Они знают явное из земной жизни, а к жизни Вечной они беспечны...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
О мусульмане! Не будем же теми, кто в совершенстве овладел вещами, связанными с миром этим, но при этом не делает и не знает должным образом ничего, что связано с миром вечным... Всевышний Аллах в Коране сказал: «Они знают явное из земной жизни, а к жизни Вечной они беспечны». (30: 7).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Люди знают всё об этом мире и знают, как его обустроить, а в отношении жизни Вечной – они являются невеждами”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (17464).
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри говорил: “Люди знают о том, когда (лучше всего) засеивать урожай и собирать его, и клянусь Аллахом, некоторые из них в своём знании о мирском дошли до такого (мастерства), что постучав по монете дирхама своим ногтем, он сможет сообщить тебе её точный вес. Однако при этом, он не в состоянии должным образом совершить молитву”. См. “ат-Тафсир аль-басит” (18/16), “Задуль-масир” (3/417).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Сердца подвергаются одному искушению за другим, как веточки укладывают рядом, когда плетут циновку. Если сердце пропитывается ими, на нем появляется черная точка, а если нет - белая точка. В конце концов сердца разделяются на два типа. Одни - белые, словно гладкая скала: искушения не навредят им, покуда держатся небеса и земля; другие - темные, словно перевернутый кувшин: они не признают добра и не отвергают зло, а лишь пропитаны своими страстями". (Муслим).
Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Смысл этого хадиса в том, что если человек потакает своим страстям и совершает грехи, то с каждым грехом в его сердце проникает мрак. В таком состоянии он подвергается искушениям и лишается света ислама. Сердце же подобно кувшину, и если оно перевернется, то опустошится и после этого никогда не наполнится».
Ученые люди говорят, что воздействие искушений на сердца сравнимо с пропитыванием какой-либо субстанции жидкостью или со смешением двух жидкостей, после чего их нельзя отделить друг от друга. Если человек не выдерживает испытания, не проявляет должной стойкости и отступает от повиновения Господу, на его сердце появляется чёрная точка. Её можно удалить посредством искреннего покаяния, но если не сделать этого своевременно, то она становится препятствием на пути к Аллаху и облегчает совершение дурных поступков. Вера и решимость такого человека ослабевают, и когда он оказывается лицом к лицу со следующим испытанием, преодолеть его становится труднее.
Таким образом, благодаря прелестям земного мира и соблазнам, козням безбожников и всевозможным трудностям, подстерегающим верующих на прямом пути, сердца разделяются на две группы. Сердца праведников становятся белыми и твёрдыми, подобно гладкой скале. Они исполнены твёрдой убеждённости и очищены от пороков, на них нет шероховатостей, которые позволили бы сомнениям и соблазнам зацепиться за них, и поэтому искушения не могут навредить им. Сердца грешников, напротив, покрываются тёмными пятнами и становятся тёмно-серыми. Они не способны вместить ни добро, ни мудрые знания, подобно тому, как вода не сохраняется в перевёрнутом кувшине. Они истерзаны искушениями и пропитаны страстями, и потому они не узнают истину и не следуют за ней.
Да упасёт Аллах нас от искушений этой никчёмной жизни и Дарует нам сады Джаннат Фирдаус. Аминь!