Окончанием месяца Рамадан может стать 15 июня — саудовские метеорологи
Видение Луны: красным цветом (невозможно увидеть), без цвета (нет возможности увидеть), голубой цвет (нужна оптическая помощь), пурпурный цвет (можно заметить), зелёный (видно не вооружённым глазом)
Священный для мусульман месяц Рамадан в этом году может продлиться 29 дней и завершиться в ночь на 15 июня, когда исламский мир будет отмечать праздник разговения Ид аль-Фитр (Ураза-байрам). Об этом сегодня, со ссылкой на расчёты метеорологов Саудовской Аравии, передаёт Al Arabiya. 13 июня может быть последним намазом Тараувих, а 14 июня может стать последним днём поста.
Начало и окончание Рамадана зависит от положения луны, а сам календарь в странах ислама отсчитывают по лунным циклам, напоминает панарабский телеканал.
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим).
Если же месяц не появился на 29-й день шабана, то следующий день будет считаться 30-м шабана, а первый день рамадана наступит после него.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не поститесь, пока не увидите полумесяц, и не разговляйтесь (т.е. не завершайте месяц Рамадан), пока не увидите его (полумесяц). А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).
Примечательно, что для объявления о начале Рамадана достаточно того, чтобы новый месяц увидел один благочестивый мусульманин.
Что же касается окончания месяца рамадан и видения нового месяца шавваля, то для этого нужно свидетельство двух благочестивых мусульман. На это указывает другой достоверный хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если засвидетельствовали два мусульманина, то начинайте и заканчивайте пост в Рамадан» (Ахмад, достоверность хадиса передал шейх Альбани).
Таким образом, последний хадис повествует о том, что месяц рамадан начинается и завершается, если новый месяц увидели два мусульманина. Однако первый хадис, который передал Ибн Умар, делает исключение относительно определения начала рамадана, чего нельзя сказать относительно конца рамадана (См. «Тухватуль Ахвази»).
Аяты и хадисы, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, очевидно указывают на то, что новый месяц фиксируется зрительным наблюдением. В связи с этим, многие исламские ученые передали единогласное мнение ученых о том, что не дозволено пользоваться астрономическими вычислениями для определения начала и конца месяца рамадан.
Имам Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста» (См. «Фатхуль-Бари»).
Особое внимание уделяется словам Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).
Тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) повелел нам подсчитывать месяц шабан 30-ю днями в случае облачности и не велел обращаться к астрономам, указывает на недозволенность использования астрономических подсчетов.
Что же касается некоторых современных ученых, которые дозволяют использование астрономических вычислений, то их основным доводом является хадис Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Поэтому месяц будет или таким или таким — т.е. либо он 29 дней, либо 30 дней» (Бухари). Также слова Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).
Они сказали: безграмотность и неспособность вести астрономический подсчет мусульманами во время Пророка (мир ему и благословение) были причинами, по которым Пророк (мир ему и благословение) приказал опираться на зрительную фиксацию.
Если же данные причины исчезают, и мусульманская община в своем большинстве становится образованной: может писать и считать, а также вести правильный астрономический подсчет, то в этом случае обязательно прибегать к астрономическому подсчету в этом вопросе.
В частности, этого мнения придерживался шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах), и он подробно разъяснил его в своей книге «Аваиль аш-Шухуур аль-Арабия».
Однако, стоит отметить, что данное мнение является чуждым и редким, т.к. оно противоречит единогласному мнению сподвижников и ранних имамов. Существуют многочисленные аяты и хадисы, в которых нам приказывается понимать и исповедать Ислам именно так, как это делали наши праведные предки.
Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Коран, 4:115). И нет сомнения, что верующие в данном аяте — это сподвижники Пророка (мир ему и благословение).
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди — мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них» (Бухари, Муслим).
Поэтому шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил в отношении тех ученых, которые дозволяли вести астрономические вычисления для определения Рамадана: «Единогласное мнение ученых ислама уже опередило тех из современных ученых, которые дозволили это, и посему это мнение не принимается от них. Ничье мнение не может быть принято, если оно противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение) и единогласному мнению праведных предков» (Маджмуа Фатава ва Магаалаат).
Примечание:Следует различать между астрономическими вычислениями и использованием телескопов для обнаружения нового месяца. Использование телескопов и обсерваторий для зрительного фиксирования луны допускается, т.к. это соответствует словам Пророка (мир ему и благословение): «Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его» (Муслим).
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Разрешается вести наблюдения за новым месяцем с помощью телескопов и обсерваторий. Однако, не дозволено использовать для этого самолеты и спутники, т.к. они находятся на возвышенности над землей» («Маджмуаль фатава ва расаиль», шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин).
Каким же образом определяется начало месяца и его завершение
عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهم: أن رسول الله- صلى الله عليه وسلم- ذكر رمضان فقال: «لا تصوموا حتى تروا الهلال, ولا تفطروا حتى تروه, فإن غم عليكم فاقدروا له». رواه الشيخان
Передаётся от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул Рамадан, и сказал: «Не поститесь до тех пор, пока не увидите новый месяц, и не прерывайте пост, пока не увидите его. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитывайте его». (Аль-Бухари, Муслим)
В версии Аль-Бухари:
إذا رأيتموه فصوموا وإذا رأيتموه فأفطروا فإن غم عليكم فاقدروا له
"Когда увидите его (новый месяц), то поститесь, и также когда увидите его, прекращайте пост. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитывайте его" «…отсчитывайте его» — значит, определяйте его величину, соответственно самому большему количеству дней в месяце, что в лунном календаре составляет тридцать дней. Это означает, что месяц надо довести до тридцати дней. Это единое мнение всех учёных, как саляфов , так и более поздних богословов. На это указывают следующие версии хадисов:
.…فإن أغمي عليكم فاقدروا له فعدوا ثلاثين
«….А если он будет скрыт от вас, то отсчитывайте тридцать дней». В другой версии:
«….فأكملوالعدد»
«…доводите до полного числа». Все указанные версии содержатся в «Сахыху Муслим».
В другом хадисе передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
إذا رأيتم الهلال فصوموا, وإذا رأيتموه فأفطروا, فإن غم عليكم فصوموا ثلاثين يوما
«Когда увидите новый месяц, поститесь, когда увидите его снова, прекращайте пост. Если же он будет скрыт от вас, то соблюдайте пост в течение тридцати». В другой версии этого хадиса говорится:
صوموا لرؤيته, وأفطروا لرؤيته, فإن غبي عليكم فأكملوا عدة شعبان ثلاثين
«…Поститесь, когда вы видите его (новый месяц) и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то доводите число Шаабана до тридцати».
Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
تراءى الناس الهلال, فأخبرت رسول الله- صلى الله عليه وسلم- أني رأيته, فصام وأمر الناس بصيامه
«Все люди старались разглядеть новый месяц, и я сообщил посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что я увидел его, тогда он начал пост и повелел людям поститься вместе с ним». (Хадис передан Абу Даудом, ибн Хиббан и Аль-Хаким сочли его достоверным).
Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:
1) Начало рамаданского поста определяется видением нового месяца на небе. Если же облачность, пыль или дым, или нечто подобное, препятствует непосредственному наблюдению месяца, то необходимо довести Шаабан до тридцати дней, после чего начинается Рамадан.
2) Человек не должен поститься в последний день Шаабана, так сказать «на всякий случай», даже если он не видит месяц по причине климатических условий, пыли и.т.п. Это является харамом, потому что пророк сказал: «Не поститесь до тех пор, пока не увидите новый месяц».
3) Если же месяц виден, то ни какие прогнозы астрономов в учёт не принимаются.
4) Определение начала и конца Рамадана, путем наблюдения за положением луны, говорит нам о легкости, заложенной в исламском шариате. Ведь такой метод прост и не нуждается в особом изучении, каких либо наук. При таком методе начало месяца может определить любой человек с хорошим зрением. Если бы знание о наступлении Рамадана основывалось на астрономических расчётах, то такой вариант оказался бы неудобным для многих мусульман. Надо учитывать, что люди живут в разных уголках земли и в разные времена, и не все сообщества людей обладают хорошими познаниями в области астрономии.
5) Обязательным будет, начать пост, людям той страны, в которой наблюдалось появление нового месяца. Что касается жителей других стран, в которых месяц не было видно, то они не постятся, потому что начало Рамадана связано с наблюдением за луной. И тот факт, что новолуние было определено в другой стране, не является действительным для других стран и городов, так как появление нового месяца может различаться в разных частях света.
6) Свидетельство о наступлении месяца Рамадан может приниматься даже от одного человека, если нет ни каких сомнений в его надёжности, как на это указывает хадис ибн Умара. Что касается окончания этого благословенного месяца, то необходимо свидетельство двух надежных людей, как на это указывают другие хадисы.
7) Оповещение людей о начале поста и празднике Аль-Фитр должно исходить только от правителя мусульман, или надлежащих органов, учреждённых этим правителем для исполнения данной функции.
8) Тому, кто увидел новолуние, следует оповестить об этом правителя или его заместителя по данному вопросу.
9) Необходимо принимать в расчеты объявления о наступлении и окончании Рамадана, которые делаются современными средствами массовой информации, при условии, что эти объявления исходят от правителя или ответственных органов.
10) Выходить на улицу и искать новый месяц, является желательным для всех мусульман. Это делается в последний день Шаабана и Рамадана, для того, чтобы узнать начало и конец священного месяца.
11) Если же новый месяц увидит женщина? В этом вопросе имеются некоторые разногласия среди учёных. Шейх ибн Баз, да окажет Аллах ему свою милость, считал наиболее правильным, что свидетельство женщины в этом вопросе не принимается, потому что участие в его решении ограничивается мужчинами, так как они имеют больше опыта и познаний в данной сфере.
Напомним, власти Саудовской Аравии объявили четверг, 17 мая, первым днём месяца Рамадан. В Объединённых Арабских Эмиратах, Египте, Ираке, Иордании, Ливане и Марокко и практически всего Исламского мира началом Рамадана также стало 17 мая. Традиционно пост на Рамадан, соблюдение которого является одним из столпов ислама, начинается в один день с Саудовской Аравией и другими странами Ближнего Востока и Северной Африки также у мусульманского населения США, Великобритании, Австралии, Малайзии, других государств Восточной и Юго-Восточной Азии.