О причинах современного холостячества...

О причинах современного холостячества...

Холостяки то очень востребованы и популярны, то совсем не в моде. В разные эпохи холостячество получало диаметрально противоположную оценку общества. Что же такое холостяк? И какое влияние этот социальный статус оказывает на душу человека? 

Холостячество – какое-то очень уж изменчивое явление

Иногда холостяк – это достоинство: такого человека скорее примут на работу, чем обремененного семьей, и даже в устройстве личной жизни некоторые подчеркивают свою свободу («не был женат, свободен от обузы»). 

А иногда холостяк воспринимается как некий моральный инвалид: «Что с него взять, он же закоренелый холостяк?!». 

Есть ли у холостячества какая-то неизменная духовная подоплека?

У любого социального явления есть духовная подоплека и духовная история. Мы знаем, что первым холостяком был Адам в раю. Господь сотворил его одного, и вроде бы все у Адама было замечательно, самая настоящая райская жизнь… Но через какое-то время Господь создаёт для Адама подругу-помощника Хаву. 

Жена-помощница – это не просто какая-то рабыня или кухарка. Раскрывается очень глубокое значение супружества. То есть, с точки зрения Священного Писания, состояние Адама в раю рассматривается как не совсем полноценное. Это сегодня человек может рассуждать так: «Женатый человек – это человек с обузой на шее, от которого требуется работать и обеспечивать, а главная задача его жены – картошку жарить». В браке человек получает гораздо больше, чем жареную картошку. Само состояние брачное восполняет человека духовно.

Но, с другой стороны, холостячество бывает разное. Один гордится, даже хвастается своим небрачным состоянием или даже боится вступать в брак. Такой человек зачастую либо хочет просто откровенно блудить, либо вступает в так называемый «гражданский брак», чтобы блудить «под прикрытием». Другой живет холостяком в силу каких-то жизненных обстоятельств, а не своего желания: либо он ищет свою вторую половину, либо он не может жениться по состоянию здоровья и т.д. А третий не женится, потому что у него есть определенное дарование, свой особый путь, который не связан ни с монашеством, ни с семейной жизнью.

В семье человек с детства учится служить другому

Давайте посмотрим на человека, который хочет вступить в брак в будущем, но ныне является холостяком. Каковы плюсы и минусы такого состояния?

Главный плюс (внешний, разумеется) заключается в том, что такой холостяк может действительно посвящать больше времени работе, своё свободное время он сможет подарить молитве, покаянию, делам милосердия.

Ну, а главный минус в том, что у человека, который долго не может или не хочет жениться, формируется определенная психология холостяка или бобыля. Бобылем называли одинокого, спившегося, зачастую бездомного человека.

Вот представьте себе современного мужчину, который привык жить один. У него может быть какое-то хобби, досуг и друзья. Вольная жизнь, без порядка и тормозов. Он кого угодно может привести домой, хоть до утра болтать с друзьями, смотреть футбол и так далее. Сами условия жизни таковы, что человек живет больше для себя. И эта эгоистическая направленность – самый большой минус.

Ближний помогает человеку увидеть свои недостатки, в браке – жена и дети. А одиночке свои недостатки увидеть очень-очень трудно, так как нет самих условий, чтобы эти недостатки проявлялись. А разве коллеги по работе или друзья не могут позволить человеку увидеть свои недостатки?

Могут, но не в такой мере. Одно дело, когда друзья потусовались с пятницы на воскресенье и разошлись. И совсем другое – если люди живут в постоянном контакте. И тут дело даже не в том, что холостяку не с кем дома поругаться. Ведь в браке люди не только ругаются, мирятся и обнаруживают свои недостатки. Нет. В браке люди служат друг другу. Человек не тренируется в добродетелях, не тренируется в любви. Вот это главный минус.

Поэтому закоренелым холостякам так трудно начинать семейную жизнь? Конечно. У него сформированы плохие привычки, но не сформированы хорошие.  Жизненный опыт показывает, что если человек привык жить для себя, если не женился до 30-ти летнего возраста, то потом ему очень трудно вступить в брак и жить в семье.

Благоприятный для вступления в брак возраст тоже по ходу истории меняется. Возрастная планка все выше. Если в XXI веке это 30 лет, то в XVIII веке на Урале в 13 лет девушка называлась «перестарком».

Ну да, сейчас социальный возраст растет, детство увеличивается. И вот что грустно и забавно одновременно: у нас за детством и молодостью сразу резко начинается старость. Зрелости как будто не существует. В современной культуре зрелость почему-то не в моде. Хотя зрелый человек может быть максимально полноценным, опытным, приобретшим хорошие навыки, реализовавшим творческие способности. Мы же все играем в инфантильность, молодимся, а потом – бац! – и сразу пенсия, и сил уже ни на какие хорошие изменения нет. Вот какая тут кроется опасность.

Если период детства увеличился, то увеличилось и время, за которое человек привыкает быть эгоистичным холостяком. Получается, что современный человек гораздо сильнее подвержен инфантильности. Значит, предки были правы, выдавая замуж в 13 лет?

Там была своя правота. Во-первых, люди психологически взрослели раньше, потому что ребенка с детства приучали к работе. В 5-6 лет маленький человечек имел круг обязанностей, отвечал за выполнение какой-то работы. А в наше время, в 16 лет девочка не умеет стирать за собой белье – ну, это просто фантастика. Она как вообще замуж выйдет, что она там будет делать? Родители думают, что замужество их дочери еще за семью горами, а на самом деле вокруг нее уже «женихи» вовсю вьются.

Когда 200 лет назад девочку выдавали замуж за ровесника или чуть-чуть постарше, молодые все равно жили при большой семье. То есть в большой религиозной семье у человека практически не было шанса пожить холостой жизнью. Сначала он воспитывается в семье отца и матери, а потом воспитание продолжается в его собственной семье. А сейчас человек оканчивает школу, куда-то поступает, переезжает в другой город, начиная жить в общежитии, или вообще ему снимают отдельную квартиру.

Взрослые думают, что их мальчик или девочка должны пожить самостоятельно, почувствовав взрослую жизнь. И все – молодые люди уходят, отрываются и начинают делать то, что хотят, приобретать свои «замечательные» привычки. Это правда. В религиозной семье не было такого момента, когда бы человек жил не просто свободно, но безответственно.

Холостяцкое мировоззрение может существовать в рамках семейной жизни. По каким признакам мы можем его обнаружить, если у нас уже есть семья?

Первый, самый очевидный признак – человек не может ужиться со своей второй половиной. Он не умеет служить, не умеет терпеть, сразу срывается в скандалы, начинает выяснять, «кто любит – кто не любит». Вот такая инфантильность, неготовность к браку является основной бедой в молодых семьях. Когда человек жалуется на то, что его не любят – это просто само по себе глупо.

А почему?

Представьте: взрослый мужчина жалуется, что его не любит жена. Пытаюсь выяснить, что это значит: — Не готовит? – Готовит.– Стирает? – Стирает. – Внимание оказывает? – Оказывает. – А что тебе надо? – Она меня не любит, не по-моему поступает, делает то, что мне не нравится, не всегда улыбается, как мне хочется… Странно, знаете ли, такое слышать. То есть «мне с этим человеком не очень хорошо, значит, он меня не любит»?

Именно так. А потом оказывается, что мужчина может себе позволить каждый день пить пивко, тратя семейный бюджет, а напившись, требует внимания от супруги; та, естественно, в шоке, а он начинает: «Ты меня не любишь». А потом наутро он болеет, «пожалейте меня» и так далее. Такой вот порочный круг, и на чем он основан? На эгоизме мужчины. Муж должен быть фундаментом семьи, супруга же – дополняющая и восполняющая, а не заменяющая все, так ведь? Вот эта инфантильность – беда нашего времени.

Поэтому у современного холостячества есть, современная основа – инфантильность. У нас несколько поколений мужчин были воспитаны женщинами, не в традиционной среде. Первая мировая война, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, сегодняшние реалии – был уничтожен и уничтожается, по сути, весь цвет мужской части общества.

Ведь не подлецов и предателей отправляли в ГУЛАГ. И на войне гибли не те, кто на складах, в тылах окопался. К тому же, весь XX век быт и строй семьи сознательно разрушался, усиливалась эмансипация. Так от поколения к поколению появлялись мужчины, неспособные к браку, неспособные и физически, и морально, и духовно быть главой семьи.

Наверное, у мужчин и у женщин проявление холостяцкого мировоззрения в семейной жизни, все же, разное. Мужчина будет проявлять свою независимость, холодность к общесемейным делам, чаще уходить в свои мужские компании или даже иметь свою заначку, спрятанную от жены. А у женщин «симптомы» будут другие. Одна женщина делилась, что ей очень трудно зависеть от мужа: «Когда я жила одна, то могла купить то, что хотела. Я просто планировала, прикидывала, хватит ли мне денег, выбирала и покупала. А теперь мне нужно спрашивать мужа, ждать, пока он соберется. А он хотя в принципе не против покупки, но все откладывает». Эта ситуация ее сильно угнетает. Бывают даже «срывы», когда она, не выдержав, идет и делает покупку, а потом кается перед мужем.

Проявления холостяцкого мировоззрения вроде бы разные, но корень один – гордость. Но как лечится гордость, почему-то забываем. А лечится она послушанием, покаянием перед Всевышним. Кого я буду слушаться – свое сердце, которое требует сапоги купить, или мужа, который говорит: «Нет, сегодня мне не хочется ехать, я устал»? Задетое самолюбие – это уже повод для покаяния.

Непослушание – это очень тяжелый грех. Есть грехи телесные, блуд и чревоугодие, они очень заметны. А гордость и тщеславие – это очень тонкие и опасные грехи, требующие большего внимания и усилий.

Сегодня женщины воспитываются как самостоятельные доминирующие существа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». А тут еще и современная культура постмодерна подливает масла в огонь: начинают сбиваться и ценностные, и гендерные ориентиры. Один психолог рассказывал, что в 2000-х годах он читал курсы психологии и говорил: «Ребята, наступает такое время, когда однополые браки будут рекламироваться», – а студенты плевались и говорили: «Фу, какая гадость!». А сейчас, когда затрагивается эта тема, они говорят: «Что ж, люди имеют на это право». Ладно, ты считаешь, что имеешь право грешить, но ты хотя бы не рекламируй свой грех. Сегодня же порок пропагандируется, навязывается и даже становится легитимным…

Массовая культура транслирует какие-то странные идеи, что женщина должна быть чуть ли не вседоступной, всегда такой воспаленной, возбужденной самкой. А мужчина – это жеребец какой-то. Но это же просто унизительно! Как-то можно изменить эту ситуацию?

Правильные традиционные ценности надо воспитывать, искусственно вводить, поскольку они бывают утеряны. Школа этим заниматься не будет, семья уже утеряла. В правильных проповедях можно услышать и исправить своё вероубеждение, поклонение, как создать религиозную семью и воспитывать детей.