Осознание милости благополучия

Осознание милости благополучия

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«[К величайшим разновидностям Его благодеяния и доброты в предопределении грехов] относится и то, что они учат его ценить эту милость — благополучие, даруемое Аллахом, и Его благоволение, которое выражается в содействии ему и оберегании его. Тот, кто взращён в благополучии, не способен представить, через что приходится пройти тому, кто подвергается испытаниям, и не способен оценить эту милость по достоинству. Если бы покорные Всевышнему Аллаху осознавали, что на самом деле они облагодетельствованы Им и что они должны благодарить Аллаха во много раз больше, чем остальные, — даже если они спят на земле и жуют камни. Ведь они — обладатели совершенной милости. И поистине, тот, кому Аллах предоставляет возможность [будто бы безнаказанно] ослушиваться Его, ничтожен для Него, и это вовсе не потому, что Господь его желает оказать ему почёт таким образом. Даже если Он дарует им много мирских благ и открывает им пути к ним, на самом деле они подвергаются испытаниям.

Когда душа раба Аллаха начинает требовать от него мирских благ и услад и внушать ему, что он погряз в трудностях и находится в стеснённых обстоятельствах, Аллах покрывает его милостью Своей и испытывает его некоторыми грехами. И тогда он понимает, в каком благополучии и благе пребывал он, и осознаёт, что те мирские блага и услады, которых требовала его душа, не идут ни в какое сравнение с милостями, которые были у него. И после этого он отчаянно мечтает вернуться к своему прежнему положению и вновь обрести дарованное ему ранее Аллахом благополучие».

См. «Мифтах дар ас-саада»; «Избранное», 3/339-340