Отдаление от верующих

Хвала Аллаху Господу миров!
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Кто лишился сопровождения верующих и вышел за пределы веры, тот лишается благой защиты, которую предоставляет им Аллах, ибо, поистине, Аллах защищает тех, кто уверовал. И он лишается всякого блага, которое Аллах упомянул в Своей Книге как следствие веры. Их около сотни и каждое из них лучше этого мира со всем, что в нём.
К ним относится великая награда: «...а ведь Аллах одарит верующих великой наградой» (сура 4 «Женщины», аят 146).
К ним относится защита от зла в этом мире и в мире вечном: «Поистине, Аллах оберегает тех, кто уверовал» (сура 22 «Хадж», аят 38).
К ним относится испрашивание ангелами — носителями Трона — прощения для такого человека: «Те [ангелы], которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (сура 40 «Прощающий», аят 7).
К ним относится покровительство Аллаха. А тот, кому покровительствует Аллах, не будет унижен: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали» (сура 2 «Корова», аят 257).
К ним относится и то, что Аллах повелел ангелам укреплять и поддерживать такого человека: «Вот твой Господь внушил ангелам: “Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали!”» (сура 8 «Добыча», аят 12).
К ним относится и повышение степеней у Аллаха, прощение и щедрый удел. К ним относится и могущество: «Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» (сура 63 «Лицемеры», аят.
К ним относится и то, что Аллах — с верующими: «Поистине, Аллах — с верующими» (сура 8 «Добыча», аят 19).
К ним относится и возвышение в этом мире и в мире вечном: «Аллах возвышает степени тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура 58 «Препирательство», аят 11).
К благам, которые Он дарует верующим, относится и то, что Он одаряет их вдвойне из Своей милости, дарует им свет, с помощью которого они ходят, а также прощение грехов.
К ним относится любовь, которой Всевышний Аллах одаривает верующих, внушая Своим ангелам, пророкам и праведным рабам любовь к ним: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» (сура 19 «Марьям», аят 96).
К ним относится избавление от страха в день, когда будет господствовать великий страх: «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, не познают страха [при встрече с Господом] и не будут опечалены [утратой мирских благ]» (сура 6 «Скот», аят 48).
К ним относится и то, что они и есть те облагодетельствованные, о которых сказано, что мы должны просить наставления на путь, которым следуют они, по семнадцать раз ежедневно.
К ним относится и то, что Коран для них — верное руководство и исцеление: «Скажи: “Он — верное руководство и исцеление для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это — те, к которым взывают издалека [и они не слышат и не отвечают]”» (сура 41 «Разъяснены», аят 44).
Таким образом, вера является причиной прихода к человеку всякого блага. Вера — причина всякого блага в этом мире и в мире вечном, тогда как отсутствие веры — причина всякого зла в этом мире и в мире вечном.
Так как же может раб Аллаха с лёгкостью совершать то, что выводит его из веры и создаёт пропасть между ним и верой, хотя и не выводит его внешне из числа мусульман? Если он будет продолжать грешить и станет упорствовать в своих грехах, то у нас есть все основания опасаться, что они окутают его сердце и выведут его из ислама полностью. Именно поэтому наши праведные предшественники испытывали страх. Некоторые из них говорили при этом: «Вы боитесь грехов, а я боюсь неверия»
«Ад-да’ ва ад-дава’»; «Избранное», 3/204-208
أُوْلَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْكَـٰفِرُونَ حَقًّۭاۚ وَأَعْتَدْنَا لِلْكَـٰفِرِينَ عَذَابًۭا مُّهِينًۭا
Они сущие неверующие, и Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. Коран 4:151
Каждому человеку ясно, что все люди делятся на правоверных, уверовавших в Аллаха и всех Его посланников, и неверующих, отвергающих все это.
Но есть еще третья группа – это те, кто заявляет, что уверовал в одних посланников, но не признает других. Такие люди полагают, что избранный ими путь спасет их от Божьей кары, однако их надежды совершенно безосновательны.
Они фактически проводят грань между Аллахом и Его посланниками, ибо если человек действительно возлюбил Его, то он непременно возлюбит всех Его посланников. Только в этом случае его любовь к Аллаху будет совершенной.
Если же он питает ненависть к одному из посланников, то фактически питает ненависть к Аллаху и всем остальным посланникам. Всевышний сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом (Гавриилом) и Микаилом (Михаилом), то ведь Аллах является врагом неверующих» (2:98).
Таким же образом можно утверждать, что если человек отказывается уверовать в одного из посланников, то он не верует во всех посланников и даже в того, чьим последователем он себя считает.
И чтобы никто ошибочно не предположил, что они занимают промежуточное положение между верой и неверием, Аллах назвал их подлинными неверующими.
Они говорят, что уверовали в некоторых из посланников, однако они не веруют в них, ибо, если есть доводы, побуждающие их уверовать в посланников, которых они принимают, те же самые доводы, или похожие доводы, или еще более убедительные доводы побуждают их уверовать в тех посланников, которых они отвергают.
Если же есть сомнительные обстоятельства, из-за которых они отвергают пророков, в которых они отказываются уверовать, то те же самые или похожие на них обстоятельства, или даже еще более весомые обстоятельства, могли бы стать основанием для того, чтобы они отвергли пророков, которых они признают.
Следовательно, они потакают своим желаниям, а их слова – всего лишь безосновательные заявления, которые можно без труда опровергнуть похожими словами.
После упоминания о том, что они – самые настоящие неверующие, Аллах упомянул о наказании, которое уготовано для них и для всех остальных неверующих. Они надменно отказывались уверовать в Аллаха, и поэтому Он унизит их и подвергнет мучительной каре.