Обязателен ли даават - призыв к Исламу?
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Некоторые говорят, что даават обязателен, как и ежедневная пятикратная молитва, и каждый мусульманин должен заниматься дааватом. Другие же считают, что он не обязателен, но желателен. Что говорят по этому поводу Коран и Сунна?
Существует много способов даавата (призыва к Исламу), самыми главными из которых являются действия и поведение мусульман. Преподавание, проповедь, общение, участие в диалогах, дискуссиях и дебатах, написание книг и статей, а также чтение лекций — также хорошие средства даваата.
Многие мусульмане сегодня не обеспокоены призывом. Этому нет места в их разговорах, и, к сожалению, они тратят свое время и ресурсы на бесполезные дела.
Мы должны сначала понять, что такое даават?
Это слово означает приглашение людей на путь Всемогущего Аллаха, призыв их к познанию истины и следованию ей.
Существует два способа даавата:
Первый из них — собственный пример
В терминологии Корана это называется «свидетели о человечестве» (шухада ала ан-наси): каждый мусульманин, мужчина или женщина, молодой или старый, обязан быть свидетелем Всемогущего Аллаха среди людей. Когда люди видят мусульманина, они должны видеть хорошего человека, человека истины, искренности и добродетели. Жизнь мусульманина должна быть открытым приглашением, благодаря которому люди видят красоту Ислама и интересуются его этикой и учениями. Аллах, Всевышний, говорит в Коране: „Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих" (Коран, 2:143). Все мусульмане должны осуществлять даават своей благочестивой исламской жизнью как личности, семьи и как общины. Те, кто вступает в контакт с ними, должны воспринимать Ислам как живую и практическую веру, которая улучшает жизнь людей.
Второй способ даавата — это обучение, проповедь, общение, участие в диалогах, дискуссиях и дебатах, написание книг и статей, чтение лекций и т.д.
Всевышний Аллах говорит: „Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом". (Коран, 16:125). Конечно, это требует глубоких знаний, подготовки и обучения. Мусульмане должны использовать самые эффективные и адекватные методы даавата в любом месте и в любое время.
В настоящее время даават требует современных способов, таких как использование радио, телевидения и Интернета в дополнение к проповеди и обучению человека человеком. Не у каждого мусульманина была возможность пройти подобное обучение и делать даават именно так.
Но некоторые из нас должны подготовиться и заняться этой деятельностью, как говорит Аллах в Коране: „Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться" (Коран, 9:122).
Таким образом, осуществление даавата с надлежащей подготовкой и специализацией рассматривается как коллективное обязательство (фард кифая). Это означает, что в каждой общине должны быть люди, которые пройдут надлежащее обучение и будут выполнять эту работу на систематической и методической основе от имени всех других членов общины. Если определенные люди выполняют эту работу, тогда на тех, кто этого не делает, вины не будет, но если этим не занимается никто, то все мусульмане общины будут считаться грешниками.
Все мусульмане обязаны поддерживать эту работу, предоставляя средства, чтобы это можно было сделать надлежащим образом. Наша халатность в делах даавата двояка: с одной стороны простые мусульмане не живут образцовой мусульманской жизнью, чтобы быть свидетелями Аллаха среди народов.
С другой стороны те, кто занимается дааватом, как правило, являются искренними мусульманами, но у них недостаточно подготовки и образования. Очень немногие мусульманские организации занимаются дааватом правильно, обучены для этого. Но, к сожалению, и те немногие, кто занимаются этим как полагается, находят очень мало поддержки со стороны мусульман.
Существует много миссионерских организаций других религий, которые имеют неограниченные ресурсы, и они охватывают весь мир своими миссиями. Напротив, исламский даават едва сводит концы с концами...
Принимая во внимание пропаганду, ведущуюся против Ислама и мусульман в наши дни, все мусульмане, мусульманские организации и государства обязаны приложить максимальные усилия на пути даавата, осуществляя его с мудростью и добрым увещеванием, читая сильные проповеди и выдвигая обоснованные аргументы». Всевышний Аллах знает лучше.
Важность исламского призыва
Ислам — это не только молитва, пост, выплата закята и совершение паломничества (хаджа). Это образ жизни, а также кодекс учений и правил, нацеленных на ее улучшение. Даават (исламский призыв) означает передачу послания ислама мусульманам и немусульманам. Он призван удержать на пути Всемогущего Аллаха людей праведных и вывести на этот путь заблудших.
Вот мнение шейха Хамеда Аль-Али, преподавателя исламского наследия на факультете образования (Кувейт) и имама мечети Дахият Ас-Сабахия: «Что касается даавата как проповедования, то это считается фард кифая (коллективной обязанностью) мусульман. Но призыв как подача достойного примера является фард айн (индивидуальной обязанностью) для мусульман с целью сохранения их религии и донесения ее послания как мусульманам, так и немусульманам. У даавата может быть много методов: мудрый и деликатный подход, произнесение речей и проповедей, подача достойного примера другим и так далее».
Д-р Суад Салих, профессор фикха (исламской юриспруденции) в университете Аль-Азхар (Каир, Египет), добавляет: «Ибадат (поклонение) в исламе не ограничивается совершением пяти ежедневных молитв, постом, закятом, хаджем и другими ритуалами, поскольку его реальный смысл выходит далеко за рамки этих актов поклонения. Ибадат буквально означает смирение и подчинение повелениям Аллаха, Господа Миров, ибо Он наделил нас Своими щедротами и благами. Поэтому любой благой поступок, который выражает справедливость и благочестие, является актом поклонения в исламе».
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) спросил Муаза Ибн Джебаля (да будет доволен им Аллах): «Знаешь ли ты, какое право Всевышний Аллах имеет на Своих рабов и какое право они имеют на Него?». Тот сказал: «Нет, Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда Пророк (мир ему и благословения Аллаха) ответил: «Долг праведников пред Аллахом — поклоняться Ему Одному и не придавать Ему сотоварищей. И праведники заслуживают от Аллаха того, чтобы не быть покаранными, коль они не придают Ему сотоварищей».
Люди обязаны бороться с самими собой и одолевать свои желания, а не отвечать низменным позывам собственной души. Всевышний Аллах говорит: «А тех, которые радели за Наше [дело], Мы наставим на Наши пути. И, воистину, Аллах с теми, кто вершит добро!» (Коран, 29:69).
Помимо этого люди должны тратить средства на пути Аллаха, помогая материально своим родственникам и другим, изживать в себе такие пороки, как злословие, клевета, подозрительность, страсть подглядывать и подслушивать и так далее. Они должны отстаивать правду и честность, сдерживать свои обещания, а также соблюдать все исламские нормы поведения, описанные в Коране. Всевышний Аллах говорит: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, — ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании — а потом все они будут собраны перед своим Господом». (Коран, 6: 38). Даават означает внушение благого, предупреждение и запрещение порицаемого. Призыв — это обязанность людей, которые обладают знаниями и глубоким пониманием дина, имеют достойный характер и манеры, сведущи в области ислама.
Аллах (Свят Он и Велик) так учил Своего благородного Пророка (мир ему) в Коране: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси Для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих». (Коран, 3:159). И далее: «Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро и не водись с невеждами». (Коран, 7: 199).
Даават осуществляется двумя способами. Первый — через личный пример. Быть свидетелем Всемогущего Аллаха среди людей — это обязанность каждого мусульманина, мужчины или женщины, молодого или пожилого. Когда люди видят мусульманина, они должны видеть человека добропорядочного, правдивого, искреннего и достойного. Жизнь мусульманина должна быть ясным отражением красоты ислама и таким образом привлекать интерес людей к его моральному кодексу и учению. Всевышний говорит в Коране: «И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для [других] людей, вам же примером был бы Посланник. И Мы учредили [прежнюю] киблу, которой ты держался, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. И это было трудным испытанием, но не для тех, кого Аллах повел правильным путем. Аллах — не тот, кто губит вашу веру, ибо, воистину, Аллах к людям сострадателен и милосерден». (Коран, 2:143).
Другой способ призыва к Истине предполагает обучение, проповедование, общение, беседы, дискуссии, написание книг и статей, чтение лекций и так далее, в том числе по ТВ, радио и Интернету.
Всемогущий Аллах говорит: «Призывай [о Мухаммад] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути». (Коран, 16: 125). Это, разумеется, требует глубоких познаний, подготовки и обучения. Мусульмане должны использовать самые эффективные и соответствующие методы даавата, в зависимости от места и времени. Как говорит Всевышний Аллах: «Верующим не следует выступать [в поход или поездку] всем народом. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы [глубже] познать религию и по возвращении увещевать [оставшихся] людей? Быть может, они станут избегать [зла]». (Коран, 9:122).
В каждом обществе есть люди, которые должны пройти надлежащее обучение призыву и проводить его на систематической и методической основе от имени всех других членов общества. Если есть люди, которые проводят эту работу, то на остальных, в ней не участвующих, вины нет, но если ее не делает никто, то грешниками считаются все члены мусульманского общества. При этом все мусульмане обязаны оказывать поддержку даавату, включая финансовую, чтобы обеспечить должный уровень его осуществления.