номинальных заявлений от лица всего региона.
Страны Центральной Азии условно можно разделить на две группы. Таджикистан и Узбекистан имеют общие с Афганистаном границы, делят водные ресурсы, имеют общие проекты. Казахстан и Кыргызстан не имеют общих границ и таких связей технического характера, проектов – за исключением, может быть, гуманитарных программ и торговых отношений.
Может быть, по вопросу Афганистана в ЦА будет выработана единая политическая база, чтобы не возникало неловких ситуаций. Вроде таких, какие могли бы возникнуть с приглашением на инаугурацию в Афганистане делегации из Узбекистана. Общая позиция по ряду подобных вопросов была бы очень удобна, чтобы говорить – "либо приглашайте нас всех, либо никого".
Станислав Притчин,старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН:
Непримиримая позиция Душанбе по отношению к новому Кабулу во многом обусловлена внутренней ситуацией в Таджикистане и положением таджиков в Афганистане. Сложно представить, что власти Таджикистана быстро и резко поменяют свои взгляды.
Вместе с тем, Таджикистан активно участвует в мероприятиях по укреплению безопасности своих границ, наравне с Узбекистаном и Кыргызстаном проводит совместные военные учения, планирует обсуждать вопрос безопасности на грядущем саммите ШОС и т.д.
"На земле" страны Центральной Азии придерживаются общего подхода к проблеме Афганистана. Публичные разногласия же активно демонстрируются на дипломатическом уровне.
Нужно четко понимать, что у каждой страны в регионе свои цели. Узбекистану и Казахстану нужно сохранить за собой свою долю экспорта на афганский рынок. Кроме того, Афганистан всегда был для Ташкента стратегически важным направлением для реализации своих проектов.
Узбекистан всегда, что при правительстве Ашрафа Гани (бежавший президент Афганистана – прим. Ia-centr.ru), что при нынешней власти искал сбалансированную и гибкую позицию в отношениях с Кабулом.
Для России категоричность Душанбе в отношении Афганистана выглядит несколько вызывающе. В случае, если Талибан* займет более жесткую позицию в отношении Таджикистана, чем сейчас – то единственным гарантом безопасности Таджикистана выступит Москва. Таким образом, Душанбе, демонстрируя свою жесткую позицию по Афганистану, втягивает в этот процесс Россию.
Евгения Ким
Постоянный адрес статьи - centrasia
Какие последствия для Казахстана может иметь победа "Талибана"? - М.Алимо
Захват власти в Афганистане движением "Талибан" стал фактом, и ситуация в этой стране является сегодня одной из основных тем международной повестки. Ее активно обсуждают как профессиональные эксперты, так и рядовые граждане, причем активность последних в социальных сетях иногда просто зашкаливает. Оно и понятно: слишком свежи в памяти последствия первого прихода талибов к власти и их, мягко говоря, экзотических методов строительства новой государственности.
Для Казахстана афганские события тоже имеют важное значение, поскольку все это происходит не так уж далеко от наших границ. Главная тема обсуждения – перспектива возможной военной угрозы со стороны талибов для стран Центральной Азии. Поскольку Казахстан не имеет с Афганистаном общей границы, то для нас такой гипотетический сценарий представляется вроде бы не столь угрожающим: он должен больше заботить наших соседей, непосредственно граничащих с Афганистаном, – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Особенно это касается первых двух государств, поскольку этнические диаспоры узбеков и таджиков играют заметную роль во внутриафганских процессах.
Однако, как бы то ни было, строительство исламского эмирата (а именно эта модель является для талибов идеалом государственного устройства) не может не настораживать нас, поскольку, на мой взгляд, для Казахстана в таком случае вырисовываются несколько проблемных моментов.
Прежде всего, это проблема, связанная с афганскими беженцами. Уже более чем очевидно, что их поток будет нарастать с каждым днем. Конечно, основная нагрузка ляжет на приграничные страны – Узбекистан и Таджикистан, и начавшиеся перелеты и переходы афганских военных через границы с ними могут считаться своего рода первыми ласточками. В то же время можно почти не сомневаться, что эти страны не станут последним прибежищем для беженцев из Афганистана. Так уж устроены люди, что они всегда стремятся туда, где, как им кажется, лучше, а следующей на их пути становится территория нашей страны, а потом и Россия. Таким образом, согласно простой логике, наша страна может превратиться в территорию большого афганского транзита. И если это случится, то возникнет серьезная проблема, которую нужно будет как-то решать.
Не секрет, что в нашем обществе, мягко говоря, не самое позитивное восприятие такой пусть даже пока гипотетической перспективы. Однако не стоит забывать, что мы живем в стремительно глобализирующемся мире, и у Казахстана в этом плане наверняка есть определенные обязательства, прописанные в ратифицированных нами международных договорах. А значит, нам, скорее всего, придется принять какую-то часть афганских беженцев. И уж если такие обязательства есть, то соответствующие государственные структуры и спецслужбы должны всесторонне проработать эти вопросы. Причем усилия госорганов в данном направлении должны быть понятны обществу и находить отражение в СМИ, чтобы граждане знали, как эта проблема будет решаться на практике.
Еще один проблемный аспект касается того, как и на каких принципах талибы будут выстраивать свою политику в отношении ближайших соседей по региону, в том числе и Казахстана. На мой взгляд, здесь прежде всего важна ее идеологическая составляющая. Талибы в некотором роде являются "новаторами" с точки зрения трактовки исламской идеологии. В том смысле, что они пытаются вдохнуть новый импульс в исламскую доктрину и построить государственность, опираясь на сугубо исламские ценности. Это касается и экономических отношений, и политического устройства, и принципов организации судов, и системы образования, и формирования культурных ценностей, и особенно вопроса о месте и роли женщин в жизни обществе. Понятно, что многие их установки входят в серьезное противоречие с тем, что является привычным и обыденным для таких обществ, как наше.
Учитывая наступательный характер политической философии талибов и их пассионарную заряженность, можно предположить, что они вряд ли ограничат свою практику рамками собственно Афганистана. Допустим, риск военной угрозы с их стороны маловероятен, однако нельзя исключать того, что сопредельные государства столкнутся с таким явлением, как "экспорт революции". В данном конкретном случае имеется в виду экспорт идеологии исламского толка, которая, скорее всего, будет строиться на коранических догматах о создании справедливого общества. А подобного рода философии во все времена были наиболее привлекательными, особенно для людей, живущих в обществах с не самой стабильной социально-политической атмосферой.
Можно вспомнить пример "экспорта" исламской революции из Ирана. После установления там теократического режима и по сей день Иран оказывает довольно сильное влияние на внутриполитические процессы в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливан. И это несмотря на то, что между ними существуют довольно глубокие культурологические различия. А еще у Тегерана на этой же почве сложились непростые отношения с цитаделью исламской ортодоксии – Саудовской Аравией и другими арабскими монархиями. Хотя все эти страны исповедуют одну религию, но, правда, с не совсем совпадающими базовыми установками.
Впрочем, вернемся в родные пенаты. Признаем честно: в последние годы у нас складывается непростая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация: наблюдается ощутимый рост уровня безработицы, налицо тенденция к маргинализации общества. Учитывая эти негативные тренды, можно сделать вывод, что в недрах нашего социума может сформироваться питательная среда для распространения радикальных установок, облаченных в религиозную оболочку. И, возможно, именно талибы с их риторикой могут выступить в роли генератора таких идей. Ведь не секрет, что в нашей стране и ранее существовали различные исламские течения сектантского толка. Их адепты объединяются в сообщества, которые зачастую действуют в полуподпольном формате. Об этом неоднократно заявляли сотрудники правоохранительных органов и эксперты. И как тут не вспомнить тревожные события, имевшие место в конце "нулевых" годов в некоторых районах на западе Казахстана. Тогда была обнародована информация о связях наших религиозных радикалов с печально известной террористической организацией ИГИЛ. В тот период проявился еще один негативный тренд: некоторые граждане нашей страны, поддавшись пропаганде адептов радикального ислама, начали выезжать из Казахстана, чтобы принять участие в военных действиях на стороне "игиловцев". Остается надеяться, что из этого печального опыта были извлечены правильные уроки и что мы не наступим в очередной раз на одни и те же грабли.
Как бы то ни было, наверное, нельзя полностью исключать вероятность того, что идеи, которые исповедуют и пропагандируют талибы, могут получить распространение и у нас. Чтобы избежать такого варианта развития событий, очень важно в первую очередь усилить идеологическую работу, с чем у нас имеются серьезные проблемы. Кроме того, более прозрачной должна быть работа правоохранительных органов по противодействию деструктивным религиозным объединениям. Общество и граждане должны быть в курсе основных трендов, которые наблюдаются в этом направлении, и тогда общественное мнение не будут будоражить всякого рода слухи и домыслы неадекватных "активистов" в социальных сетях. Да и восприятие процессов, происходящих в Афганистане, возможно, станет менее болезненным, менее острым, и люди поймут необходимость того или иного участия Казахстана в распутывании тугого узла проблем, которые могут возникнуть после установления власти "Талибана".
Громко может заявить о себе еще одна проблема, связанная с Афганистаном. Она застарелая и даже в какой-то степени набившая оскомину. Имеется в виду наркотрафик через нашу территорию. Не секрет, что он существовал почти всегда, и соответствующие государственные структуры Казахстана более или менее успешно противостояли этому злу. И хотя талибы во всеуслышание заявили, что они будут активно пресекать всякие попытки наладить наркотрафик из Афганистана, это вовсе не означает, что так и будет на самом деле. А потому эту гипотетическую проблему тоже нужно иметь в виду и быть готовыми противостоять ей.
На мой взгляд, должно быть ясное понимание того, что при любом раскладе процессы, происходящие в Афганистане, так или иначе затронут нас. Поэтому следует своевременно и грамотно просчитать все возможные варианты развития событий. И в военном плане, и особенно в идеологическом, который может стать самым проблемным. Здесь очень важно четко расставить акценты, иметь ясный и глубоко проработанный план действий, чтобы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, как говорится, "не бить по хвостам".
Еще раз повторю: работа соответствующих государственных структур должна быть прозрачной и понятной для населения, чтобы общественное мнение воспринимало афганскую проблематику не с тревогой, а с пониманием, возможно, даже с элементом сочувствия. Только такой подход будет способствовать формированию в обществе уверенности в том, что наше государство готово ко всем возможным вызовам и угрозам с южного направления.
Автор статьи: Мади Алимов
Постоянный адрес статьи - centrasia
Токаев: Мы готовы наладить конструктивные контакты с новыми властями Афганистана
Глава государства Касым-Жомарт в выступлении на церемонии вручения верительных грамот обозначил позицию Казахстана в связи с ситуацией в Афганистане. Об этом на своей официальной странице в Facebook сообщил пресс-секретарь президента Берик Уали. "Прагматичная внешняя политика Казахстана приобретает особую важность на фоне серьезного кризиса в Афганистане. Хотя мы не имеем общих границ с этой истерзанной войной страной, от Алматы до Кабула всего один час полета", - указал президент. Токаев подчеркнул, что находится в тесном контакте со своими коллегами из стран СНГ, Евросоюза и Ближнего Востока, а также отметил, что всегда готов обменяться мнениями с главами государств и правительств, если будет выражено такое намерение.
"Пока же бурные события в Афганистане привлекли внимание к проблемам региональной безопасности. Казахстан готов сотрудничать с вашими странами с целью пресечения распространения насилия, незаконного оборота наркотиков и неконтролируемой миграции за пределы Афганистана. Надеюсь, талибы (движение признано террористическим на территории Казахстана и ряда других стран - прим. ред.) докажут, что они на самом деле придерживаются более умеренных позиций и открыты к переговорам, сформировав действительно единое, инклюзивное и представительное национальное правительство", - сказал президент послам иностранных государств. По словам президента, Казахстан считает, что Афганистан должен стать стабильным, суверенным и единым государством, живущим в мире с собой и со своими соседями. "Мы готовы наладить конструктивные деловые контакты с новыми властями, прежде всего для решения острых гуманитарных проблем, с которыми столкнулась эта многострадальная страна", - заявил Касым-Жомарт Токаев.
По мнению главы государства, международное сообщество не должно оставлять Афганистан в этот переломный момент один на один с текущими трудностями. "Напротив, мы должны интегрировать идею экономического и устойчивого развития во все будущие действия и планы в отношении Афганистана", - резюмировал лидер. Напомним, накануне Токаев заявил, что Казахстан рассматривает возможность возвращения из Афганистана находящихся там кандасов.
Источник - nur.kz