Основа закята (нисаба) сегодня — золото, а не серебро!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
В нашем современном богословском поле возникла дискуссия относительно актуальности выплачивать закят на основе серебра, которое издавна принималось за имущественный ценз, поэтому в пророческой эпохе и в последующие века таких споров не наблюдалось. По причине того, что денежная валюта, которая олицетворяет золото, пусть даже в реальности эти бумаги не совсем олицетворяют золото, но вера людей в ценность этих бумаг равняет эти бумаги с золотом, читатель не найдет упоминаний этого вопроса в классических богословских трудах мусульман.
Сегодня закят аль-маль выплачивается исходя из золота, не серебра. На этом академия исламских исследований Египта, как сказал выдающийся ученый Салях ас-Сауи, но современные ученые из КСА (Саудовской Аравии), а также постоянная комиссия фетв и исследований (ляджна) не придерживаются этой позиции.
У наших оппонентов два аргумента в пользу своей позиции:
В этом больше пользы для бедняков. Так больше бедняков смогут получить свои права.
Это безопасней, более оправдано. Таким образом с человека легче снимается ответственность закята.
Ответим на эти аргументы:
1. В этом больше пользы для бедняков
Я лично склоняюсь к такому подходу и усматриваю в нем гуманность, но юридически канонически (вернее контекстуально) вынужден не согласиться по ряду причин:
Во-первых: в традиционных тематических трудах излагается согласованная основа этого вопроса: денежный ценз закята (нисаб): 20 динар или 200 дирхамов. Что касается динара, то он равняется 4.25 грамм, умножив на 20 получаем 85 грамм золота, чистого золота — 24 карата (999). Что касается одного дирхама, то он равняется 2.975 грамм, умножаем на 200, получаем: 595 грамм. В древние времена 85 гр. золота равнялось 595 грамм серебра.
Проблема в том, что сегодня стоимость 85 грамм золота не равняется стоимости 595 (600) граммам серебра, следовательно, хукм, который был прикреплен на изначальную валютную единицу, утерян.
85 грамм золота стоит 471 155 тыс. рублей.
595 грамм серебра стоит 41 429 тыс. рублей.
Один грамм золота стоит 5 543, а грамм серебра 69,63, посмотрите какая колоссальная разница!
За 595 грамм серебра в пророческое время можно было купить двадцать баран Хиджаза (Мекка, Медина, Таиф, Ямама, Янбу’, Джидда), а сегодня на эту сумму можно взять 3/4 нормальных барана.
Во-вторых: когда пророк ﷺ отправлял Му’аза, да будет доволен им Аллаh, он сказал ему:
فإن هم أطاعوك لذلك، فأعلمهم أن الله افترض عليهم صدقة في أموالهم، تؤخذ من أغنيائهم فترد على فقرائهم
Если они подчинятся тебе, то донеси до них, что Аллаh вменил им в обязанность закят из их имущества, который изымается с их богатых и возвращается к их бедным. Аль-Бухари и другие.
Разве тот, кто имеет на руках 41 тысячу рублей считается богатым? Обладатель полумиллиона тоже не считается богатым, но если эта сумма хранилась у него год и она не была потрачена, то это свидетельствует о том, что он более или менее состоятельный, что не сказать о 40 000, и добавьте к этому инфляцию, подорожание цен на продукты в двое и так далее.
В третьих: аргумент: масляха для бедняков — хороший аргумент, но тогда и сумма закята будет значительно низкая, что не сказать о закате с золота.
Если человек выплатить закят с 41 429 рублей, то он составит 1035 рублей, а если человек выплатит закят с 471 155, тогда он составит 11 778 рублей, я думаю вы согласитесь, что бедняку вторая сумма покажется привлекательней.
Но оппоненты могут возразить, сказав: зато с 41 429 смогут выплатить 8 человек из десяти, а с 471 155 выплатят лишь 3 человек из десяти, следовательно, больше бедняков получат денег, пусть хоть 1035 рублей.
Мы ответим: лучше, чтобы три бедняка из десяти получили реальную сумму, что явно принесет им облегчение, чем если бы восемь из десяти получили по 1000 рублей, которые лишь незначительно повлияют на их материальное состояние.
Говоря проще: лучше одному из троих дать три хороших глотка холодной воды, чем дать всем троим лишь намочить/освежить ротовую полость.
В четвертых: приведу простой пример: у нас два муслима, Ахмад и Зейд, у Ахмада четыре верблюда, а у Зейда нет ни одного, но у него есть 41 429 тыс. рублей. Так вот, если мы будем за основу нисаба брать серебро, тогда Зейд обязан выплатить закят, а Ахмад нет, почему? Потому что у Зейда 41 429 тыс. рублей, что есть минимум нисаба, а у Ахмада четыре верблюда, а этого не достаточно для закята, так как минимальный нисаб с верблюдов — пять верблюдов. Если идти по логике наших оппонентов: Зейд входит в категорию богатых, раз он обязан выплатить закят, а Ахмад входит в категорию бедных, раз он не обязан плотить закят, имея при этом четыре взрослых верблюда, которые в совокупности стоят приблизительно 400 000 рублей (это минимум, а стоит один верблюд 120/130 и выше).
Четыре двугорбых племенных верблюда в среднем обойдутся как раз 450 000 тыс. рублей, и все равно такой не обязан выплачивать закят пока верблюдов не станет пять. Вот и выходит: обладатель имущества, эквивалентного 450 000 рублей не обязан платить, а обладатель имущества, эквивалентного 41 000 тыс. рублей обязан. Спрашивается: в чем здесь масляха?
Другой пример: нисаб с овец составляет 40 голов, следовательно, обладатель 39 овец не обязан выплачивать закят, но вот обладатель 41 429 обязан. Сложно назвать это масляхой.
Это позиции придерживаются: Салях ас-Сауи, ‘Усман аль-Хамис, Мутавалли аль-Бараджили, Мухаммад Хишам ат-Тахири и другие уважаемые шейхи.
2. Это безопасней, более оправдано
С этим тоже сложно согласится, ведь если человек выплатит закят с 41,700 тысяч, думая, что его имущество достигло нисаба, он уже не выплатит закят в тот момент, когда его имущество действительно достигнет нисаба по золоту, относительно которого мы не разногласим.
Между сторон нет разногласия, что нисаб золота именно такой, какой он есть сейчас, разногласие как раз в серебре, так как можно говорить о безопасности в выплачивать закят с серебра, если наша сторона вообще не считает стоимость серебра нисабом?
Простой пример: Ахмад имеет 595 грамм серебра, прошел год и он выплатил с него закят, что с точки зрения нашей позиции не есть нисаб, и теперь Ахмад живет себе и работает, и тут к нему приходит ризкъ от Всевышнего в размере 95 грамм золота, но Ахмад не будет вести отчет с этого момента для фиксации нисаба с золота, так как он убежден, что закят он уже выплатил, вот и получается: реальный нисаб остался в стороне.
Выводы:
В любом случае вопрос остается открытым и спорным, и ни одна из сторон не вправе заявлять об однозначности, но со стороны нашего представлении этого вопроса могу сказать, что оппоненты заняли гуманную позицию, но не обоснованную.
Мы не против гуманности, мы не призываем оставлять бедняков, на против, наши братья, не имеющие возможность платить закят итак помогают другим беднякам. Наши несостоятельные семьи не оставляют без помощи другие несостоятельные семьи, а посыл наш в следующем: мы считаем позицию оппонентов ошибочной, возлагая фард на человека, обладающего 41300 тыс. рублей, и вовсе не по причине привязанности к мирскому, упаси Господь, а из-за ответственности закята, ведь не выплачивающий закят совершает тяжкий грех, это согласно хадису:
مَن آتاه اللهُ مالًا، فلم يؤَدِّ زكاتَه، مُثِّلَ له ماله شُجاعًا أقرَعَ، له زبيبتانِ، يُطوِّقه يومَ القيامة، يأخُذُ بلِهْزِمَتَيهِ- يعني شِدْقَيه، ثم يقول: أنا مالُكَ، أنا كَنْزُك. ثم تلا: وَلَا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَهُمْ بَلْ هُوَ شَرٌّ لَهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
Тот, кому Аллаh дал имущество и он не выплатил с него закят, явится к нему это имущество в образе обнаженной (из-за токсичности) змеи, которая будет обвиваться вокруг него в день воскрешения, возьмет его за челюсти и скажет: я твое имущество, я твое сокровище, затем (пророк ﷺ)прочитал аят «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». Аль-Бухари и другие от Абу Хурайры.
В другом хадисе пророк ﷺ сказал:
تَأْتِي الْإِبِلُ عَلَى صَاحِبِهَا عَلَى خَيْرِ مَا كَانَتْ إِذَا هُوَ لَمْ يُعْطِ فِيهَا حَقَّهَا تَطَؤُهُ بِأَخْفَافِهَا وَتَأْتِي الْغَنَمُ عَلَى صَاحِبِهَا عَلَى خَيْرِ مَا كَانَتْ إِذَا لَمْ يُعْطِ فِيهَا حَقَّهَا تَطَؤُهُ بِأَظْلَافِهَا وَتَنْطَحُهُ بِقُرُونِهَا
(В день воскрешения ) верблюды придут к своему хозяину в лучшем образе (которым они обладали), и если он не выплачивал с них закят, они будут топтать его своими копытами. Придут овцы (в судный день) к своему хозяину в наилучшем виде (которым они обладали), и если он не выплачивал с них закят, они будут топтать его своими копытами и бодать рогами. Аль-Бухари, Муслим и другие от Абу Хурайры.
Также в хадисе Абу Хурайры сказано: На каждого обладателя золота и серебра, не выплатившего с них закят, в судный день положат огненные плиты, на которых будут лить (эти расплавленные металлы) и они будут жечь его. Будут жечь его лоб, бок и спину. Каждый раз, как они остынут, вернуть вновь, и (продолжительность) этого дня будет пятьдесят тысяч лет, пока не завершиться суд над рабами, и тогда покажут его дальнейшее место пребывания: либо в раю, либо в аду. Аль-Бухари, Муслим и другие.
Просим у Всевышнего защиты от этого!