Опасность несовершения хаджа

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
В наше время многие мусульмане, к сожалению, не спешат выполнять хадж несмотря на наличие возможности. Некоторые из них отвлечены мирскими делами и откладывают его совершение из года в год, а другие думают, что если сами не успеют совершить хадж при жизни, то за них эту обязанность выполнят наследники. При этом мало кто по-настоящему беспокоится о том, что либо сам человек, либо его домочадцы не совершили хадж. Цель данной статьи состоит в том, чтобы привлечь внимание верующих к этому серьёзному вопросу и побудить их отправиться в хадж, как только представится такая возможность.
Определение слова «хадж»
В языковом смысле арабское слово «хадж» означает «цель» (касд).
В шариатской терминологии слово «хадж» означает поклонение Аллаху
посредством выполнения определённых обрядов в определённом месте и в
определённое время в соответствии с Сунной посланника Аллаха, мир ему и
благословения Аллаха.
Шариатское законоположение о хадже
Хадж — один из столпов ислама и его величайших обязанностей. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Люди обязаны пред Аллахом совершить хадж к Дому, если найдут для этого возможность» (сура 3 «Аль-Имран=Семейство Имрана», аят 97), а также: «Завершайте хадж и умру во имя Аллаха» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 196).
Что касается довода из Сунны, то он содержится в хадисе: «Ислам зиждется на пяти [столпах]…», в котором было упомянуто о хадже.
Человек обязан совершить хадж лишь раз в жизни. Если же он совершит хадж
более одного раза, то каждый повторный хадж будет засчитан ему как
дополнительный.
Как только у мусульманина появятся все условия для совершения хаджа, он должен незамедлительно отправиться в путь для выполнения этой обязанности. Если же он промедлит с выполнением этой обязанности без уважительной причины, то возьмёт на себя великий грех. Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Поспешите (отправиться) в хадж, ибо никому из вас неведомо, какое препятствие может возникнуть перед ним» (Ахмад. Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль» (990).
Перечислим вкратце условия для совершения хаджа:
1. Исповедание ислама.
2. Разум.
3. Шариатское совершеннолетие.
4. Свобода.
5. Наличие возможности.
Поскольку чаще всего непонятным является вопрос о том, что понимается под «наличием возможности», разберём его подробнее. Как было сказано ранее, наличие возможности — одно из условий хаджа. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Люди обязаны пред Аллахом совершить хадж к Дому, если найдут для этого возможность» (сура 3 «Аль-Имран=Семейство Имрана», аят 97). У человека может не быть возможности совершить хадж по разным причинам. Во-первых, из-за материальных трудностей. Например, у человека нет достаточных припасов ни для себя, ни для своих иждивенцев, или у него нет транспортного средства, на котором он смог бы добраться до Мекки и вернуться домой. Во-вторых, из-за физических трудностей. Например, человек может быть глубоким стариком или иметь такую болезнь, которая не позволяет ему передвигаться на транспортном средстве и переносить тяготы поездки. В-третьих, из-за отсутствия безопасности по пути в Мекку. Например, при разбое на дорогах, эпидемии и других ситуациях, когда у паломника есть основания опасаться за свою жизнь и имущество. По вышеперечисленным причинам хадж не обязателен для человека, пока у него не появится возможность его совершить, ведь Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 286). Наличие возможности относится к способности души вынести то, что на неё возложено, и именно о такой способности упомянул Аллах в вышеприведённом аяте.
Наличием возможности для совершения хаджа женщиной является дополнительное условие: наличие у неё близкого родственника мужского пола, за которого ей запрещено выходить замуж (махрам). Близкий родственник мужского пола должен сопровождать женщину во время хаджа, поскольку женщине запрещено отправляться в хадж либо в другую поездку без махрама.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если человек, у которого была возможность и сила отправиться в хадж, проявил халатность и не выполнил эту обязанность при жизни, то после его смерти не следует совершать хадж от его имени. Ведь пока он был жив, он не желал отправиться в хадж, так почему же от его имени нужно совершать хадж, если он сам этого не хотел?
Вопрос: следует ли наследникам покойного выделить деньги из его имущества, чтобы кто-то совершил за него хадж, если он не выполнил эту обязанность при жизни?
Ответ: Нет, не следует, потому что это бесполезно для такого человека и, кроме того, не затрагивает права других людей в отличие от закята. Ибн аль-Каййим в книге «Тахзиб ас-Сунан» сказал: «Основываясь на этом принципе, мы исповедуем свою религию», или он сказал нечто подобное. На это мнение указывают шариатские доказательства. Поэтому человек должен побояться Великого и Всемогущего Аллаха: если у него была возможность отправиться в хадж, но он при жизни не выполнил эту обязанность, то даже если после его смерти за него совершат хадж тысячу раз, это не избавит его от греха за невыполнение хаджа при жизни» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
В заключение темы целесообразно привести высказывание Умара ибн аль-Хаттаба: «Кто имеет возможность совершить хадж, но не совершает его, пусть, если пожелает, умрёт иудеем, а, если пожелает, — христианином» («Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (14455, 14456. Более подробно см. «Найль аль-Аутар» (4/337).
На вопрос о том, в чём состоит смысл этих слов, — шейх Ибн Усеймин ответил: «Смысл этих слов состоит в следующем: если такой человек скончается, то есть опасение, что он будет неверующим (и окажется) либо с иудеями, либо с христианами». («Собрание фетв и посланий Ибн Усеймина», том 21, стр. 23).