Охота на хиджабы

Охота на хиджабы

Хиджаб и женщины легкого поведения – стали новыми «героями» государственных телеканалов и официального духовенства. Они пришли на смену муллам-извращенцам, колдунам и «партии войны». Смотря на то, как наши государственные органы ведут с ними борьбу, можно сказать, что все наши политические, экономические и социальные проблемы - в исламе и его атрибутах.

На старт?!

Показанные по телевидению репортажи МВД Таджикистана стали своего рода стартом для проверки всех магазинов, где торгуют женской одеждой и головными уборами, на наличие там мусульманских одеяний. В репортажах были показаны молодые женщины, одетые в хиджабы и предоставляющие сексуальные услуги. Одна из них рассказала, что покупает мусульманскую одежду у некой Малики Саидовой, работницы торгового центра «Саодат».

Сама Малика была возмущена тем, что ее имя было упомянуто в данном репортаже. По ее словам, она не может знать, чем занимаются ее покупатели.

- Откуда нам знать, кто и чем из них занимается?! – возмущенно спрашивает она. – Та мода, которая пришла к нам с Востока, востребована среди женщин. А мы привозим то, что хорошо продается и приносит прибыль.

Продавщица европейской одежды Нигина, чей магазин находится по соседству с магазином Малики, говорит, что смотрела и много наслышана от знакомых о репортаже на госканале:

- У меня десятилетний опыт работы в сфере продажи одежды. И могу одно сказать, что девушки, которые хотят купить платье с декольте, тоже могут оказаться, кем угодно. Я считаю, что это их право.

Женщины также рассказали, что уже несколько дней в магазинах торгового центра проводятся многочисленные проверки: проверяют, в основном тех, кто торгует мусульманской одеждой и головными уборами.

Аналогичная ситуация и в торговом центре «Садбарг», где на днях появились несколько расторопных молодых людей в штатском. Они обходили целенаправленно отделы продажи готовой женской одежды, якобы мусульманского пошива, тканей, женских головных уборов. По словам одного из частных предпринимателей, свои действия они объяснили совместным рейдом, куда вошли сотрудники налоговых и силовых структур, хотя никто из них своих удостоверений продавцам не показывал и не представлялся.

«Кто это был и чего они от нас хотели? – переспрашивает продавщица магазина готовой одежды, пожелавшая остаться неизвестной. - Одного из них я все же узнала: он из налоговой инспекции района Шахмансур, остальные же не представились. Мы и сами сразу не поняли, чего они от нас хотят? Во-первых, от неожиданности мы оторопели. Во-вторых, они и сами не знали, чего от нас потребовать. То они просили предъявить им документы об уплате налогов, то свидетельство о предпринимательской деятельности, то спрашивали, почему не пользуемся кассовыми аппаратами и не выдаем покупателям чеки. В конце концов, не зная к чему придраться, они перешли к ассортименту магазина, мол, почему торгуете черными платьями и платками? И попросили убрать их из торгового зала. О штрафе речи не было, но внушение сделали».

Продавцы из другого магазина, в котором также проходил так называемый рейд, считают, что ничем криминальным они не торгуют. «Вы посмотрите на эти платья, - говорит владелица очередного салона. - Да, это черное платье. Ведь еще законодательница моды, икона стиля Коко Шанель говорила, что в гардеробе каждой девушки должно быть маленькое черное платье. Платья у нас на любой вкус и цвет. Кому-то нравится белое или цветное, кому-то - черное. Кто-то может провести аналогии с черными хиджабами и паранджами, которые носят в арабском мире, но наша продукция резко отличается от них. Наши платья отделаны кружевами, стразами, есть фасоны и с глубокими декольте. Если речь идет о религиозной подоплеке, то ни в одном медресе подобную одежду носить не разрешают. В них можно и в пир, и в мир. Часть ассортимента сшита на заказ с соблюдением национальных традиций. Что же касается проституток в хиджабах, то с ними нужно бороться другими методами. Если мы свой товар уберем с полок, чем будем торговать? И так из-за повышения курса доллара мы терпим огромные убытки!»

Очевидцы рассказывают, что в отделе тканей было выставлено более двадцати манекенов, на которых в качестве рекламы надеты черные хиджабы. Проверяющие попытались увезти манекены, но продавщица вступила с ними в бурную дискуссию о нарушении прав предпринимателей, о том, что она платит налоги, и вся документация у нее в порядке. После долгих споров стороны пришли к консенсусу: они ничего не конфискуют, но она уберет манекены с хиджабами с полок.

Делится своими впечатлениями от рейда очевидец событий, молодая продавщица одного из соседних магазинов, назвавшаяся Сабриной: «Знаете, особого ажиотажа и не было. К ним зашли несколько человек в штатском, даже магазин не закрыли, так что покупатели заходили-выходили, а они проверяли документацию, потом потребовали убрать всю черную одежду. После их визита они немного изменили свою рекламу».

Помня о том, что подавляющее большинство душанбинцев отоваривается все же не в торговых центрах, а на рынке, отправляемся на «Корвон». Здесь уже торговля идет бойчее. В лавке, где молодая девушка торгует платками, манекенов нет, черные и белые платки со стразами лежат ровными рядами под стеклянным прилавком. Она говорит, что к ней утром подходили представители администрации рынка, участковый милиционер. Правда, торговать они не запрещали, но просили не выставлять товар напоказ. Другие торговцы решили убрать с прилавков все заморские головные уборы: хиджабы, шапочки, которые надевают под шарфами, от греха подальше.

Конституция страны против такой борьбы с хиджабом

Между тем, эксперты все же ссылаются на статью 25 Конституции страны, которая гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов».

Рукия Нури - член президиума ПИВТ, возмущена тем, что говорят о женщинах в хиджабах (сатрах) по телевидению. По ее словам, ношение хиджаба или сатра является фарзом ислама: «Это основной принцип ислама для женщин. Это всего лишь духовный вопрос для мусульман».

Рукия Нури говорит, что хиджаб не является проблемой. По ее словам, те тысячи женщин, девушек, которые желают жить по предписаниям ислама, имеют на это законное право: «Мы не должны создавать искусственных проблем, пугая народ нашими же братьями и сестрами, которые хотят жить, выполняя предписания Всевышнего. У нас есть реальные проблемы, решением которых всерьез власти не спешат заниматься: трудовые мигранты, социальная несправедливость, коррупция, безработица среди молодежи и другие».

В Комитете по делам женщин и семьи призывают обращаться к национальным традициям таджикского народа. Представитель комитета, которая не захотела представиться, сказала: «Я за то, чтобы мы - таджикские женщины, не пропагандировали чуждую для нашей культуры одежду. Мы должны сохранить свою культуру и духовность. Мы не должны следовать чужим культурам и религиям. Президент правильно подчеркнул: наши женщины слепо идут за модой. Даже в репортаже по телевидению те девушки сами признались, что надевают хиджаб для привлечения клиентов. Я боюсь, что если все так и продолжится, мы вскоре сможем увидеть наши национальные наряды только в этнографических музеях. И поэтому считаю, что введенные ограничения для чужой нам одежды будут на пользу нации».

Шахло Джураева - директор Центра самопознания женщин, также поддерживает коллег из Комитета по делам женщин.

"Наши бабушки носили широкие платья с платком и национальные штаны. Это было нормально. Почему бы и сейчас нашим женщинам так не одеваться? Мы должны донести до женщин, чтобы они соблюдали эту традицию."

В хиджабе ли только дело?

В последнее время к теме ношения хиджаба обращались политики различного уровня, в том числе, на постсоветском пространстве. Почти все главы государств Центральной Азии в разные периоды призывали женскую половину населения своих стран носить национальные одежды, а не хиджаб.

Если мне память не изменяет, 5 лет назад в ходе встречи в Таджикском национальном университете президент Э.Рахмон, затронув тему хиджаба, сказал, что недоволен «зарубежным» мусульманским стилем в одежде многих женщин и девушек республики.

Он сказал, что на улицах столицы часто видит девушек и женщин, которые ходят в религиозных платках, копируют стиль одежды других стран.

- Если вы благодарны этой стране (Таджикистану. – Прим. автора.) за ее культуру, то вас устроит этот стиль одежды (национальный. – Прим. автора.), который намного свободнее других стран, - отмечал он.

6 марта Эмомали Рахмон еще раз обратился к данной теме. По его словам, в последнее время в некоторых районах страны тревожной стала тенденция преклонения перед чуждой культурой и тяга наших женщин и девушек к ней, а также пропаганда чуждой одежды.

- Чувство преклонения перед чужим и подражательство относительно одежды, поведения, общения среди женщин и девушек может оказать негативное влияние на прочность основ нашей национальной культуры, - отметил президент.

Рахмон также добавил, что, согласно этнографическим источникам, таджички с древних времен носили свою, красивую одежду, и самое главное - наши женщины никогда не носили черные одеяния.

- Традиционно не одобряется одежда черного цвета. Даже траурная одежда нашего народа не черного цвета. Однако некоторые таджикские девушки и женщины одеваются в черное, не зная и даже не желая знать историю и суть подобного одеяния.

Причину Рахмон видит в том, что часть женщин и девушек, следуя моде, подражают подобному стилю одеяния, а другая часть распространяет подобную одежду среди них с целью пропаганды и навязывания чуждых нам идей и тем самым хотят формировать в нашей стране еще одно экстремистское течение.

Как и следовало ожидать, призыв Э. Рахмона не остался без ответа.

10 марта государственный телеканал «Шабакаи аввал» показал передачу, подготовленную пресс-центром МВД, где женщины, одетые в хиджаб, заявляли, что они промышляют проституцией.

По признанию этих «героинь», женщины в хиджабе пользуются особым спросом у их клиентов. Также особо подчеркивалось, что женщины в хиджабе и занимающиеся проституцией, вступили на эту стезю не из-за нужды и бедности. Их на панель привела лишь пресловутая жажда наживы.

Я думаю, этим женщинам можно было бы верить, если бы в этой передаче показали, как они живут на широкую ногу, благодаря своему промыслу. Ведь для тележурналистики самое главное - видеоряд, а не слова интервьюируемого или закадровый голос диктора.

Более того, я не удивлюсь, если после просмотра этой передачи у какой-то части населения сформируется такое мнение, будто у нас, в Таджикистане самые дорогие проститутки те, кто носит хиджаб. Если это произойдет, у данной категории будет немало последователей за счет сегодняшних несформировавшихся душ.

Эксперты считают, что проблема ношения хиджаба в странах Центральной Азии превратилась в инструмент политической борьбы, поэтому практически во всех странах запрещено появление девушек в исламском одеянии в вузах и средних школах. И Таджикистан - не исключение. Наверняка многие до сих пор помнят судебную тяжбу студентки Института иностранных языков Давлатмо Исмоиловой с Министерством образования, когда в 2007 году ей запретили появляться на занятиях в хиджабе.

Она подала иск в суд в отношении своего родного института и Министерства образования. Но суд района Шохмансур постановил, что ее права на свободу вероисповедания не были нарушены.

Самый скандальный случай произошел в сентябре 2010 года, когда во время открытия лицея Национального университета бывший министр образования Абдуджаббор Рахмонов обозвал группу женщин и девушек, одетых в хиджаб, «обезьянами». Правда, вскоре министр попросил извинения у них за несдержанность.

Сегодня среди девушек, носящих хиджаб, после их окончания средней школы выбор для продолжения учебы невелик – только медресе. Среди них не проводились, насколько я знаю, социологические опросы, поэтому никто точно не знает, какой процент их носит хиджаб. И самое главное - почему они это делают?

Следовательно, мы не можем сказать, что это - дань моде или религиозное убеждение?

Тем не менее, можно смело утверждать, что не все девушки в хиджабе хотят учиться в медресе. С другой стороны, у нас не так много медресе, чтобы всех желающих направлять туда.

Хиджаб, как известно, в Таджикистане имеет как сторонников, так и противников. Споры продолжаются уже несколько лет. При этом обе стороны апеллируют к закону, так как законодательство не запрещает ношение хиджаба, хотя Министерство образования запрещает ношение хиджаба, согласно своей инструкции от 2007 года.

Наверное, в ближайшее время в нашей стране поступление материи для хиджаба сократится. Но решится ли вопрос с проституцией? Может быть, какая-то часть девушек промышляет ею ради красивой жизни, а другая – как говорится, из спортивного интереса. Однако история мировой проституции показывает, что многие «жрицы любви» выходили на панель лишь из-за крайней нужды. И хиджаб был тут не при чем.

Автор: журналист, Нурали ДАВЛАТ

toptj