«Он считал, что платформа мусульман – платформа объединения»

Вчера в Алма-Ате состоялись похороны Гейдара Джемаля. Известный общественный и религиозный деятель скончался в понедельник, 5 декабря, в Казахстане на 70-м году жизни.
Он родился 6 ноября 1947 года в смешанной семье (отец – азербайджанец, мать – русская). Его дед по материнской линии был крупным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии, дома имелась богатая библиотека литературы. Это предопределило интерес Гейдара к философствованию. В 1965 году он поступает в Институт восточных языков при МГУ, однако проучился там лишь год и был отчислен с формулировкой «в связи с проявлением буржуазного национализма». Работая в издательстве «Медицина», он знакомится с выпускником биологического факультета Москвиным, который значительно повлиял на формирование мировоззрения общественника. В 1979 году Джемаль наладил связи с исламскими кругами в Таджискской ССР. В конце 1980-х он начинает принимать активное участие в религиозной и общественной жизни сначала СССР, а затем России.
Стоит отметить, что религиозные взгляды самого теолога – предмет дискуссии. Историк религии Роман Силантьев относил его к шиитам-двунадесятникам. А соратник Джемаля Руслан Айсин, присутствовавший на похоронах, нашим коллегам из интернет-газеты «Реальное время» сообщил: «Его похоронили по-суннитски – он был суннитом, а вообще являлся противником разделения. Он считал, что платформа мусульман – платформа объединения».
В начале 1990-х Гейдар Джемаль издаёт ряд газет и журналов с показательными названиями «Единоверие», «Единобожие». В 1995 году возглавил созданное им Межрегиональное общественное движение «Исламский комитет». Он неоднократно критиковал позицию Кремля во время событий на Северном Кавказе, за что впал в немилость российских властей. На волне оппозиционных протестов 2011-2012 годов, в которых Джемаль встал на сторону митингующих, сотрудники ФСБ провели обыск в его квартире на предмет хранения экстремистской литературы, было возбуждено уголовное дело, которое до суда не дошло.
Политолог Борис Кагарлицкий отметил, что «Его (Джемаля – прим. ред.) взгляды менялись, и менялись зачастую парадоксальным образом… Я не могу ему отвести какое-то определенное место: кто он был, левый радикал, правый радикал, исламист, социалист, анархист, консерватор, были ли он человек восточной или западной культуры… Однако для практического развития левого движения он сделал немало».
Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, считает Джемаля своим учителем. «Человека, который мог бы занять его нишу, на земле нет — Гейдар абсолютно уникален. Такого ума, такого интеллекта, такой концентрации в одном человеке благородства, силы, правды больше нигде не встретишь. Он абсолютно неповторимая личность, его нельзя вписать или поставить с кем-то в один ряд. Навесить на него ярлык исламиста или националиста не получится. Это великий дух», - приводит слова журналиста «Бизнес-Online».
Несомненно, дискуссии вокруг личности Гейдара Джемаля будут идти ещё долго. Однако важно отметить, что для общественной жизни России 1990-2000-х годов его фигура была действительно уникальной. Его теологическое мировоззрение отображено в активной публикационной деятельности, его книги издавались крупными тиражами и авторская работа шла до последних дней жизни.
Как озвучил Максим Шевченко, скорее всего причиной смерти стала онкология, для борьбы с которой Джемаль и приехал в Казахстан. Его похоронили В Алма-Ате, в присутствии нескольких сотен людей, представителей разных диаспор.
Артём Борисов