Опирание на руки при вставании в намазе

Опирание на руки при вставании в намазе

Хвала Аллаху Господу миров!

Нужно ли при вставании, опираться на руки или нет, является ли это достоверной сунной, если да, то опираться надо на кулаки или ладони? Далиль хадис, о вставании словно замешиваешь тесто руками...

Известно, а это мнение, которое приводит шейх аль-Альбани в книге "описание молитвы пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия" и из комментариев на книгу "фикх ус-Сунна".

Там шейх приводит хадис от Малика ибну аль-Хуайриса (сахаба), то что он говорил:

حديث مالك بن الحويرث أنه كان يقول : ألا أحدثكم عن صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم فيصلي في غير وقت الصلاة فإذا رفع رأسه من السجدة الثانية في أول ركعة استوى قاعدا ثم قام فاعتمد على الأرض

"А не сообщить ли мне вам о молитве пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия - и он совершил молитву вне времени обязательной, и когда поднял голову после второго сажда в первом рака'ате, выпрямился сидя, затем встал, опираясь о землю". Приводят аль-Бухари и аш-Шафи'и.

И это нам далиль в том, что посланника Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, опирался на руки перед тем как встать. Так передал аш-Шафи'и.

Имам аль-Бейхаки сказал: "Передаётся от ибну 'Умара, что он опирался на руки при вставание, и так же делал аль-Хасан и (передается) более чем от одного таби'ина".

Так же аль-Бейхаки (135/2) передаёт:

عن الأزرق بن قيس قال : رأيت ابن عمر إذا قام من الركعتين اعتمد على الأرض بيديه ، فقلت لولده و جلسائه : لعله يفعل هذا من الكبر ؟ قالوا لا و لكن هكذا يكون

От Хаммада ибну Саляма от аль-Азрака ибну Кайса, кот. сказал: "Я видел ибну 'Умара, который когда вставал между рака'атами, опирался руками о землю", и спросил у отца и у тех кто сидел с ним: "Он (т.е. ибну "Умар) делает это из-за старости?". Они сказали: "Нет, так должно быть". Все передатчики этого сообщения надежны, иснад хороший, как об этом сказал шейх аль-Альбаний в "сильсилятуль Да'ийфа", под № 967.

И то, что ибну 'Умар так делал, и это понимали сподвижники и таби'ины, это указывает, что опирание на руки является сунной.

И так же есть сообщение, который поднимается до посланника Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия. Это передает Исхак аль-Хараби в "غريب الحديث " от аль-Азрака ибну Кайса, кот. сказал:

رأيت ابن عمر يعجن في الصلاة : يعتمد على يديه في الصلاة إذا قام ، فقلت له : ؟ فقال : رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعله 

"Я видел как ибну 'Умар опирался на руки в молитве когда вставал, и я сказал ему (спросил его), и он ответил: "Я видел посланника Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, и он делал так же". Иснад этого хадиса хороший, как об этом сказал шейх аль-Альбаний.

Так же приходят хадисы, запрещающие уподобляться животным, а конкретно верблюду. Известно, что верблюд встает, опираясь на колени, поэтому необходимо делать наоборот, вставать, опираясь на руки.

При вставании нужно опираться  на кулаки или ладони?

Что касается опирания на руки, aбу Зейнаб привел далили этого достаточно. А что касается опираться на кулаки или на ладони так вот что говорит имам Ан- Навави в "Маджмуг":

Сказали наши последователи (т.е. мазхаба аш-Шафии) и нет разницы встал с сидения (джальса ), или с саджда, является сунной вставать опираясь на руки об землю. И также если встал с первого ташахуда опирается на руки об землю, и нет разницы между сильным и слабым, мужчиной и женщиной. И об этом указал аш-Шафии, и на этом мнении сошлись наши последователи (Шафииты), исходя из хадиса Малика бин аль-Хувейриса, и нет этому достоверного противоречия от Пророка (صلي الله عليه وسلم). И если будет опираться на руки то ставит ладони и внутреннею часть пальцев на землю, без разногласия. 

А что касается хадиса упомянутого в "аль-Васыт" (автор аль-Газали Шафиий) и других, от ибн `Абаса то что Пророк (صلي الله عليه وسلم) "поднимался для намаза ставил руки на землю сжимая пальцы в кулак (как тот, кто замешивает тесто). То это хадис дагиф (слабый) или батыль (недействительный), нет ему основы. И онo заканчивается на "нун" (т.е. слово "`аджин" (замешивает тесто)) и даже если бы он был достоверным, было бы его значение встающий опираясь на ладони, как опирается немощный и взрослый старик a не в значении, кто замешивает тесто (т.е. встающий опираясь на кулаки). Аль-Маджмуг, т. 3, стр.442.

قال ابن مسعود القصد في السنة خير من الإجتهاد في البدعة Сказал Ибн Мас`уд: Умеренность в сунне лучше чем усердие в бида`те.

Сказал имам ан-Науауи. Хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опирался на кулаки при вставании с суджуда передается также и от Ибн Умара, который сам вставал таким же способом. И иснад его хороший. "ас-Сильсиля ас-сахиха" хадис 2674 и разъяснения к нему.

Что касается понимание слова "аджин", упомянутого в хадисе, то его разъяснил сам передатчик этого хадиса от Ибн Умара - Абу Исхакъ аль-Харби в "Гъариб аль-хадис" 2/525, что это опирание на кулаки. Также и имам арабского языка аз-Замахшари сказал, что аль-аджин - это тот, кто встает опираясь на внешние пальцы ладони, т.е. кулак.

А что касается причины слабости этого хадиса, то посчитавшие его слабым сделали для этого две причины, а это передатчики: Юнус ибн Букайр и аль-Хайсам ибн Имран. Ответ на эти претензии почитайте в книге "Тамамуль-минна" шейха аль-Альбани стр. 196-207, где он делает научное опровержение шейху Бакр Абу Зайду как с языкового значения, так и науки хадисоведения относительно обсуждаемого хадиса.

Кстати имам аль-Байхакъи передал, что так же опираясь на кулаки вставал из суджуда Хасан аль-Басри.

Этот хадис хороший и пригодный для того, чтобы по нему действовать, так как все его передатчики заслуживают доверия, а хадисы двух упомянутых передатчиков не опускаются ниже уровня хорошего, поскольку нет в них никаких обоснованных проблем.