Обязательно ли при опровержении сектантов - нововведенцев упоминать их имена

Обязательно ли при опровержении сектантов - нововведенцев упоминать их имена

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Сторонники заблудших идей часто упрекают нас в том, что мы в своих опровержениях упоминаем имена опровергаемых, мол достаточно сделать опровержение лишь на саму тему, а не на личность.

Я отвечу: это еще одно заблуждение и глупость, это противоречит даже логике, если не упоминать имя опровергаемого, тогда как люди спасутся от его ереси?

Я не буду сейчас крутить барабан логики и гадать, что является верным а что нет, я приведу примеру саляф и тех, кто последовал им, не отходя ни на йоту.

Имам Ибн Батта аль-‘Акбари у себя в «аль-Ибана» привел случай, когда Суфьян ас-Саури прибыл в Басру, он стал спрашивать о положении Раби’а ибн Сабиха среди людей. Он спросил о нем: “Каков его мазхаб (путь)?” Ему ответили: “Его мазхабом является только Сунна”. Он спросил: “А кто его окружение?” Ему ответили: “Къадариты”. Тогда Суфьян сказал: “Значит он къадарит!”

Обратите внимание на этого великого таби-табиина, его не смутило то, что он назвал его къадаритом, и это при том, что он сам назвал его имя.

Имам аз-Захаби в «ас-Сияр», а также и другие ученые, описывая биографию ‘Умара ибн ‘Убайда, который был му’тазилитом и къадаритом, передали от ‘Асыма аль-Ахуаля следующее:

«Однажды мы сидели вместе с Къатадой (табиин), и в его присутствии упомянули ‘Умара ибн ‘Убайда, и он дурно отозвался о нем. Я же сказал: «Я не думал, что обладатели знаний занимаются опровержением друг друга!» Тогда Катада ответил: «Разве ты не знаешь, о Ахуаль, что если человек внесет нововведение, является обязательным (уаджиб) говорить об этом, чтобы знали другие?!»

Обратите внимание на этого великого табиина, его не смутило предостережение от заблудшего, назвав его имя.

Когда некий суфий упрекнул ‘АбдуЛлаhа бин аль-Мубарака словами: «Ты делаешь гъиба!” Он ответил: «Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!”.

Также передал имам Муслим от ‘Али бин Шакъикъа, слышавший ‘Абдуллу ибн Мубарака, сказавший:

دَعُوا حَدِيثَ عَمْرِو بْنِ ثَابِتٍ فَإِنَّهُ كَانَ يَسُبُّ السَّلَفَ

«Оставьте (не берите) хадисы от ‘Амра бин Сабита, ибо он ругает саляф».

В «Тарих аль-Багъдад» сообщается, ‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: «Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!”

Имам Ахмад предостерегал от Хариса аль-Мухасиби, Къатада от ‘Умара бин ‘Убейда, ас-Саури от Раби’а бин Сабиха, Ибн аль-Мубарак от ‘Амра бин Сабита, ад-Дарими от Бишра аль-Мариси, Абу аль-Хасан от Абу ‘Али аль-Хасана аль-Джуббаи.Таких примеров огромное количество! Таков путь саляф и тех, кто последовал за ними.

Имам Ибн Салях аш-Шаhразури в своих фатауа сказал:

…تجوز غيبة المبتدع بل ذكره بما هو عليه مطلقا غائبا وحاضرا إذا كان المقصود التنبيه على حاله ليحذروا وعلى هذا مضى السلف الصالحون

«Разрешено делать гъиба (предостережение) за нововведенца. Более того, надо упоминать то, на чем он находится, и не важно, присутствует он или отсутствует, если целью всего этого является предостережение от его (заблудшего) положения. Так поступали праведные саляф».

Когда спросили Шейхуль Исляма Ибн Теймийю о слов аль-Хасана аль-Басри «Нет злословия за нововведенца», он, да помилует его Аллаh, ответил:

وهذان النوعان يجوز فيهما الغيبة بلا نزاع بين العلماءأحدهما : أن يكون الرجل مظهرا للفجور مثل الظلم والفواحش والبدع المخالفة للسنة فإذا أظهر المنكر وجب الإنكار عليه بحسب القدرة .كما قال النبي صلى الله عليه وسلم { من رأى منكم منكرا فليغيره بيده فإن لم يستطع فبلسانه فإن لم يستطع فبقلبه وذلك أضعف الإيمان } رواه مسلموإذا كان مبتدعا يدعو إلى عقائد تخالف الكتاب والسنة أو يسلك طريقا يخالف الكتاب والسنة ويخاف أن يضل الرجل الناس بذلك : بين أمره للناس ليتقوا ضلاله ويعلموا حاله . وهذا كله يجب أن يكون على وجه النصح وابتغاء وجه الله تعالى

«В двух случаях разрешается злословие за приверженцем нововведения, в чем нет разногласия среди ученых:

Первое: Когда человек открыто проявляет нечестие, как несправедливость, мерзость и противоречащие сунне нововведения. Если он открыто все это проявляет, то по мере сил является обязательным порицать его .

Это согласно хадису пророка ﷺ, сказавший: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда сердцем, и это самая низкая (минимальная) степень веры». передал Муслим.

Если он является нововведенцем, призывающим к вероубеждениям, противоречащим Корану и Сунне, или следует пути, противоречащему Корану и Сунне, и есть опасение, что этот человек тем самым собьет людей (с истинного пути), то разъясни людям его положение, чтобы они знали остерегались его заблуждений. Все это должно быть насихой (для мусульман) и стремлением лика Всевышнего Аллаhа».

Также сказал Шейхуль Ислям:

ومثل أئمة البدع من أهل المقالات المخالفة للكتاب والسنة أو العبادات المخالفة للكتاب والسنة ؛ فإن بيان حالهم وتحذير الأمة منهم واجب باتفاق المسلمين حتى قيل لأحمد بن حنبل : الرجل يصوم ويصلي ويعتكف أحب إليك أو يتكلم في أهل البدع ؟ فقال: إذا قام وصلى واعتكف فإنما هو لنفسه وإذا تكلم في أهل البدع فإنما هو للمسلمين هذا أفضل

«Имамы заблуждения, авторы статей, противоречащих Корану и Сунне, совершающие противоречащие Корану и Сунне обряды, то разъяснять их положение и предостерегать умму от них является обязательным по единогласному мнению ученых. Имам Ахмада ибн Ханбаля даже спросили: Если человек молится и поститься и делает затворничество (и’тикаф), он милее для тебя или предостережение от приверженцев нововведения?» Он сказал: «Если он молится и соблюдает затворничество, то все это для него одного, а если он делает опровержение на приверженцев нововведения, то в этом (польза) для всех мусульман, и это (естественно) лучше».

Из современных ученых, сказавших о необходимости упоминать имена предостерегаемых, такие как : имам аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Фаузан, Мухаммад бин Хади, Раби’ бин Хади и другие.

Сказал шейх аль-Фаузан:

وإذا اقتضى الأمر أن يصرح باسم الأشخاص حتى لا يُغتَرَّ بهم، وخصوصًا الأشخاص الذين عندهم انحراف في الفكر أو انحراف في السّير والمنهج وهم مشهورون عند الناس ويُحسِنون بهم الظَّنَّ؛ فلا بأس أن يُذكَروا بأسمائهم، وأن يُحذَّرَ منه

«Если дело нуждается в упоминании имен (опровергаемых), чтобы люди не обольстились им, особенно если (речь идет) о таких личностях, имеющих отклонения в мировоззрении и пути, и (к тому же если они еще) известны среди людей и о них хорошо думаю, то нет проблем упоминать их имена и делать опровержение на них».

Выводы

Если приверженец нововведения неизвестный, то опровергая его мировоззрение не надо упоминать его имя, ибо он итак не известен, как это сказал имам аль-Альбани.

Сказал имам Шиhабу Ддин аль-Къарафи аль-Малики:

» و من مات من أهل الضلال و لم يترك شيعة تعظمه ، و لا كتباً تقرأ ، و لا سبباً يُخشى من إفساد لغيره ، فينبغي أن يستر بستر الله تعالى ، و لا يذكر له عيب البتة ، و حسابه على الله تعالى

«Если умер кто-то из заблудших и он не оставил после себя возвеличивающих его последователей, или книгу, которую-бы читали, и нет причин опасаться гибели кого-то (из за него), то надо скрыть (его заблуждение) занавесом Всевышнего Аллаhа, и ни в коем случае не упоминать его недостатки, а расчет его у Всевышнего Аллаhа».

А если он известен, за ним следуют, к нему прислушиваются, то здесь обязательно надо упоминать его по имени, иначе опровержение не будет полным!

А знание у Всевышнего Аллаhа.