Объединение только на основе Корана и Сунны

Объединение только на основе Корана и Сунны

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Аллах Тааля сказал: وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». Сура «Али ’Имран», аят 103.

В виду сегодняшнего сложного положения мусульман в мире и глобального цивилизационного кризиса, нам как никогда необходимы объединение и сплоченность, координация и сотрудничество. Мы должны любить всех мусульман ради Аллаха, независимо от национальной принадлежности. Мы должны радоваться за успехи всех мусульман и быть с ними солидарны душой и сердцем, потому-что они наши братья, поклоняются Единому Аллаху и следуют путём пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха).

Сейчас самое разумное - это возвращаться на землю не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова, то есть, на свою землю, группируясь со своими единоверцами и земляками для защиты своих народов в условиях приближающейся смуты.

В случае возникновения разногласий нам следует объединиться на книге Аллаха даже в вопросах шариатского права (фикх). Если мы разногласим в чем-то – смотрим на доказательства. Мы вместе с тем, на чьей стороне доказательства и не принимаем ошибку того, чье мнение не совпадает с доказательствами.

Поистине, Аллах, Велик Он и Возвышен, не оставил нас просто так, чтобы мы разногласили, без весов, при помощи которых мы могли бы различить верное от ошибки. Нет, он установил для нас Коран и Сунну: «То обратитесь с этим к Аллаху» – то есть к Корану; «И посланнику» – то есть к Сунне. Посланник ﷺ сказал: “Я оставляю среди вас две вещи, если будете держаться за это, то не заблудитесь – книга Аллаха и моя” Хадис передал Имам Малик. См.: «Аль-Мууатта», 3.

Как-будто посланник ﷺ находится среди нас своей записанной, удостоверенной, разъясненной Сунной. Это из милостей Аллаха, Свят Он и возвышен, для этой общины что он не оставил ее без ориентира. Он дал ей то, что указывает ей на Аллаха, указывает на истину. А что касается тех, кто не желает истины, а желает произвола, чтобы каждый оставался на своем мнении и говорит: «Объединимся на том, что у нас общее и простим друг другу то, в чем мы разногласим» – все это без сомнений несостоятельные слова.

Нам обязательно нужно объединяться на основе книги Аллаха и Сунны его посланника ﷺ, обращаться к этому с тем, относительно чего мы разногласим. Мы не прощаем друг другу, продолжая разногласить. Напротив, мы возвращаемся с этим к книге Аллаха и Сунне его посланника ﷺ. То, что соответствует истине — принимаем, а то, что является ошибкой – оставляем. Вот это и является обязательным для нас, а не продолжать разногласить. Те, кто призывает к продолжению пребывания в разногласии могут упомянуть хадис: “Разногласие в моей умме – милость” (См.: «Аль-Мугни», 1/27; «Сильсиля ад-даифа», 57. Ученые прилагали усилия, чтобы найти цепочку передатчиков этого хадиса, но так и не смогли), такой хадис передается, однако он не является достоверным. Разногласие не является милостью, а является наказанием. Аллах говорит: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» Сура «Али ’Имран», аят 105.

Разногласия разделяют сердца и рассеивают общину. Если люди разделились, они никогда не смогут помогать друг другу и сотрудничать. Между ними всегда будет вражда и слепая приверженность своим группам и партиям, они никогда не будут сотрудничать. Они будут сотрудничать только в том случае, если объединятся и будут держаться за вервь Аллаха все вместе – это завещал пророк ﷺ, сказав: “Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись ему и не приобщали к нему сотоварищей; чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы делали искреннее наставление тем, кого Аллах назначил правителями для вас” См.: «Сахих» Имама Муслима, 1715; «Мууатта» Имама Малика, 2/990. Этими тремя вещами Аллах доволен для нас. К нашей теме имеет отношение вот эта часть хадиса: «Чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись». Это не значит, что разногласий и разделения нет вообще, людям свойственно разногласить. Однако это значит, что если произошло разногласие и разделение, то его нужно разрешить посредством обращения к книге Аллаха и Сунне его посланника ﷺ. Тогда прекратятся споры и разногласия, это и есть правильное решение.

Обращение к Корану устраняет злобу и вражду, никто не будет возражать против обращения к Корану. Если ты скажешь человеку «Давай обратимся к словам такого-то имама, или такого-то ученого», он может не согласиться. Однако если ты скажешь «Давай обратимся к Корану и Сунне посланника», то он согласится, если у него есть вера. Аллах сказал:

إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَنْ يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» Сура «ан-Нур», аят 51. Так отвечают верующие, а лицемеры, если истина выгодна им – повинуются, если нет – отказываются и отворачиваются.

Не позволено верующим продолжать оставаться в противоречии, в каком бы то ни было вопросе, ни в основах, ни во второстепенных вопросах. Все противоречия необходимо разрешать посредством Корана и Сунны. Если истинность мнения кого-либо из ученых не станет ясной посредством доказательств, не получится определить верное мнение, то в таком случае не порицается выбрать мнение определенного имама. Об этом сказали ученые: «Нет порицания в тех вопросах, где допустимо исследование» т.е. в тех вопросах, где не проясняется у кого из сторон сильнее доказательства. Только обращение к Корану и Сунне посланника ﷺ может удовлетворить людей и устранить пререкания.

Аллах упомянул, что он приказал мусульманам быть едиными относительно религии и запретил разобщаться.
Аллах сказал:

شَرَعَ لَكُمْ مِنَ الدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰ ۖ أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): “Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее”» Сура «аш-Шура», аят 13. То есть не поступайте так, что у каждого из вас будет своя отдельная религия. Потому что в религии нет противоречий.

Еще больше ясности в это вносят те удивительные вещи, которые известны в Сунне. Установлены от Пророка ﷺ сообщения, которые побуждают к объединению и запрещают разобщение и разногласия. Как, например, хадис: “Поистине, те из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем” См. «Муснад» Имама Ахмада, 17142.

Впоследствии ситуация сложилась так, что разобщение в основах религии и второстепенных вопросах стало считаться (признаком) наличия знания и понимания религии. У поздних поколений, к сожалению, ситуация изменилась так, что разногласия в основах и второстепенных вопросах стали считаться признаком компетентности. В то время как истиной является противоположность: объединение – это и есть понимание религии. Они говорят: «Разобщение и предоставление свободы людям, отсутствие запретов – это правильное понимание религии». А мы говорим: «Правильное понимание религии – это объединение на основе книги Аллаха и сунны его пророка».

Некоторые из них говорят: «Ислам дал нам свободу в этом. Если кто-то запретит нам что-то, то мы найдем того, кто даст постановление о дозволенности этого». Они установили людей законодателями. Они считают, что если кто-то скажет «это дозволено», то это станет дозволенным, даже если это запрещено Кораном или Сунной. Мы говорим: Обращаемся к книге Аллаха! Истинность чего она подтвердила – принимаем, на ложность чего она указала – оставляем. Вот что является обязательным для нас.

Дошло до того, что призывающего к объединению начали называть не иначе как еретиком или умалишенным.
О том, кто призывает к единению и оставлению разногласий, они говорят: «Он выступил против религии! Он еретик, потому что он отбрасывает слова ученых». Но мы не отбрасываем слова ученых, мы сравниваем их с Кораном. Нас не обязали следовать кому-то из людей, нас обязали следовать Корану и Сунне – это истина. Нам не было велено следовать кому-то одному из ученых. Аллах не поручил нам полагаться на свои мнения и решения, а ниспослал свою книгу, послал к нам своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Если мы вернемся к книге Аллаха и Сунне его посланника, то исчезнет разделение и разногласия, а наше слово будет единым. Мы должны помнить, что еще совсем недавно в Заповедной мечети аль=Харам представители каждого из четырех мазхабов молились отдельно рядом с Каабой. Пока Аллах не послал того, кто объединил их за одним имамом, и, хвала Аллаху, это дурное явление прекратилось. Всё это были последователи мазхабов и мнений ученых. Они разделили даже намаз! Ханафит перестал молиться за ханбалитом, ханбалит за шафиитом. И молились они в разное время: один в начале положенного времени, другой в конце. Потому что один считает, что предпочтительно затягивать молитву, а второй – что предпочтительно спешить с ней. Хотят угодить всем людям. Это явление даже сегодня имеет место быть в некоторых странах. Даже пятничную молитву Джума они не совершают в одно время – некоторые молятся только ближе к послеполуденной, потому что кто-то посчитал это верным. Если человек хочет помолиться рано, идет и молится за одним имамом, если хочет помолиться поздно – с другим. Хвала Аллаху, в свете этого благодатного призыва, люди в Заповедной мечети вернулись к тому, чего придерживались праведные предшественники – молятся все вместе, в одно время и за одним имамом.

Следует напомнить, что религиозные разногласия бывают двух видов: разногласия, вызывающие порицание и гнев Аллаха, и дозволенные, неизбежные разногласия. Всевышний Аллах в Коране говорит о разногласиях: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (Коран, 11:118—119). «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Коран, 3:105). «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (Коран, 3:103).

Указанные разногласия приводят к вражде, ненависти и разделению. Это разногласия, имеющие причины нравственного характера, такие как зависть, гордыня, выгода, национальные или политические пристрастия. Всевышний призывает: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь между собой, а не то лишитесь мужества и успеха. Будьте терпеливы, ибо Аллах — на стороне терпеливых» (Коран, 8:46). В этом аяте говорится о разногласии, которое приводит к препирательствам и розни, лишающих мусульман мужества, силы и успеха. Такие разногласия не только запретны, но и являются одним из наказаний Аллаха, насылаемых на мусульман за их грехи и отступление от праведного пути.

Однако есть разногласия, не только дозволенные, но, пожалуй, неизбежные и необходимые. Чем это обусловлено? Во-первых, характером источников Ислама: если бы Аллах Всевышний захотел, чтобы мусульмане были едины во мнениях, Он ниспослал бы Коран с однозначными и недвусмысленными ответами на абсолютно все вопросы жизни человека, семьи, общества, государства. Но этого не было. Тексты Корана и сунны не всегда однозначны, полностью ясны и недвусмысленны. Для чего это было сделано? — Это милость Аллаха и проявление Его великодушия и благосклонности. Аллах оставляет человеку поиски смысла, предоставляет право толковать и рассуждать, что, естественно, приводит к разногласиям, но в то же время делает исламское законодательство гибким и универсальным, приспособленным к различным обстоятельствам и временам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определенные) обязанности — так не пренебрегайте же ими; и установил границы — так не преступайте же их; и запретил (определенные) вещи — так не нарушайте же (эти запреты); и умолчал о (некоторых) вещах по милости к вам, а не по забывчивости — так не спрашивайте о них!» Абу Дарда приводит похожее высказывание Пророка (мир ему и благословение): «То, что запрещено в Коране, — харам, то, что разрешено в Коране, — халяль, а что не упомянуто — милость и великодушие Аллаха. Так примите милость Его, ведь Аллах ничего не забывает!»

Аллах призывает нас к единству, но, в первую очередь, к единству духовному, к братству сердец, а также к единогласному следованию всем ясным основам и недвусмысленным предписаниям Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Рука Аллаха с общиной»; «Остерегайтесь разделения, ведь шайтан бывает с одним человеком, а от двух он дальше»; «Кто вышел из общины хоть на пядь и умер, тот умер смертью джахилии». Эти и многие другие хадисы обязывают мусульман держатся вместе и поддерживать братские узы, даже тогда, когда они следуют разным мнениям.

Если же разногласия в понимании Ислама приводят к фанатизму и вражде, тогда лучше немедленно прекратить такие споры и оставаться при своем мнении. Лучше оставить брата с его неверным мнением и отложить исправление этого на подходящее время, чем пытаться исправить его сейчас же, если такая попытка может привести к конфликту и разделению. В хадисе передано: «Читайте Коран, пока ваши сердца едины, а если ваши сердца разъединяются при чтении Корана, остановитесь и разойдитесь» — то есть, когда начинаются разногласия в понимании Корана, то в сердцах возникают обиды, а в отношениях появляется холод.

Если мусульмане будут искренни, богобоязненны и справедливы, разногласия не столкнут их — главное не следовать крайностям и излишествам и не увлекаться пустыми спорами. Ибн Аббас передает слова Посланника (мир ему и благословение): «Остерегайтесь крайностей и излишеств в религии, ведь тех, кто был до вас, погубили излишества в религии». В Коране сказано: «Он — тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А те, в сердцах которых болезнь, следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]» (Коран, 3:7).

Верующие должны знать существующие мнения ученых, чтобы по своему невежеству не начинать ненужного спора и не обвинять другого мусульманина в ошибке или заблуждении.

Также необходимо принимать во внимание, что многие разногласия и споры возникают из-за простой неразберихи в понятиях и терминах, таких, например, как иман, куфр, нифак, шариат, джахилия, ширк, акыда, харам и халяль. Эти понятия используются иногда не к месту, иногда слишком обобщенно или узко. Может быть, это и будет темой одной из следующих проповедей иншаАллах.