Оправдание по незнанию

Оправдание по незнанию

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Новое наставление шейха Салиха ас-Сухейми относительно вопроса «оправдание по незнанию», и его наставление тем, кто распространяет различные ролики по этой теме, тем самым сея смуту среди приверженцев Сунны!

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Одному Аллаху, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам. А затем:

В наши дни некоторые люди распространяют ролики, в которых некие люди имеют дерзость издавать фатуа, не возвращаясь к большим учёным, в которых авторы роликов порочат некоторых учёных и искателей шариатского знания по причине вопроса «оправдание по незнанию», клеймя их вероубеждение. В результате распространения этих роликов возникают опасные последствия, на которые можно ответить следующим:

1. Обвинение обладателей знания и достоинств, которые противоречат автору (этих роликов) в этом вопросе, связанном с иджтихадом. Все, кто затрагивал вопрос оправдания по незнанию среди последователей Сунны, подтверждают, что иман – это слово, дело и убеждение, он увеличивается по причине подчинения Аллаху и уменьшается по причине ослушания Аллаха. И кто говорит об этом, тот вышел из ирджа полностью! Так как можно обвинять их в мурджиизме, если они не выводят деяния из составной части имана?

2. Тонкости этого вопроса вызывали затруднение даже у достойных учёных, как в старые времена, так и поздние. И это – вопрос иджтихада, в котором нет оснований для упрёка тех, кто высказывает одно из мнений по этому вопросу. И поздние учёные не выходят за рамки слов ранних учёных в этом вопросе. Следовательно, тот, кто упрекает поздних (за этот вопрос) – упрекает и ранних. Так почему же этот порочащий критикует поздних и оставляет ранних учёных?! (Как сказано в стихе): «Разве большое дерево является запретным только для соловьёв, в то время как оно дозволено для птиц всех видов?»

3. Это положение (оправдание по незнанию) из числа вопросов фикъха, который возвращается к судейскому постановлению, который нуждается в судьях для применения постановления о неверии определённых личностей. За этим следует постановление, связанное с неверием при наличии условий и отсутствии препятствий. Ведь тот, кто вошёл в Ислам с убеждённостью, не выходит из него кроме как с убеждённостью. А те люди, которые не являются судьями, не нуждаются в том, чтобы погружаться в этот вопрос и проявлять ради этого дружбу и непричастность (аль-уаля уаль-бара).

4. Распространение этих роликов увлекает новичков в требовании знания увлекаться этим вопросом, в котором, возможно, они будут нуждаться только лишь через определённое время. А некоторые новички в требовании знания имеют тенденцию проявлять безрассудство и поспешность в распространении того, что может повлечь за собой разделение обладателей знания, а возможно даже они последуют по пути такфира, что может привести к пролитию крови и нечестию на земле.

5. То, что некоторые сыновья нашей страны Саудии погружаются в этот вопрос, может стать причиной необусловленного обвинения в неверии и плохих последствий, что в свою очередь нанесёт вред нашей благодатной стране, об учёных которой известно, что они придерживаются срединного, умеренного пути.

6. Нам часто поступают звонки от некоторых мусульман, которые пребывают в меньшинстве в некоторых немусульманских странах, где дело дошло до того, что они обвиняют друг друга в неверии, обвиняют друг друга в нововведении, порывают и бойкотируют друг друга. Они даже разделились в молитве в мечетях по причине этого вопроса (оправдания по незнанию), о котором спрашивают автора этих распространяемых роликов. И есть опасения того, что по причине этого, в будущем одни из них дозволят кровь других. И некоторые из них спрашивают нас о достойных учёных, которых клеймят и обвиняют в ирджа, более того, возможно даже делают такфир по причине этих роликов, несмотря на то, что они даже не могут хорошо говорить на арабском языке!

Поэтому, я советую искателям шариатского знания воздержаться от этих споров и обратиться к большим учёным для решения этих трудных вопросов. Пусть руководствуются Словами Всевышнего Аллаха: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то узнали бы об этом те, которые стараются проникнуть в суть этого. И если бы не щедрость Аллаха и Его милость, то вы непременно последовали бы за шайтаном, кроме немногих». (4: 83).

И словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Несут это знание из каждого поколения добросовестные, отвергая от него искажения чрезмерных, утверждения лжецов и толкование невежд». Этот хадис передали Ибн ‘Умар, Абу Хурайра и Абу ад-Дарда, и его достоверным назвали имам Ахмад и ас-Саффарини, а хорошим его посчитали аль-‘Аляи и Ибн аль-Къайим.

О Аллах, Господь Джабраила, Микаила и Исрафила, Создатель небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Ты рассудишь Своих рабов в том, относительно чего они разногласят между собой. Направь же меня со Своего дозволения к истине, относительно которой существуют разногласия, ведь, поистине, Ты направляешь к прямому пути, кого пожелаешь!

И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!»

Салих ибн Са’д ас-Сухейми. (15/07/1445 г.х. – 01/27/2024 г.)

“Фауаид аш-шейх Салих ас-Сухейми”