Осторожно, мечеть

Осторожно, мечеть

Как на деле следят за порядком в мечети во время пятничной молитвы, выясняли корреспонденты «Кавказской политики» Рената Шабанова и Василий Полонский

Прошла неделя после стычки у Исторической мечети в Москве. Корреспонденты «Кавказской политики» отправились на Большую Татарскую понаблюдать за тем, как пятничная молитва пройдет на этот раз.

Мечеть под контролем

Холодная улица встретила нас эвакуаторами, скучающими волонтерами, полицией, ОМОНом, металлоискателями и железными ограждениями.

Братья-мусульмане подтягивались неспешно. Скорее всего, все выглядело, как обычно. Разве что обращала на себя внимание дорожная полиция, которой, вероятно, не было в прошлую пятницу, поскольку ее обязанности взяли на себя омоновцы, задержавшие участника ДТП.

Полицейские пребывали в веселом расположении духа. На контроле при проверке сумки у молодого азиата один из них пошутил, вертя в руке непонятный белый электроприбор: «Детонатор что ли?»

И тут мы, стоя в сторонке и снимая происходящее, поняли, что нашей камере человек в форме улыбаться не будет.

Надо признать, досматривали парня досконально. Попросили достать из сумки все содержимое. При этом обратили внимание на коробку в черном пакете только после того, как подошел коллега постарше. В пакете нашли пустой пластмассовый контейнер.

«Это сегодня начали так проверять, потому что народу очень много будет, – рассказывает нам уроженец Таджикистана, который посещает мечеть на Татарской с 96-го года. – В праздничные дни очередь может растянуться на полтора километра, дойти до метро, до трамвайных линий».

«Это должно было быть так и в прошлую пятницу», – уверяет полицейский, отметив, что неделю назад «были небольшие отклонения».

«Досмотр проводится на любых праздниках, независимо от религии, – объясняет он. – Досмотр — он обязателен. Мало ли что? Вот только что шел человек с психическими отклонениями... И завтра праздник. Надо нам обеспечить, чтобы людей никто не обидел, чтобы они нормально все сделали».

«Примерно придет семь-восемь тысяч людей, здесь двадцать сотрудников полиции. Где вы видите усиление? – удивляется страж порядка. – А досмотр всегда должен быть внимательным. Это зависит от сотрудника: один стоит, в носу ковыряется, а другой нормально работает. Агрессивных мер со стороны властей нет. Только создание условий».

В администрации мечети нам заявили, что съемка на территории запрещена, поскольку конфликт в прошлую пятницу был усугублен людьми с камерами.

Между тем Большая Татарская немного оживилась. Появились работники мечети с проводами и мегафонами. Мусульмане становились в очередь у металлоискателей. А кто-то не мог проехать к двору своего дома...

- А у вас каждую пятницу такие проблемы? – спрашиваем.

- Иногда и хуже, – отвечает нам мужчина и отчего-то радостно улыбается. – Бывает, ни въехать, ни уехать.

- То есть не пропускают, зависит от полицейского?

- Да нет, пропускают, но время тратится... Пока всех найдешь, можно и на работу опоздать.

Необычная пятница

- Мы хотим пожаловаться на то, что в прошлую пятницу мусульмане расположились на детской площадке, – говорит нам еще одна прохожая, которая согласилась ответить на наши вопросы после того, как мы услышали ее жалобы сотруднику ОМОНа.

- А что они делали?

- Молились. Сами понимаете, когда я гуляла с внучкой, ребенок испугался «нашествия». Они и во дворе расположились, и на детской площадке...

- А если бы приехали старообрядцы, это вызвало бы такие эмоции?

- А какая разница, кто? Детская площадка для этого не предназначена. Я понимаю, что не они в этом виноваты. Но считаю, что полиция должна это контролировать.

Прогулявшись к дому напротив мечети, мы забрели в магазин халяльных продуктов, где решили расспросить продавцов об инциденте недельной давности.

- Я думаю, кавказская полиция получше меня об этом знает, – отвечает нам мужчина, неправильно услышав название нашего издания. – Одни говорят так было, другие говорят эдак, – начинает рассказывать он.

- А вы сами не видели?

- Мы видели, слушали их спор... Одни говорили, что он хотел проехать. Его не пускали...

- Вот ты стоял спокойно сегодня, а он полез на рожон, – вклинивается в разговор другой работник магазина.

- Но это не значит, что он это сделал специально, – спорит первый.

Выходим из магазина и слышим беседу пожилой дамы с ярко-красными волосами и прихожанина.

- А как называется? Курбан-байрам? – интересуется бабушка. – А тряпку на землю будете стелить?

- Да, будем молиться.

- Так вы же ее испачкаете об воду-то, об грязь.

- Да, подметем...

- Как интересно тут у вас...

А на другой стороне дороги еще одна бабушка, пожав руку омоновцу, наставляет: «Защищайте наших русских».

Москве нужны мечети

Чем больше прихожан прибывало в мечеть, тем чаще мы стали ловить на себе недовольные съемкой взгляды. Было похоже на то, что мусульмане относятся к нам как к провокаторам.

Взглядами все не ограничилось.

«Вы бы лучше освещали то, что в Москве всего четыре мечети», – делает нам замечание работник Исторической, который, судя по рации и активным взаимодействиям с полицией, обеспечивает порядок на территории.

Его отвлекает возмущенный проверками прихожанин, который спрашивает, на каком основании ОМОН имеет право досматривать его. Настроения произошедшего на прошлой неделе так и витают в воздухе.

- А у вас есть разрешение на съемку? – говорит мужчина, смелой походкой идущий к нам.

- А мы не на территории снимаем (стоим за ограждением на Большой Татарской).

- Это территория мечети, когда мы молимся. Я тебе сейчас хребет сломаю. Убери свой фотоаппарат.

Правда, после наших пояснений прихожане становились «смиренней», некоторые даже одарили нас «спасибом».

Сегодня здесь дежурят волонтеры от муфтията. Удивила раздача ими сим-карт на территории мечети.

«Во-первых, некоторые люди сюда приезжают. У них документов нет, чтобы нормальную сим-карту себе купить. Во-вторых, люди, которые их раздают, наверняка имеют с этого какие-то деньги», – пояснили нам сами же волонтеры.

На выходе после молитвы нам встретился русский по национальности молодой человек, который в 2010 году принял ислам. Говоря об инциденте, он поднял вопрос о числе столичных мечетей.

«Собянин как-то сказал, что если бы в мечеть ходили только те, у кого есть прописка в Москве, четырех мечетей было бы достаточно. Кажется, что он просто не знает истинную картину».

Работник Исторической мечети на Большой Татарской улице бесплатно раздает пирожки после пятничного намаза

На видео: корреспонденты Кавказской политики общаются с москвичами перед началом пятничной молитвы в Исторической мечети на Большой Татарской

Ссылки по теме инцидента между ОМОНом и мусульманами на Большой Татарской улице в Москве:

Адвокат: Инцидент между ОМОНом и мусульманами в Москве вызван нехваткой мечетей

Правозащитник: Провокации со стороны ОМОНа у мечети не было

Совет муфтиев призвал сохранять спокойствие после инцидента у мечети на Большой Татарской

Совет муфтиев направит наблюдателей в московские мечети на Курбан-байрам

На два месяца арестовали уроженцев Ингушетии после инцидента у мечети в Москве

После инцидента у мечети в Москве ОП создала группу по безопасности на исламских праздниках

kavpolit