Очередной запрет хиджаба

Очередной запрет хиджаба

В преддверии вступления в силу новых правил, Камкин решил устроить просветительскую лекцию в первом зале университета. Неизвестно, как выбирали тему, но проблему хиджаба она охватывала частично: «Образ жизни молодого мусульманина и обучение в государственном вузе». В университет был приглашен ректор МИУ (Московский исламский институт) Дамир Хайретдинов.

Попасть на лекцию могли «все желающие», но в этот день пропуска выдавали через ректорат. В холе столпилась группа поддержки юных мусульманок. В ожидании пропусков, молодые люди бурно обсуждали новый приказ ректора. Спустя полчаса все прошли в аудиторию номер 1.

В огромном зале университета студенты кучковались в разных местах. Малазийские мусульмане сидели в одном месте, российские студентки в белых хиджабах – в другом. Парни рассыпались по всему залу. Первые ряды заняли пожилые люди, напоминающие номенклатуру советской власти.

Речь Хайретдинова не отличалась от обычной проповеди, описывающей азы ислама. Ректор делал упор на трактовки некоторых терминологий, которые сейчас обсуждаются во всех мировых СМИ. Говорил про джихад, про борьбу со своим "Я" и т. д…

Очевидно, что официальные представители конфессий борются с радикализацией молодежи, и правильное понимание многих терминов ислама нуждается в разъяснении. Но – 17 октября студенты пришли в этот зал по другому вопросу: от которого зависит судьба многих студенток, в том числе и иностранных? Что будет с ними после 1 ноября?

На этой фотографии приказ ректора, который явно запрещает хиджаб

И за нарушение правил студенток будут отчислять. Мало того, ректор решил из своих «подчиненных» преподавателей сделать солдат-блюстителей. За несоблюдение правил, Камкин пригрозил увольнять тех, кто будет впускать на свои пары девушек в хиджабах. Стоит отметить, что правила касаются представителей всех конфессий. Так что отныне, по регламенту, в университете не смогут учиться сикхи с тюрбанами, евреи со шляпами и пейсами на висках, христиане с нательными крестами.

На данный момент в вуз пригласили только мусульманского представителя, интересно, что скажут остальные? Пока ректор МИУ читал лекцию про «усилие» в исламе, в зале становилось жарче. Наконец, журналист Кавполита поднял руку и задал насущный вопрос о запрете хиджаба.

Минута молчания. Зал ждет ответа. Дамир Хайретдинов явно не ожидал этого вопроса. Крики в зале: «Расскажите про роль хиджаба в исламе!» Девушки: «Как мы будем ходить на учебу после 1 ноября?»

Ректор отказался говорить что-либо про хиджаб в исламе, но пообещал обсудить это вопрос с муфтием Равилем Гайнудином. Зал гудел. Студент Самир встал и начал говорить про исторические предпосылки по урегулированию вопроса: медики – сестры милосердия – тоже ходили в хиджабах. Самир раздал фотографии впередисидящим, но тем это не было интересно. В итоге, все слушатели спустились вниз и попытались лично поговорить с ректором МИУ. Последний, пообещав все урегулировать, удалился из зала.

На данный момент защитники сестер-мусульманок пытаются всеми способами привлечь внимание общественности к данной проблеме. В соцсети «Вконтакте» создана группа «Запрет хиджаба в РНИМУ». Не исключено, что это приведет к одиночным пикетам по всей Москве. Вполне возможно, что дело дойдет до суда, ведь длительность учебы в таком заведении может достигать одиннадцати лет, и, при отчислении, университет не сможет вернуть потерянные годы. Если бы такие правила были прописаны при поступлении, то у человека был бы выбор. Сейчас же его нет: или снимай платок или уходи – такая позиция у ректора Камкина. Если кого-либо отчислят из-за одежды, то не исключено, что студент подаст в суд с требованием возместить моральный ущерб.

Удивляет пассивность официальных представителей духовенства. Дамира Хайретдинова можно понять ведь его слова могут не совпасть с позицией духовного управления и сыграть против него. Поэтому, он ничего не стал говорить о хиджабе. Но если не будет реакции с «верхушки», то положение верующих печальное. Все новые и новые школы и университеты запрещают традиционную исламскую одежду. В это время муфтии говорят о мире, справедливости, но молчат об ущемлении прав верующих в нашей стране. Если они не способны помочь, то чем помогут власти?

В этом университете учатся иностранцы – студенты из Малайзии. У них хиджаб считается традиционной одеждой. Какова же будет репутация нашей страны, где грубо ущемляются права верующих?

Возможно, в обозримом будущем, при смене поколений, на это будут смотреть по-другому. Ведь сегодня в ректоратах и деканатах сидят профессора советской закалки. А пока – ждем дальнейших событий.

Автор: Арсланов Ирази

kavpolit

Фото автора

Хиджаб или образование?

Студентки медицинского университета им.Пирогова просят отменить новый приказ администрации

Студентам Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (второй мед, РНИМУ) запретили ходить в одежде, «способной оскорбить политические и религиозные чувства окружающих».

В документе отмечается, что недопустимо носить одежду, указывающую «на принадлежность к той или иной национальности или религии, в том числе национальные головные уборы».

Соответствующий приказ ректората, опубликованый на сайте вуза в середине сентября, вступит в силу первого ноября.

Если отбросить все детали, то можно смело сказать, что студенткам, исповедующим ислам, не оставили выбора. Снимать хиджаб они не собираются, а значит – после нескольких выговоров будут отчислены из университета.

Тема сразу стала обсуждаться в социальных сетях и внутри университетского сообщества. Чтобы прояснить ситуацию и быть услышанными, студенты пришли на встречу с ректором Московского исламского института (МИИ) Дамиром Хайретдиновым, организованную руководством медицинского университета. Побывал там и корреспондент «Кавказской политики».

Встреча для своих

Попасть в здание было не так просто, около часа я простояла на входе, пускали только своих. Пригласившая нас на встречу студентка Айша сразу посоветовала не предъявлять журналистское удостоверение. Так что я топталась у проходной в компании сочувствующих студентов из других университетов, которые пришли на встречу, чтобы поддержать девушек второго меда.

«Я не понимаю: мы же живем в светском государстве, это противоречит Конституции. Кому какая разница, какой головной убор я ношу», – говорит Аня, одна из студенток. Сама она учится в университете им.Плеханова. «Мне никогда не делали замечаний по поводу платка. Все с уважением относятся к нашему выбору и к нашей религии. Мы даже как-то просили комнату для намаза. Этот вопрос рассматривали, но реализовать задумку не получилось», – добавляет девушка.

«Да, – подхватывает ее друг, – я не понимаю, чем платок или хиджаб может помешать, особенно врачу: он закрывает волосы точно так же, как медицинская шапочка, просто еще закрыта и шея».

Пока мы обсуждали новые правила второго меда, к проходной вернулась Айша – сказала, что попросила нас всех пропустить в университет как родственников. Пока мы шли до аудитории, где уже шло собрание, девушка рассказала, что учится здесь уже шестой год. Пять лет ее внешний вид никого не оскорблял и не мешал ей усваивать знания. Теперь, когда ей осталось доучиться всего полтора года, она рискует вместо диплома врача получить справку со списком прослушанных лекций.

Снимать хиджаб или отчисляться?

В почти полной аудитории сидели студенты и внимательно слушали выступавшего Дамира Хайретдинова. Я не сразу поняла, в чем дело. На собраниях принято обсуждать, а здесь говорил только один выступающий – причем явно не о новом приказе руководства медицинского университета.

Некоторые студенты все время выступления поднимали руки, надеясь попросить слово, перебивать ректора МИИ никто не решался. Только через час после начала собрания (которое на самом деле было самой обычной лекцией) одному из сидящих в зале студентов наконец дали слово.

– Простите, нам бы хотелось узнать, что делать с хиджабами, снимать их или отчисляться из университета?

Дамир Хайретдинов растерялся, признавшись, что прибыл во второй мед совсем по другому вопросу.

– Честно говоря, я не знал, что есть такая проблема. Я думал, что меня пригласили в университет прочитать лекцию, так как многие студенты здесь исповедуют ислам.

По аудитории прокатился гул голосов. Студентки начали вставать со своих мест, пытаясь объяснить суть дела.

Выслушав их, ректор МИИ заявил, что пока не готов ответить, и пообещал обсудить приказ с муфтиятом. Со всех рядов посыпались новые вопросы.

- Что нам делать первого ноября? Когда будет ответ? Нам дадут отсрочку, пока вопрос окончательно не решится? Чем платок хуже медицинской шапочки? Объясните им, что для нас это важно!

Руководители университета вжались в кресла на первом ряду. Никто из них даже не решился вступить в диалог с аудиторией.

В конце – когда стало ясно, что собрания не будет, а продолжать лекцию нет смысла – проректор по воспитательной части Константин Троянов взял в руки микрофон, чтобы объявить: университет «еще раз пригласит господина Хайретдинова для обсуждения этого вопроса». Сам он пообещал студентам прояснить ситуацию после разговора с муфтиятом.

«Хиджаб не мешает врачебной работе»

Мнения практикующих врачей по проблеме во втором меде расходятся. Как объяснил «Кавказской политике» главный врач «Профмед» Эркен Иманбаев, основным здесь является культурологический вопрос. По его мнению, студентам российских медицинских институтов не стоит носить платки или хиджабы:

«Я, в общем-то, родился в Средней Азии, для меня восточная культура является родной и, на мой взгляд, медицине никак не мешает. Но здесь есть другая, культурологическая проблема, связанная с тем, что Россия – светская страна, у нас есть правила в обществе, и, в общем-то, носить хиджаб неприемлемо. Я думаю, что не стоило бы раздувать эту проблему».

Коллега Иманбаева – московский врач-стоматолог Аслан Затиев – уверен, что запрет на ношение религиозной одежды в медицинском институте им.Пирогова не оправдан.

«Если студентки носят белые платки, которые просто закрывают шею и волосы, под медицинской шапочкой, то я не понимаю, в чем проблема. Это никак не может помешать врачебной деятельности. Одна моя коллега носила на работе свою форму: сшила себе костюм, халат с длинными рукавами, белым платком закрывала волосы и шею, а сверху надевала колпак», – объяснил Затиев.

Когда в России запрещали носить хиджаб?

В России нет запрета на ношение хиджаба, однако в некоторых регионах оно запрещено в учебных заведениях. Например, на Ставрополье, где власти через краевой суд провели соответствующее решение – и Верховный суд РФ признал его законным.

Напомню читателю, что судебное разбирательство по этому делу началось после конфликта в одной из школ ставропольского села Кара-Тюбе. Ее директор запретила нескольким девочкам из мусульманских семей появляться на занятиях в хиджабах. Разразился скандал федерального масштаба.

Хотя дело было проиграно в Верховном суде, адвокат семей Мурад Мусаев напомнил, что статья 28 Конституции РФ «каждому гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Такие же гарантии закреплены в ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», уточняющей, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом.

Из приведенных правовых норм, уточнял Мусаев, следует, что Российская Федерация, являясь светским государством, гарантирует право каждого действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями в пределах, ограниченных федеральным законом.

Маша Твардовская

kavpolit