Актуально
Обязанность ношения хиджаба мусульманками

В настоящее время мы наблюдаем, как в постсоветских странах возрастает количество женщин, которые облачаются в мусульманскую религиозную одежду «хиджаб». Увеличиваются случаи, когда молодые девушки, подвержены критике людей взрослого поколения, светского, атеистически-научного склада ума, нападкам со стороны сверстников, неприятия обществом, в котором живут, непонимание со стороны родителей, родственников, друзей, одноклассников, однокурсников. Все эти факторы в дальнейшем порождают отчужденность, обиду, комплексы, страх, которые влекут за собой рефлекс самозащиты, выраженный в озлобленности, агрессии, ненависти.
Аллах в Коране сказал: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете". (24:31)
Еврейская традиция, проиллюстрированная в религиозные книгах, говорит о покрытой голове еврейской женщины. Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой". При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов, продолжают носить парик (Менахем Брайер «Еврейская женщина в раввинистической литературе»).

В христианстве монахини-католички покрывают голову при служении в монастыре. Религиозная практика покрытия головы основана на традициях тысячелетия.
Известно, что во времена Пророка мекканские женщины ходили полуголыми, с открытыми грудями, более того, до установления господства Ислама, женщины приходили в хадж, поклоняться своим идолам голыми. (Куртуби, аль-Джами-ил Ахкямиль Куран 7/189).
Из 33-го аята Суры «Сонмы» мы также узнаем, что безбожные женщины в тот период были весьма вольными в одеждах и обнажали свое тело. Так что женщины-мусульманки, зная то, как откровенно одеваются женщины-безбожницы, знали меру и одевались так, чтобы разительно отличаться от женщин-безбожниц и чтобы ни у кого не возникало мысли сказать им что-либо непристойное. «О пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». 33:59
“В “Сахихе” Муслима и других книгах пришел хадис от Абу Хурейры, что пророк, саллаЛлаху алейхи уа салям : сказал: “Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это — люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии». Тот, кто посчитал, что это хадис недостоверен из-за большой угрозы, которую он содержит – этот человек джахиль и заблудший, он достоит наказания, которое обуздает его и подобных ему джахилей, отвергающих достоверные хадисы от посланника Аллаха,саллаЛлаху алейхи уа салям.
Для того, чтобы правильно понять аяты Корана, говорящие о хиджабе, мы должны узнать значение трех арабских слов.
Хиджаб – барьер для защиты, или для того, чтобы что-то спрятать. И поэтому черные талисманы, которые вешают на грудь, называются на арабском хиджаб (защита). Продавцы уверяют, что в них написан Коран и что они защищают, а на самом деле они ничего не делают, кроме того, что висят, а наоборот, сам, кто их носит, он их защищает и, конечно, носить такие вещи нельзя мусульманину, потому что в этом поступке присутствует предмет многобожия.
А одежда мусульманки называется хиджабом потому, что с помощью неё она прячет определенные части тела и защищает себя от посторонних взглядов и недозволительного интереса.
Химар – платок, который покрывает голову. И некоторые включают в определение химар еще и покрытие лица. Значит, как только ты скажешь арабу «химар», он представляет перед глазами платок, который покрывает хотя бы волосы, а может быть и лицо.
Джильбаб – это платье, которое набрасывается на голову сверху химара и доходит до пяток. Ни один араб не станет переспрашивать, что такое джильбаб, химар или хиджаб. То же самое, если ты скажешь европейцу «мини-юбка», дальнейшие описания ему не нужны, он понял, о чем идет речь.
Мы говорим сестрам, что в этом аяте написано о джильбабе, а в этом аяте написано о химаре, а они читают в переводах Корана «покрывало» и говорят, по-разному можно трактовать слово «покрывало». Не надо ссылаться на русский перевод, а нужно смотреть арабский текст Корана. Ведь, слава Аллаху, Коран сохранился на своем первоначальном языке, и как раз это очень важно для разрешения споров, возникающих при его толковании.
Давайте найдем, где говорится о «химаре» и «джильбабе» в Коране. По поводу «химара» Всевышний Аллах сказал: И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свое целомудрие, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала (химар) на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми! (24:31)
Остановимся на некоторых предложениях этого аята. «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них». Что видно из украшений женщин, которые можно показать? Существуют три объяснения этого.
1. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, считает, что из слов «разве только то, что видно из них» имеется в виду лицо и кисти рук. А кто такой Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах? Это сподвижник, для которого Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, просил: «О Аллах, научи его толкованию Корана!»
2. Ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, считает, что из слов «разве только то, что видно из них» здесь имеется в виду одежда. Он считает, что нужно покрывать все тело, в том числе лицо и кисти рук. Значит, у женщины должна быть видна только её одежда. Одежда – это тоже украшение. Так как, когда Всевышний Аллах приказал нам покрыть свой гаура, приходя в мечеть, Он сказал: О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (7:31) Многие не понимают, что имеется в виду от слова «украшения» в данном аяте, и даже некоторые сестры думают о помадах при приходе в мечеть, а чтобы правильно понимать, что имеется в виду, необходимо знать то, что передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что раньше некоторые женщины совершали обход Каабы обнаженными, и по этому поводу был послан данный аят. Значит, «Облекайтесь в свои украшения» означает: приходя в мечеть, покрывайте свой гаура одеждой.
3. Аз-Зухри (ученый по тафсиру) сказал, что имеется в виду перстень поверх перчаток или какая-то подвеска. Уже понимается, что все остальное должно быть закрытым. Тем более, Всевышний Аллах в этом же аяте подчеркивает: «пусть набрасывают свои покрывала (химар) на разрезы на груди», потому что раньше арабки ходили в химаре, откидывая его края назад, так что обнажались шея и вырез на груди. Однозначно, что волосы покрыты платком (химар). Но есть повеление нашим сестрам: покрывать и шею, и вырез на груди.
Некоторые говорят: «А здесь говорится о вырезе на груди, а не о волосах». В аяте упомянулось слово химар, а мы уже выяснили, что это платок, который покрывает голову. Некоторые говорят: «А здесь не говорится же о покрытии тела?» Не смешно ли: идет по улице девушка в платке, покрывающем шею и грудь, но в шортах и с обнаженными руками! Ситуация похожа на то, когда кто-то говорит, что Всевышний Аллах в Коране запретил говорить родителям «уф», но не запретил бить их! И ссылается на аят, в котором Всевышний Аллах говорит: Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. (17:23)
Хотя любому разумному человеку понятно, что если Всевышний Аллах запретил говорить даже «уф», значит остальное, более грубое обращение, тем более является запретным.
Далее в аяте Всевышний Аллах перечисляет людей, перед которыми разрешено женщине показывать свои украшения: «пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин».
Ученые делят аура на большой и малый. Большой аура для женщин – это область от пупка до колена. Малый аура для женщин – это все, что остается (например волосы, руки, голени и т.д.) кроме лица и кистей рук, потому что они не являются аура. Не всем перечисленным в этом аяте людям можно показать одинаковые части тела. Своим мужьям можно показать все, а остальным разрешается показать только то, что входит в малый аура. Отсюда следует, что женщине нельзя показать бедро другим женщинам. Что имеется в виду «или своим женщинам». Существует два объяснения этого.
1. Своим женщинам – только женщинам мусульманкам. Это значит, перед немусульманками мусульманка должна одеться, как перед чужим мужчиной.
2. Своим женщинам – любым женщинам, кому можно доверять, что они не расскажут об увиденном посторонним мужчинам. Это значит, что если женщина может себе позволить рассказать об увиденном посторонним мужчинам, то перед ней, даже если она мусульманка, женщина мусульманка должна одеться как перед чужим мужчиной.
Хорошее толкование этого аята есть в тафсире «Аль-Мунтахаб»: Скажи (о Пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту – места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о Пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей и родственников, за которых им запрещено по шариату выходить замуж: отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей от других жён или своих братьев и сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или женщин-подруг (мусульманок), из свободных или невольниц, или своих служанок – свободных или рабынь, или слуг из мужчин, не испытывающих нужды в женщинах, например, очень старых мужчин-слуг, а также детей, которых не постигло влечение к женщинам. Потребуй от них также (о Пророк!) не делать того, что может привлечь внимание мужчин к скрытым под одеждой украшениям, например, когда бьют ногой об пол, чтобы звук браслетов на ногах, скрытых под одеждой, был слышен. Обращайтесь (о верующие!) к Аллаху с покаянием и просите у Него прощения за то, в чём вы нарушили Его наставления и законы, и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни! (24:31)
Также разрешается смотреть на женщину без хиджаба, если на этой женщине нельзя мужчине пожизненно жениться. А о том, на ком из женщин нельзя жениться, говорится в следующем аяте: И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и – объедининять двух сестер, если это не было раньше. Поистине, Аллах Прощающ, Милосерд! (4:23)
В этом аяте перечислены женщины, на которых нельзя жениться. Среди этих женщин не перечислена двоюродная сестра. Поэтому нельзя женщине показываться без хиджаба перед двоюродным братом, потому что на двоюродной сестре не запрещено жениться, хотя по некоторым данным, Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , не советовал жениться на близких родственниках.
По поводу «джильбаб». Всевышний Аллах сказал: О Пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они ниже опускают свои широкие покрывала (джалябиб – множественное число джильбаб). Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления. Аллах Прощающ, Милосерд! (33:59)
Всевышний Аллах велит опускать джильбаб вперед. И на этом аяте основываются те ученые, которые считают, что женщина должна покрыть и свое лицо. Но другая группа ученых говорит, что здесь имеется в виду такое опускание джильбаба, при котором прикрывается шея. И никогда до сегодняшнего дня не была предметом дискуссий обязательность хиджаба. Нет ни одного мазхаба, который хотя бы усомнился в обязательности ношения хиджаба. И ни в одной из книг по фикху вы не найдете спор ученых, является ли хиджаб ваджибом (обязательным), или нет. Спор шел лишь относительно лица и кистей рук.
Поэтому, если одна мусульманка считает, что ей трудно надеть хиджаб, и что она пока не готова к этому, лучше ей в этом признаться, нежели сказать, что в Коране якобы не говорится о хиджабе, такими высказываниями она искажает однозначные аяты Корана и отрицает то, в чем все признанные ученые единогласны.
Из материалов Исламских СМИ
Аллах в Коране сказал: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете". (24:31)
Еврейская традиция, проиллюстрированная в религиозные книгах, говорит о покрытой голове еврейской женщины. Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой". При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом.

В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов, продолжают носить парик (Менахем Брайер «Еврейская женщина в раввинистической литературе»).

В христианстве монахини-католички покрывают голову при служении в монастыре. Религиозная практика покрытия головы основана на традициях тысячелетия.
Известно, что во времена Пророка мекканские женщины ходили полуголыми, с открытыми грудями, более того, до установления господства Ислама, женщины приходили в хадж, поклоняться своим идолам голыми. (Куртуби, аль-Джами-ил Ахкямиль Куран 7/189).
Из 33-го аята Суры «Сонмы» мы также узнаем, что безбожные женщины в тот период были весьма вольными в одеждах и обнажали свое тело. Так что женщины-мусульманки, зная то, как откровенно одеваются женщины-безбожницы, знали меру и одевались так, чтобы разительно отличаться от женщин-безбожниц и чтобы ни у кого не возникало мысли сказать им что-либо непристойное. «О пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный». 33:59
“В “Сахихе” Муслима и других книгах пришел хадис от Абу Хурейры, что пророк, саллаЛлаху алейхи уа салям : сказал: “Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это — люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии». Тот, кто посчитал, что это хадис недостоверен из-за большой угрозы, которую он содержит – этот человек джахиль и заблудший, он достоит наказания, которое обуздает его и подобных ему джахилей, отвергающих достоверные хадисы от посланника Аллаха,саллаЛлаху алейхи уа салям.
Для того, чтобы правильно понять аяты Корана, говорящие о хиджабе, мы должны узнать значение трех арабских слов.
Хиджаб – барьер для защиты, или для того, чтобы что-то спрятать. И поэтому черные талисманы, которые вешают на грудь, называются на арабском хиджаб (защита). Продавцы уверяют, что в них написан Коран и что они защищают, а на самом деле они ничего не делают, кроме того, что висят, а наоборот, сам, кто их носит, он их защищает и, конечно, носить такие вещи нельзя мусульманину, потому что в этом поступке присутствует предмет многобожия.
А одежда мусульманки называется хиджабом потому, что с помощью неё она прячет определенные части тела и защищает себя от посторонних взглядов и недозволительного интереса.
Химар – платок, который покрывает голову. И некоторые включают в определение химар еще и покрытие лица. Значит, как только ты скажешь арабу «химар», он представляет перед глазами платок, который покрывает хотя бы волосы, а может быть и лицо.
Джильбаб – это платье, которое набрасывается на голову сверху химара и доходит до пяток. Ни один араб не станет переспрашивать, что такое джильбаб, химар или хиджаб. То же самое, если ты скажешь европейцу «мини-юбка», дальнейшие описания ему не нужны, он понял, о чем идет речь.
Мы говорим сестрам, что в этом аяте написано о джильбабе, а в этом аяте написано о химаре, а они читают в переводах Корана «покрывало» и говорят, по-разному можно трактовать слово «покрывало». Не надо ссылаться на русский перевод, а нужно смотреть арабский текст Корана. Ведь, слава Аллаху, Коран сохранился на своем первоначальном языке, и как раз это очень важно для разрешения споров, возникающих при его толковании.
Давайте найдем, где говорится о «химаре» и «джильбабе» в Коране. По поводу «химара» Всевышний Аллах сказал: И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свое целомудрие, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала (химар) на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми! (24:31)
Остановимся на некоторых предложениях этого аята. «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них». Что видно из украшений женщин, которые можно показать? Существуют три объяснения этого.
1. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, считает, что из слов «разве только то, что видно из них» имеется в виду лицо и кисти рук. А кто такой Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах? Это сподвижник, для которого Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, просил: «О Аллах, научи его толкованию Корана!»
2. Ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, считает, что из слов «разве только то, что видно из них» здесь имеется в виду одежда. Он считает, что нужно покрывать все тело, в том числе лицо и кисти рук. Значит, у женщины должна быть видна только её одежда. Одежда – это тоже украшение. Так как, когда Всевышний Аллах приказал нам покрыть свой гаура, приходя в мечеть, Он сказал: О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. (7:31) Многие не понимают, что имеется в виду от слова «украшения» в данном аяте, и даже некоторые сестры думают о помадах при приходе в мечеть, а чтобы правильно понимать, что имеется в виду, необходимо знать то, что передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что раньше некоторые женщины совершали обход Каабы обнаженными, и по этому поводу был послан данный аят. Значит, «Облекайтесь в свои украшения» означает: приходя в мечеть, покрывайте свой гаура одеждой.
3. Аз-Зухри (ученый по тафсиру) сказал, что имеется в виду перстень поверх перчаток или какая-то подвеска. Уже понимается, что все остальное должно быть закрытым. Тем более, Всевышний Аллах в этом же аяте подчеркивает: «пусть набрасывают свои покрывала (химар) на разрезы на груди», потому что раньше арабки ходили в химаре, откидывая его края назад, так что обнажались шея и вырез на груди. Однозначно, что волосы покрыты платком (химар). Но есть повеление нашим сестрам: покрывать и шею, и вырез на груди.
Некоторые говорят: «А здесь говорится о вырезе на груди, а не о волосах». В аяте упомянулось слово химар, а мы уже выяснили, что это платок, который покрывает голову. Некоторые говорят: «А здесь не говорится же о покрытии тела?» Не смешно ли: идет по улице девушка в платке, покрывающем шею и грудь, но в шортах и с обнаженными руками! Ситуация похожа на то, когда кто-то говорит, что Всевышний Аллах в Коране запретил говорить родителям «уф», но не запретил бить их! И ссылается на аят, в котором Всевышний Аллах говорит: Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. (17:23)
Хотя любому разумному человеку понятно, что если Всевышний Аллах запретил говорить даже «уф», значит остальное, более грубое обращение, тем более является запретным.
Далее в аяте Всевышний Аллах перечисляет людей, перед которыми разрешено женщине показывать свои украшения: «пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин».
Ученые делят аура на большой и малый. Большой аура для женщин – это область от пупка до колена. Малый аура для женщин – это все, что остается (например волосы, руки, голени и т.д.) кроме лица и кистей рук, потому что они не являются аура. Не всем перечисленным в этом аяте людям можно показать одинаковые части тела. Своим мужьям можно показать все, а остальным разрешается показать только то, что входит в малый аура. Отсюда следует, что женщине нельзя показать бедро другим женщинам. Что имеется в виду «или своим женщинам». Существует два объяснения этого.
1. Своим женщинам – только женщинам мусульманкам. Это значит, перед немусульманками мусульманка должна одеться, как перед чужим мужчиной.
2. Своим женщинам – любым женщинам, кому можно доверять, что они не расскажут об увиденном посторонним мужчинам. Это значит, что если женщина может себе позволить рассказать об увиденном посторонним мужчинам, то перед ней, даже если она мусульманка, женщина мусульманка должна одеться как перед чужим мужчиной.
Хорошее толкование этого аята есть в тафсире «Аль-Мунтахаб»: Скажи (о Пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту – места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о Пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей и родственников, за которых им запрещено по шариату выходить замуж: отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей от других жён или своих братьев и сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или женщин-подруг (мусульманок), из свободных или невольниц, или своих служанок – свободных или рабынь, или слуг из мужчин, не испытывающих нужды в женщинах, например, очень старых мужчин-слуг, а также детей, которых не постигло влечение к женщинам. Потребуй от них также (о Пророк!) не делать того, что может привлечь внимание мужчин к скрытым под одеждой украшениям, например, когда бьют ногой об пол, чтобы звук браслетов на ногах, скрытых под одеждой, был слышен. Обращайтесь (о верующие!) к Аллаху с покаянием и просите у Него прощения за то, в чём вы нарушили Его наставления и законы, и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни! (24:31)
Также разрешается смотреть на женщину без хиджаба, если на этой женщине нельзя мужчине пожизненно жениться. А о том, на ком из женщин нельзя жениться, говорится в следующем аяте: И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и – объедининять двух сестер, если это не было раньше. Поистине, Аллах Прощающ, Милосерд! (4:23)
В этом аяте перечислены женщины, на которых нельзя жениться. Среди этих женщин не перечислена двоюродная сестра. Поэтому нельзя женщине показываться без хиджаба перед двоюродным братом, потому что на двоюродной сестре не запрещено жениться, хотя по некоторым данным, Посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах , не советовал жениться на близких родственниках.
По поводу «джильбаб». Всевышний Аллах сказал: О Пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они ниже опускают свои широкие покрывала (джалябиб – множественное число джильбаб). Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления. Аллах Прощающ, Милосерд! (33:59)
Всевышний Аллах велит опускать джильбаб вперед. И на этом аяте основываются те ученые, которые считают, что женщина должна покрыть и свое лицо. Но другая группа ученых говорит, что здесь имеется в виду такое опускание джильбаба, при котором прикрывается шея. И никогда до сегодняшнего дня не была предметом дискуссий обязательность хиджаба. Нет ни одного мазхаба, который хотя бы усомнился в обязательности ношения хиджаба. И ни в одной из книг по фикху вы не найдете спор ученых, является ли хиджаб ваджибом (обязательным), или нет. Спор шел лишь относительно лица и кистей рук.
Поэтому, если одна мусульманка считает, что ей трудно надеть хиджаб, и что она пока не готова к этому, лучше ей в этом признаться, нежели сказать, что в Коране якобы не говорится о хиджабе, такими высказываниями она искажает однозначные аяты Корана и отрицает то, в чем все признанные ученые единогласны.
Из материалов Исламских СМИ